Бразильская система
Поначалу об удивительном, которое рядом. Увидеть наибольшее количество фатальных ошибок в исполнении самого опытного представителя пелотона наверняка не ожидали даже самые закоренелые пессимисты. Все-таки управляемость «Уильямса» заслуживала крепкой четверки по пятибалльной системе, а кривая аккуратности пилотирования Рубенса Баррикелло в последние годы неуклонно стремилась ввысь. Тем не менее именно бразилец перенял знамя «эпик фэйлов» у человека-«косяка» Каруна Чандока.
Ладно, индиец: мистер «расколоти-болид-быстрее-всех» вполне предсказуемо вызвал волну сердечных приступов у сотрудников «Лотуса» — те ожидали подвоха от нового тестера, и, собственно, предчувствия их не обманули. Затупить при выходе из поворота на невысокой скорости в тестовом режиме — это, конечно, надо уметь. В субботу совершивший схожий разворот Адриан Сутиль хотя бы подвижное заднее антикрыло в этот момент активировал. Карун же швырнул машину в сторону так, словно увидел перед собой призрак Махатмы Ганди или резко вспомнил о совете земляка Нараина Картикеяна.
Но вернемся к Баррикелло. В квалификации он пробовал поигрывать педалями, всякий раз при атаках поворотов. Но не учел, что «Пирелли», едва прогреваются надлежащим образом, очень чутко реагируют на любое движение гонщика. Случись тому чуть-чуть не уловить уходящую в занос заднюю часть машины, на мгновение раньше резко увеличить или сбросить скорость — и о контроле над болидом можно забыть. А уж если наезжаешь колесом на траву, а затем принимаешься спешно стреноживать «железного коня» педалью тормоза, заполошно выкручивая руль – вообще пиши пропало. Избавление от амнезии обычно наступает уже в гравийной ловушке…
Рубиньо курс терапии прошел уже в начале второго сегмента квалификации. Но, как показал Гран-при, эффекта не возымел. Поскольку на 24-м круге бразилец совершил еще один феерический ляп, которым загубил гонку не только себе, но и Нико Росбергу. Подходя к третьему повороту, Баррикелло, сосредоточенный на борьбе с шедшим следом Камуи Кобаяси, сместился на внутренний радиус. Тем самым гонщик отсекал возможность атаки японца, случись самому остаться на траектории Росберга — немец, опережавший тандем, взял чуть шире, чтобы плавно оттормозиться перед узким поворотом. Беда в том, что сосредоточившись на самурае, Рубенс бросил следить как за собственным темпом, так и за маневрами Робсерга. А стоило бы, поскольку Нико перестраховался и начал смещаться влево чуть раньше, чем это позволяла трасса. В результате перед «Уильямсом» замаячили бока «Мерседеса», когда ничего поделать было уже нельзя — «синяя» стрела неотвратимо пронзала «серебряную» (звучит прям как фильм какого-нибудь Ким Ки Дука, не правда ли?). Последствия предсказать было нетрудно…
Любопытно, что этот эпизод напомнил коллизию 2007 года, когда Дэвид Култхард не поделил траекторию с Алексом Вурцем. Едва ли не самые искушенные спортсмены в пелотоне тогда «наварили» без вмешательств третьих сил: шотландец с чрезмерным оптимизмом ломанулся на внутренний радиус, тогда как его визави оставался принципиален в вопросах защиты позиции вплоть до самого последнего момента.
«Эх, как в старые добрые времена! Помню, был таким же идиотом. Время идет, а некоторые вещи в «Формуле-1» не меняются», — иронично прокомментировал аварию-2011 Ди-Си, дебютировавший в роли основного комментатора телеканала Би-би-си. При желании найти 10 отличий, конечно, можно. Но суть столкновения и вправду осталась неприкосновенной.
Еще одним спорным эпизодом оказался обгон, совершенный Дженсоном Баттоном на 12-м круге. Оному предшествовала очень увлекательная и бескомпромиссная борьба британца с Фелипе Массой. Четверть часа пилот «Макларена» висел на заднем антикрыле бразильца, но преодолеть сопротивление соперника не мог. Даже когда в ход пускались KERS и регулируемое заднее антикрыло, достаточного «буста» для выигрыша позиции это не давало.
Для сравнения, с тем же Кобаяси на 25-м круге маневр в первом повороте прокатил: разница в скоростях, усугубленная «прибамбасами», оказалась критической. Под занавес гонки атаку точь-в-точь скопировал уже сам Масса, лишь с помощью измененных настроек заднего антикрыла одолев Себа Буэми.
В случае же с алой машиной задумка чемпиона мира 2009 года не прокатила. С одной стороны потому, что представитель «Феррари» безупречно выбирал тактику и методику контрударов. К примеру, неторопливо крестил траекторию, памятуя о том, что по новым правилам может лишь раз «поломать» линию защиты. Начиная смещаться не на упреждение, а по факту начала движения конкурента, Масса несколько мгновений оставался в так называемом «пограничном» положении. Дженсону оставалось либо идти на риск и надеяться на то, что его резвое смещение успеет принести плоды раньше момента, как перед носом нарисуется F150. Либо же брать паузу, дожидаться окончательного перехода Фелипе на «новые рельсы» и изменять направление своего движения в противоход.
Проблема заключалась в том, что режим выжидания Баттона также был ограничен по времени — и бразилец неизменно загонял соперника в цейтнот. Отсюда и жалобы Дженса своему гоночному инженеру на коварства визави, и желание любой ценой наконец-то оставить «контру» за спиной, и почти 12 кругов карусели, по итогам которой каждый все равно оставался при своих.
Маневр Баттона, таки приведший к рокировке, иначе как атакой отчаяния не назовешь. Поравнявшись с Массой при входе в длинный левый, у него был всего лишь один-единственный шанс получить стратегическое преимущество — то самое, на которое позже ссылался Мартин Уитмарш, требуя от стюардов признать обгон легальным. А шанс заключался в том, чтобы заставить бразильца дрогнуть и сдвинуться влево, позволив шедшему по внешнему радиусу «Макларену» не просто остаться в пределах полотна, но заполучить пространство для нормального входа в десятый поворот.
Но ни на апексе, ни при движении по коротенечкой прямой Фелипе и бровью — не говоря уже о руле — не повел. Срезка шиканы — логичный итог маневра британца, потому как альтернативой ему значился лишь радикальный сброс скорости и упущение бразильца в дальние дали…
Заметим, что после рокировки Масса совершил еще один меркантильный маневр, превративший положение Баттона из критического в аховое. Открыв дорогу Фернандо Алонсо, он обрек пилота «Макларена» на пропуск сразу пары гонщиков «Феррари» при возвращении позиции. Однако до нее дело не дошло…
К чести Баттона, он взял убедительнейший реванш на 48 круге. В первом повороте Дженсон пронесся мимо бразильца как поезд мимо нищего — Фелипе даже подготовиться к достойной защите не смог. Впрочем, после гонки нашел этому оправдание, вроде как звучавшее достаточно правдоподобно. Мол, износ задних шин оказался столь велик, что при вызванном ими нарушении баланса и управляемости вывел машину из-под контроля.
Судя по рваному ритму бразильца в гонке, ходовые характеристики F150 и вправду были далеки от идеальных. Но при этом на фоне стартового великолепия Фелипе возникает вопрос: уж не прошлогодние ли проблемы вновь начинают его донимать? Ведь в сезоне-2010 размолвка с шинами стала главной причиной кризиса в выступлениях пилота. На межсезонных испытаниях Масса вроде бы как разобрался с этой проблемой... Однако в Австралии бразильца словно подменили…
Упомянув о принципиальности стюардов, досконально разобравшихся в ситуации с Баттоном, нельзя не отметить факт, бросивший небольшую, но все-таки тень на их репутацию. Да простит нас Джонни Херберт, но найти правого и виноватого в перипетиях британо-бразильских взаимоотношений сумел бы даже далекий от профессионального автоспорта человек. А вот чтобы рассмотреть нарушение на 20-м круге, следовало постараться. В четвертом повороте Себ Буэми прошел Адриана Сутиля столь лихо, что не заметил желтых линий. А зря: в регламенте черным по белому прописана кара за подобное пренебрежение к рамкам трассы. На счастье швейцарца арбитры слиберальничали, даже не взяв инцидент на карандаш. Хотя с учетом замеров элементов заднего антикрыла «Заубера» в их педантичности сомневаться вроде как не приходилось.
http://www.sports.ru/automoto/87168961.html
Стиль письма не теряйте!
На тестах зимой Пирелли очень недолго жили, но очень быстро прогревались, Массе это подошло. Но почему-то в Австралии Пирелли стали хоть и не такими дубовыми, как Бриджи, но все равно где-то близком. Массе, соответственно, это не подошло.
Ни на одном сайте таких разборов не видел .)
Что касается Барика - так его старческий маразм, похоже, совсем добил. Сколько воплей от него было после Венгрии-10, где МШ боролся очень жестко, но безконтактно, за что получил +10 мест на старте в Бельгии. В Спа обиженный бразилец на первом же круге лупит нещадно Алонсо в корму и никакого штрафа не получает. Сейчас, в Автралии он умудряется обоср»ться в квале, ну а потом, возникло впечатление что он просто перепутал болид Мерседеса. Ох не тот болид он хотел взять на абордаж, не тот. За что получает смехотворный проезд по пит лейн. Конечно нету смысла говорить о какой-либо справедливости в отношении решений и наказаний стюартов, но по-моему они действуют по принципу - юродивых и ущербных не наказывать особо, они ведь наказаны свыше.
З.Ы. В Монако-10 за руль выброшенный на трассу Рубенс тоже никакого наказания вобще не получил, хотя должны были стюарты выписать ему за это «лекарств», но слишком уж болшая и семикратная рыба тогда в их сети попалась, про такую мелочь как Рубенс думать им не хотелось совсем.
Избирательная память? КО желает напомнить, что в Спа к моменту столкновения начал лупить приличный дождик и из-за этого в том самом повороте проскочила точку торможения и выскочила за пределы трассы целая группа пилотов. Так что завязывайте со своими сказками об обиженном бразильце... Что же касается Венгрии то я вам вот что скажу Слава Богу (или Богам - у кого как) что обошлось без контакта. Михаэль раз уж прошляпил атаку справа, то должен был хоть немного думать о том что справа бетонная стенка... Это примерно как при атаке в повороте - «зевнул» атаку - оставил слишком большую калитку ,соперник туда нос сунул - так думать надо прежде чем калитку а-ля Кова в Спа-2008 захлопывать - сам виноват.
Будь справа газон, или не влезай справа автомобиль - я бы с вами согласился по данному эпизоду. Но места было как раз для болида