Любовь живет три года
Читая новости последних недель из Милтон-Кейнса, всякий раз на ум приходило слово «фундаментальность». В кои-то веки конюшня Больших Призов озаботилась долгосрочной перспективой развития, сопоставив ее с логичной сиюминутной целью — удержаться на вершине. Причем команда развернула кипучую деятельность сразу по всем кадровым фронтам: под новый деловой призыв попали топ-пилот, ведущий конструктор, несколько представителей технического штаба и ряд «штыков» из обоймы гоночной бригады Феттеля. Заметим, с каждым из них предусмотрена долгосрочная кооперация. Что из этого следует? Попробуем выделить ключевые тезисы, рассмотрев ситуацию сквозь призму нюансов сотрудничества.
«Ред Булл» готов к тому, чтобы строить команду-династию вокруг ярко выраженного лидера
Это понятно хотя бы из срока соглашения, нынче встречающегося не так часто. Три сезона — это целый цикл, пройдя который конюшня, имеющая мало-мальски толковую техническую базу, может выбиться в претенденты на лидерство. Если же речь идет уже о сформировавшемся крепком коллективе, то впору вести разговор о долгосрочной гегемонии. Благо для этого есть отличный базис в плане шасси, проверенный персонал и пилот, способный побеждать.
Три года — это грандиозный кредит доверия, который снимает напряжение относительно будущего Феттеля. Даже ошибки и спады в карьере, от которых никто не застрахован, этим контрактом словно заранее нивелируются. Вернее, даже не столько они, сколько пагубный эффект, грозящий негативно отразиться на психологии победителя гонщика.
Три года — это гарантия того, что немец в ближайшее время останется лидером команды. Особенно на фоне краткосрочной кооперации с Марком Уэббером, суть которой не изменилась даже после успешного чемпионата-2010. При этом не будем забывать, что сезонные контракты предполагают возможность заменить напарника в случае эскалации напряжения. То есть, при определенных обстоятельствах у Феттеля появится возможность выбрать себе более удобного партнера.
«Ред Булл» постулирует преемственность в техническом развитии машины
Пользу от подобного подхода можно оценить, вспомнив о последних неудачах «Макларена». Революционные изобретения типа двойного диффузора или воздуховода помогают добиться преимущества лишь на определенное время. Рано или поздно соперники скопируют новинку, внедрят ее в философию своей машины и улучшат результаты под стать ушедшим в отрыв конкурентам.
В случае радикального изменения концепции автомобиля существует серьезный риск просчитаться – ошибки отбросят команду на несколько шагов назад, и тем самым разом перечеркнут все, что было нажито непосредственным трудом прежде.
«Ред Булл», похоже, понимает ситуацию глубже и тоньше всех соперников. Эдриан Ньюи не бросается из крайности в крайность, а с похвальным упорством шлифует узлы болида с маркировкой RB. Даже тогда, когда ситуация требует более агрессивного подхода, он остается верен себе. Хрупкая коробка передач рискует отдать концы, будучи плотно «упакованной» в задней части машины? – Конструктор освободит лишь немного пространства для улучшения безопасности узла, но не будет изменять плавности линий хвостовой части и аэродинамическим решениям, приносившим в той области пользу. Проблемы с охлаждением? – Будет убита уйма времени, но альтернатива изыщется без глобальных перестановок и масштабной перелицовки начинки. О том же, как элегантно мэтр устранял нехватку прижимной силы (в сравнении с прошлым сезоном), поколдовав над передним антикрылом и подкорректировав характеристики днища, в минувшем сезоне вовсе говорено было немало — причем во многом с подачи искавших крамолу конкурентов.
Обратите внимание: из года в год при анализе презентационных образцов «Ред Булл» характеризуется эпитетом «консервативный». Но не с отрицательной коннотацией, как это бывало, скажем в случаях с «Торо Россо» или «Уильямсом», а положительной. Ньюи, сохраняя базис, всякий раз совершенствует надстройку. Причем ищет там, где соперники, кажется, уже даже бросили искать, не надеясь отыграть тысячную-другую.
К слову, это снижает риск ошибки как таковой при межсезонных разработках и позволяет без видимых потерь в скорости откатываться назад, если допущена ошибка. Подчеркнем: даже с учетом проблем при обкатке шин «Пирелли» скорость «быков» оставалась высокой и стабильной. У прямых конкурентов (за исключением, пожалуй, «Феррари») союз «и» в предыдущем предложении заменялся на «или». Думается, излишне напоминать, что при развитии юбилейной модели итальянцы пошли по консервативному пути.
«Ред Булл» демонстрирует собственную самодостаточность
Традиционно пилоты, входящие в топовую когорту или толпящиеся у ее порога, находятся в поиске наилучшего места для трудоустройства. Если попасть в кокпит «Феррари» или «Макларена» — команд, исторически считающимися лучшими — не получается, исследование рынка труда идет по признаку «место, где можно максимально раскрыть талант».
К примеру, Роберт Кубица искал должность лидера конюшни, Нико Росберг надеялся получить конкурентоспособную машину, Адриан Сутиль после ухода ряда специалистов из «Форс-Индии» спит и видит себя в окружении команды высокого технического профиля. В общем, все, кто не попадает в крупнейшие автоспортивные коллективы, так или иначе стремятся там очутиться. В нашей ситуации происходит обратный эффект: чемпион мира остается на насиженном месте (привет, Дженсон Баттон!), тем самым демонстрируя веру в дальнейший прогресс команды. Наверное, последний раз нечто подобное мы видели в «Рено» образца двухлетней гегемонии, когда Фернандо Алонсо был тем пятым элементом, что объединил усилия триумвирата Деншам — Тозо — Уайт и экономической хватки Флавио Бриаторе. Сейчас уже «быки» бросают вызов конкурентам тем, что альтернатива «Феррари» в качестве потенциального места трудоустройства не манит Феттеля. Хотя против размена немца на Фелипе Массу сейчас бы не стал возражать ни Стефано Доменикали, ни подвластные ему структуры. С этой точки зрения продление контракта Феттеля уже можно считать имиджевым.
«Ред Булл» уверен в верности избранного маркетинг- и пиар-курса
Именно поэтому команда снизила пилоту нагрузку относительно участия в пиар-мероприятиях. Сейчас Феттель — величина достаточная, чтобы не разменивать ее по мелочам, а извлекать дивиденды, включая в глобальные проекты. Целевая аудитория, попавшая под обаяние этого парня, уже сформирована и завоевана. Теперь команде предстоит сделать следующий шаг, презентовав миру повзрослевшего Себа — чемпиона, который стал серьезнее смотреть на вещи, озадачиваться глобальными проблемами, с толком рассуждать о приоритетах и интересах команды. И в то же время сохранять непосредственность, за которую его любят. Думается, защита немца от медиа — это шаг в направлении отделения зерен от плевел. Теперь держаться избранного курса и являть миру идеального корпоративного Себа (знаем, это звучит отвратительно, но все же) команде куда как проще — особенно на фоне упростившихся целей и задач.
Без понятия что для Вас нулевые гонщики. Домысливаете?
По факту нет секрета: лучшие пилоты заметны там, где выше роль пилотажа.
В 21 веке таких гонок уже мало - но бывают. Пример: Марафоны (Дакар, прочие, 24-часовые, 1000-км).
Намёк: я думаю лучший пилот планеты способен гонять на разных дорогах: асфальт, гравий, снег, прочее ...
Машины с открытыми колёсами - это давно самолёты наоборот. Настоящие Гонки - это закрытые колёса.
И если не секрет, какая серия на ваш взгляд выявлет лучшего планетника?