6 мин.

Картина работы Рубенса

Прощание с «Уильямсом»?

Еще в начале осени пилот, за плечами которого 321 Гран-при, источал оптимизм и уверенность относительно трудоустройства на сезон-2011. Вроде как у нынешних работодателей к южноамериканцу не было особых претензий, да и рынок рабочей силы предусматривал варианты на случай прощания с Гроувом. Все-таки потребность в опытном гонщике у команд-середняков присутствует всегда – стремление совершенствовать машину в обязательном порядке требует качественной обратной связи от пилота. В идеале – досконально знающего специфику трасс «Ф-1», посвященного в технические тонкости доводки и умеющего конкретно обозначать проблемные области, в дальнейшем предлагая варианты по устранению оных. Резюме Баррикелло, в течение 19-ти сезонов проходившего закалку на всех возможных уровнях серии (от «Джордана» до «Феррари»), идеально отвечает запросам кадрового отдела. Тогда как требования бразильца по зарплате заставляют расцветать улыбками уже бухгалтеров конюшен.

Спрашивается, зачем «Уильямсу» искать добра от добра? Ведь в том, что самый опытный из действующих пилотов проводит худший сезон в карьере, больше виновата как раз команда. Вернее, ее стесненность в ресурсах, кадровая неразбериха в ключевых технических департаментах и на высшем уровне, а также стратегическая непоследовательность обновлений болида. Будучи взаимосвязанными и переплетенными, словно лента Мебиуса, эти обстоятельства сводили выступления Рубиньо и Пастора Мальдонадо к войне — с шинами, разрушавшимися на задней оси сверх всякого предела, передним крылом, не дававшим надлежащего сцепления с полотном, балансом, что всякий раз непредсказуемо менялся при уменьшении количества топлива. Слушая интервью бразильца после квалификации или гонки, то и дело приходилось даваться диву: каждый этап вместе с корреспондентами Би-би-си спортсмен обсуждал новую, ранее не проявлявшуюся проблему на болиде.

Собственно, в целях расширения бюджета и, как следствие, рамок конструкторского творчества в Гроув настойчиво зазывают Кими Райкконена. Под его доброе имя «синие» планируют привлечь немалые средства, а под гоночные таланты — собрать машину, способную регулярно попадать в очки с последующим пополнением казны фунтами от «Ф-1». Баррикелло и хотел бы потягаться с таким серьезным конкурентом, но армия финской поддержки намного состоятельнее, нежели спонсоры бразильцев. Хотя, по утверждениям прессы, сегодняшние походы Рубиньо по потенциальным инвесторам в его карьеру на порядок превосходят активность дебютного года. Тем удивительнее, что даже в случае с провалом переговоров по Райкконену имя ветерана не возглавляет резервные списки — пока частотность бесед с менеджером Адриана Сутиля не в пример выше. Да и имена других известных гонщиков (например, того же Ника Хайдфельда) всплывают с подозрительной перманентностью. Другими словами, все говорит о том, что «Уильямс» сосредоточился на поиске замены добряку-ветерану, в нынешнем сезоне набравшему лишь четыре очка. И сам Рубиньо уже это понимает: в интервью Ди-Си перед этапом в Эмиратах, а заодно в недавней беседе с Адамом Купером пилот начал в подробностях рассказывать о технических недочетах болида этого года. А это, как мы знаем, есть первый признак нарушения командной политики. И первый шаг к поиску нового места работы.

Три дороги

По нашим сведениям, основных направлений у Баррикелло на сегодняшний день три. Самую предметную и высокую заинтересованность в услугах спортсмена выказывает без недели «Катерхэм», стремящийся обновить линейку гонщиков, но при этом сохранить общую философию боевой пары. Тони Фернандес перманентно упоминает о том, что хотел бы видеть в одном из кокпитов опытного бойца, а в другом — человека с потенциалом на несколько сезонов вперед. При этом стили их пилотирования должны иметь как можно больше точек соприкосновения, чтобы зимой технические фокус-группы работали по конкретным направлениям, а не диагностировали неполадки вразнобой. В Хейкки Ковалайнена босс веру по-прежнему хранит, а вот уровнем Ярно Трулли разочаровался. Поэтому рассматривает кандидатов ему на замену.

Потребность в «кастинге» усугубляется еще и стратегическим моментом: ближайший сезон «Катерхэм» видит переходным. В его течении планируется подготовить платформу для трансформации из аутсайдеров в середняки (эдакая «программа «Форс-Индии», только для отстающих), а в 2013-2014 годах — в зависимости от модификаций регламента — утвердиться и закрепиться на новых позициях. Разумеется, для столь амбициозного проекта нужны и квалифицированные исполнители. И Фернандес в уме держит открывающийся зимой 2012-го рынок пилотов. Но пока ему нужен гонщик «два в одном» — с опытом и деньгами. И сегодняшняя активность Рубиньо в переговорах со спонсорами семимильными шагами приближает сотрудничество к юридическому оформлению.

Второй вектор переговоров — «ХРТ». Правда, инициируются беседы все больше испанцами, но то, что Баррикелло не дает парламентерам от ворот поворот, уже на наш взгляд показательно. Конюшня, намедни заключившаяся двухлетний контракт с Педро де ла Росой, похоже, взялась за ум — и вместо рента-драйверов решилась усадить в кокпиты опытных бойцов.

Добавьте сюда намерение строить болид-2012 в исключительно консервативном ключе, дабы в ходе чемпионата искать недостающую скорость каноническими обновлениями — и поймете, почему ветераны за рулем «ХРТ» предпочтительнее всего. Это как поиск базовых настроек перед Гран-при: главное – задать верное направление для дальнейшего поиска и развития. А там уже все зависит от индивидуального мастерства, таланта инженеров и прозорливости тактиков. С парой последних у пиренейцев могут возникнуть проблемы — начиная с лета их штат как-то целенаправленно покидают люди, чьи имена в мире «Ф-1» на слуху. Тогда как тандем гонщиков — при подписании Баррикелло, разумеется — будет представлен на довольно высоком уровне. Собственно, «ХРТ» стремится одним контрактом приобрести и пилота, и тестера, и инженера, и инвестора. Что на бумаге выглядит очень разумным трансферным ходом. Но совершенно необязательным к реализации в реальной жизни. Кажется, Рубенс это сам прекрасно понимает, а потому не форсирует переговоры.

Наконец — вы будете смеяться, но это тоже вариант — Баррикелло с надеждой смотрит в сторону «Лотус-Рено». Того самого, где Эрик Булье объявил о пожертвовании еще одного года на завершение кадровой оптимизации. Похоже, в Энстоуне уже вся верхушка смирилась с потерей Роберта Кубицы — график восстановления пилота пока не укладывается в слот, определенный командой для нормальной в дальнейшем «предсезонки». Поэтому боссы рассматривают два варианта замены поляка.

Первая — приглашение молодого пилота с целью привлечения его спонсорских средств. О дальнейшем превращении его в доморощенную звезду речи не идет. Чтобы потенциальные новобранцы не обольщались, Булье сразу отрезал: в 2013-м он хочет видеть за рулем двух топ-пилотов — благо рынок свободных рук к тому времени откроется во всю ширь. Второй вариант — опытный гонщик, который уже в нынешнее межсезонье смог бы помочь коллективу вернуться на путь истинный после провалившегося эксперимента с системой переднего выхлопа. Беда в том, что в пелотоне их, приносящих реальную пользу, осталось не так много. Причем после истории с Ником Хайдфельдом на Булье потенциальные сотрудники смотрят с подозрением.

Баррикелло — один из немногих, у кого нет противопоказаний к сотрудничеству. Да и реальной конкуренции у него сейчас нет: интересные парни в расцвете сил типа Сутиля или Хюлькенберга сейчас ищут сделок минимум на два сезона (или хотя бы опциона 1+1 с правом решать самим, уйти или остаться) — и в переговорах с «Лотус-Рено» хотят максимально себя обезопасить.

В общем, Рубенсу, словно витязю на распутье, сейчас предстоит сделать выбор. И в зависимости от взвешенности и обдуманности оного, станет ясно, увидим ли мы его счастливую улыбку на стартовой решетке австралийского Гран-при весной 2012-го.