Призовой выстрел
Алогичность Большого цирка
Когда команда празднует успех в 23-х из 40-ка последних гонок, то само собой подразумевается, что она срывает банк призового вознаграждения. Но Большой цирк не зря получил свое прозвище: в волшебном мире Берни Экклстоуна логика главенствует далеко не всегда. А потому не «Ред Булл» и даже не монументальный «Макларен» хвастает наиболее эффектными показателями в «платежках». Бизнес-лидер «формульной» современности — «Феррари»! Несмотря на единственную победу в чемпионате-2011 да финиш в хвосте тройки призеров, итальянцы уходят на зимовку, положив в карман наибольшую долю прибыли среди всех участников пелотона. Разумеется, с точностью до последнего евроцента сумм никто называть не возьмется: слишком уж ревностно и дружины, и супремо элитного класса охраняют эту область от посторонних глаз. Однако благодаря информации, циркулирующей в паддоке, а также утечкам, спровоцированным инсайдерами, общую финансовую картину «королевского» бюджета составить все-таки реально.
Обходная экономика
Для того чтобы знать общий объем призовых, необходимо иметь перед глазами Договор Согласия, обязательства, данные команде Экклстоуну, и, собственно, ведомости, подтверждающие тот или иной перевод средств. Собрать подобный комплект документов вряд ли удалось даже признанным корифеям автоспортивной журналистики, вхожим в доверие к боссам команд. Тем не менее калькуляционная задача выглядит выполнимой, если двинуть к поиску ответа обходными путями. Например, взять за основу официально подтвержденные данные минувшего года и сопоставить их с трендами настоящего. Заодно удастся определить общую систему распределения финансовых потоков.
Исходя из находящихся в открытом доступе смет, общая прибыль «Ф-1» в 2010-м составила около миллиарда долларов. Из них 658 млн отошли командам в качестве призовых. Если учесть, что доходы проекта в нынешнем сезоне возросли — официально объявленный прирост составил пять процентов, — то легко получим размер обновленного фонда, 691 млн долларов. Готовы спорить, что баланс останется неизменным даже после отчета ФОМ — его следует ждать в конце следующего финансового года. Хотя отдельные составляющие могут разниться как в большую, так и в меньшую стороны.
«Колонки» истории
Ключ к пониманию того, что «Феррари» возглавляет финансовые чарты, кроется в статусе команды. Ее исторические заслуги, продолжительное присутствие в пелотоне, сила бренда как такового вынуждают «Ф-1» перечислять на итальянские счета 2,5 процента призового фонда. То бишь, изначальный бонус маранелльцев составляет 17,3 млн долларов. Смело добавляйте к ним еще 16 млн — выплаты так называемой «категории Б», что осуществляются на основании общих успехов по завоеванию мировых титулов. В результате еще до того, как Фелипе Масса и Фернандо Алонсо сели за рули болидов в 2011-м, в копилке «черных жеребцов» уже звенели 33,3 млн.
Бронзовая позиция по итогам чемпионата мира пополнила баланс «Феррари» еще парой независимых бонусов, предусмотренных за финиш в топ-10 Кубка конструкторов. Назовем эти поступления «колонка 1» и «колонка 2». Они делятся в пропорции 50/50 и формируются из призового фонда, оставшегося после платежей командам «категории Б» (сегодня в это число попадают «Феррари», «Ред Булл», «Макларен», «Мерседес», «Лотус-Рено», «Уильямс) и переводам бонусов новым коллективам — по 10 млн. заработали «Маруся» и «ХРТ».
Остаток по «колонке 1» равномерно распределяется между командами десятки сильнейших — по 10 процентов каждому. Но на деле деньги достаются лишь тем, кто на протяжении двух из последних трех сезонов финишировал в топовом «червонце» — таково обязательное условие. Производя расчет из размеров прибыли-2011, получаем, что выигрыш в средствах по этой статье составит 31 млн для каждого представителя элитной десятки.
Теперь о «колонке 2», которая актуальна для любой конюшни, что попала в топ-10 сезоном ранее. Сообразно утвержденной документами формуле, выплаты по статье производятся в следующем порядке: Победителю чемпионата достается 19 процентов от общей суммы, обладателю второго места — 16 процентов, 3-го — 13, 4-го — 11, 5-го — 10, 6-го — 9, 7-го — 7, 8-го — 6, 9-го — 5, 10-го — 4. Третья позиция «Феррари» принесла в кассу 13 процентов от 310 млн долларов, то есть порядка 40,3 млн. А значит общая сумма выгоды итальянцев составит 104,6 млн: 33,25 исторических выплат по «категории Б», 31 млн. по «колонке 1», а также 40,3 по «колонке 2». Для сравнения, «Макларен» при вычислениях по аналогичным схемам заработал лишь 84,8 млн, «Ред Булл» — 93,1.
«Быки» не возражают
Казалось бы, «красным быкам» впору бить копытом от негодования. Ведь после столь великолепного сезона они никак не заслуживали 10-миллионного отставания от «Феррари». Однако австрийцы воду не мутят, поскольку понимают всю значимость нахождения Скудерии на стартовой решетке. «Черный жеребец» и «Формула-1» — понятия, которые неразрывно связаны в сознании как болельщиков, так и спонсоров. Да и престиж победы в турнире, где участвуют итальянцы, будет стократ выше, нежели в состязании без них.
«Они заслужили право быть особенными — и исторически сумели его подтвердить. Так что никаких обид. Естественно, нам хотелось бы иметь столь же выгодные финансовые условия, как у итальянцев. Но пока хватит и того, что три года кряду обходим соперников на трассе», — отметил руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер после гонки в Бразилии. И, думается, на порядок поднял котировки собственных акций, поскольку уважительное отношение к бренду и наследству «Феррари» в мире автоспорта ценится очень высоко.
Поза «Лотуса»
Дивная система распределения прибыли приводит к тому, что вплоть до заключительного этапа позиции в Кубке конструкторов имеют жизненно важное значение даже для аутсайдеров. Посему любопытно анализировать положение дел победителей и проигравших в финансовой войне — непременно наткнешься на неожиданные выкладки. Приведем некоторые из них.
Благодаря финишному спурту с седьмого на шестое место «Форс-Индия» положила в карман дополнительные 6,2 млн долларов. «Уильямс» же, наоборот, потерял 12,4 млн. за счет того, что за год скатился с шестой на девятую позицию. Самым же удачным дельцом на финансовом рынке оказался «Лотус» Тони Фернандеса. Десятое место позволило малайской команде получить прежде невиданный гонорар по «колонке 1» (31 млн), а также «освоить» вполне законные призовые по «колонке 2» (12,4 млн). Немудрено, что Сан-Паулу делец из Малайзии покидал счастливее всех работников «Феррари», вместе взятых...
По материалам Autosport
а бюджеты и сейчас не сильно ужались так что эти выплаты ничего не решают