9 мин.

Уход семикратного

Пресс-конференция, посвященная российскому ралли-рейду «Шелковый путь», подходила к концу, когда руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов пригласил на трибуну Владимира Чагина. Весь прошедший час гонщик скромно сидел на заднем ряду позади задававших вопросы журналистов, и, казалось, мысленно пребывал совершенно в другом месте – может, в песках Сахары или Атакамы, а может на кухне собственной квартиры в Набережных Челнах рядом с женой Еленой и сыновьями Вадимом и Игорем.

Но вот Владимир уже огибает многочисленные телекамеры и проходит вперед: все понимают, что заявление, которое он сделает, будет выходить за рамки обыденного – гонщик непривычно много запинается, постоянно передвигает микрофоны, и вообще ощутимо волнуется и переживает.

Почему-то вспомнилось подобное поведение семикратного чемпиона мира «Формулы-1» Михаэля Шумахера на пресс-конференции Гран-при Италии 2006 года: сидя перед телекамерами, всегда превосходно владеющий собой немец говорил также сбивчиво и излишне многословно. В середине своей знаменитой речи Шумахер, наконец, произнес так давно ожидаемые, но от того не менее поражающие слова: он уходит.

Подобно Михаэлю, Владимир Чагин начал со слов благодарности своей команде и воспоминаний о начале гоночного пути и рекордных результатах, которых им вместе удалось достичь. Увы, предчувствия и аналогии не обманули: еще один семикратный чемпион объявил о своем уходе из спорта.

«Я очень благодарен Семену Семеновичу Якубову за понимание, которое он проявил ко мне в ответ на предложение, с которым я к нему вышел. «Дакаром» 2011 года я завершаю свою спортивную карьеру».

«Народ против!» – тут же воскликнул кто-то из сидящих в зале журналистов. Протестующего нестройным хором поддержали еще несколько человек, но «Царь Дакара» продолжил свою речь: «Я очень благодарен нашим болельщикам за их поддержку: без их слов и эмоций не было бы таких результатов у команды и у меня. Уходя из гонок, я не покидаю автомобильный спорт – я остаюсь в команде, работы мне хватит на 25 часов в сутки. Я продолжу делать все для того, чтобы любимый нами российский автоспорт развивался».

Механик Чагин

Мало кто знает, что первой любовью Владимира Чагина был... хоккей! Будущий «Царь» вышел на лед в четвертом классе, и довольно долго не мыслил своей жизни без шайбы и клюшки.

«Хоккей был моим первым увлечением», – рассказывал Чагин в интервью радиостанции НИА «Нижний Новгород». – Я следил за выступлениями нашей сборной, знал всю историю советских хоккеистов, начиная с первой Олимпиады. И сам очень серьезно спортом занимался, после школы сразу же бежал на тренировки по хоккею. Тогда еще не было крытых стадионов, мы чистили снег с площадки. Возможность тренироваться еще нужно было заработать своим трудом».

Но, закончив школу, Чагин выбрал стезю автомобильного механика: в 18 лет Владимир поступил на работу на завод «КАМАЗ», а в 1989 году присоединился к новообразованной команде «КАМАЗ-мастер». В первую очередь, Чагин занимался ремонтом и обслуживанием гоночной техники, но в душе всегда надеялся стать профессиональным гонщиком.

Впервые маленький Володя сел за руль в шесть лет, когда во дворе дома отец усадил его на водительское место старой «Копейки» и показал, как управлять машиной. Между водительским «дебютом» Чагина и его приходом в гонки прошло 13 лет: первый раз челнинцу доверили «Ниву», бывшую машиной сопровождения, в 1989 году.

А спустя год Чагин дебютировал на «Дакаре»: будучи механиком экипажа Владимира Марченкова и Александра Кузьмина, Владимир воочию увидел легендарный ралли-рейд из кабины «КАМАЗа». Да, это был всего лишь грузовик быстрой технической помощи, и за результат в общем зачете ралли-марафона он не боролся, но начало было положено: Чагин стартовал на «Дакаре».

После этого были долгих шесть лет в качестве механика, в ходе которых Владимир Чагин почти потерял надежду когда-нибудь стать пилотом. В 1995 году он даже подумывал об уходе из команды, но руководитель «КАМАЗ-мастера» его отговорил: видя целеустремленность и колоссальное желание Чагина сесть за руль, Семен Якубов пообещал 25-летнему механику сделать из него пилота. При этом Якубов лично сел в соседнее кресло штурмана, чтобы разделить со своим протеже все радости и трудности предстоящих баталий.

Великолепная тройка

«У пилотов на сон считанные часы. Все еще только укладываются, а Володя Чагин уже умылся и спит. Его организм устроен таким чудным образом, что он способен спать в любых условиях. Если есть свободная четверть часа, он не поленится «кроватку» расстелить. Впрочем, для того, чтобы уснуть, Чагину совсем не обязательно иметь раскладушку – достаточно сесть на стул. Если идет совещание и раздается грохот, то с большой вероятностью можно предположить — это задремал Володя и уже успел проснуться, налету ухватившись за стол».

Так о «Царе Дакара» рассказывает его ближайший друг Сергей Савостин. В 1996 году вместе с 49-летним Семеном Якубовым и 25-летним Владимиром Чагиным Савостин вошел в «великолепную тройку» «КАМАЗ-мастера», которой впоследствии суждено было пять раз выиграть культовый ралли-марафон.

Первый триумф пришел далеко не сразу: в таком составе экипаж добился победы только в 2000 году. А до этого команда активно экспериментировала с различными сочетаниями гонщиков, штурманов и механиков: за прошедшие пять лет Чагин успел поассистировать первому в истории «Дакара» российскому победителю гонки Виктору Московских, а с Ильгизаром Мардеевым Владимир несколько раз менялся креслами — из механика в гонщики и обратно. Правда, большинство таких экспериментов приходилось на другие автомарафоны, в которых будущий «Царь Дакара» также преуспел.

В 1996 и 2000 годах Владимир Чагин становился победителем Кубка мира по ралли-рейдам, несколько раз выигрывал сложнейший марафон «Оптик 2000» в Тунисе и четыре раза занимал первое место на российском «Мастер-ралли». Но самые главные достижения к Чагину пришли именно в связке с Якубовым и Савостиным.

«Отношения сложились с самой первой гонки, – вспоминал Чагин в интервью журналу «Элита Татарстана». – Мы сошлись характерами, несмотря на то, что возраст у всех очень разный. Психологический климат в коллективе, безусловно, играет большую роль. Во время гонки мы практически не разговариваем, не считая обсуждения самой трассы или того, что написано в роуд-буке. Ни одной лишней фразы не произносится, каждый занят своим делом. Партнерам не приходится объяснять, как и что делать, даже смотреть друг на друга не нужно».

«При этом у каждого из нас существует огромное уважение к двум другим соратникам, – дополняет слова коллеги Сергей Савостин. – Плюс – дружеские отношения на протяжении многих лет. Безусловно, имеется какая-то дистанция, мы прекрасно осознаем, что Семен Семенович – наш руководитель. Но служба с дружбой прекрасно уживаются в нашем коллективе. В любой ситуации мы умеем находить общий язык».

На счету трио Чагин-Якубов-Савостин пять побед на «Дакаре». Их последней совместной гонкой стал ралли-марафон 2007 года, закончившийся страшной аварией. Не заметив в пыли груду камней, экипаж «КАМАЗа» на полном ходу въехал в трехметровую насыпь, несколько раз перевернулся и замер в неестественной позиции.

К счастью, все выжили, но компрессионный перелом позвоночника Сергея Савостина и сильнейшее сотрясение мозга Владимира Чагина поставили под сомнение их дальнейшую гоночную карьеру. Как это часто бывает, случилось ровно наоборот: ушел Якубов — уже не гоночный возраст руководителя команды дал о себе знать, а Чагин в 2009 году вновь вышел на старт «Дакара»: теперь его механиком стал молодой Эдуард Николаев.

Национальная гордость и молодое поколение

«Я знаю, как проехать «Дакар» и победить на нем. Теперь считаю своим долгом поделиться полученными знаниями с теми, кто вслед за мной встанет на этот путь. Нынешняя камазовская молодежь находится в более шоколадных условиях, чем мы когда-то. Нам никто ничего не объяснял и не показывал — просто не было таких людей. Сейчас же мы целенаправленно занимаемся с молодежью, готовим пилотов. Мне нравится работать с новичками. Когда в «КАМАЗ-мастер» появится молодой спортсмен, который сможет проехать также как я или даже быстрее, я пойму, что моя работа не прошла даром».

Что ж, похоже, момент, о котором Владимир Чагин говорил в 2008 году, настал: сменить «Царя» на троне готов 26-летний Эдуард Николаев. В прошлом году молодой спортсмен выиграл ралли «Шелковый путь», впервые приняв участие в гонке в качестве пилота. А в минувшем январе Николаев сходу занял третье место на «Дакаре» — дебютировав в легендарном ралли-марафоне на водительском кресле.

Но до этих успехов молодой надежды «КАМАЗа» было еще две победы Чагина на «Дакаре» в 2010 и 2011 годах, причем последняя гонка и вовсе завершилась историческим достижением отечественной команды: впервые в истории пустынного ралли-марафона первые четыре места в грузовом зачете заняли представители одной команды. «КАМАЗ-4396» оказался настолько надежным, что смог пережить всех иностранных конкурентов, день ото дня сокращавшихся в количестве из-за технических неполадок.

За свои многочисленные успехи Владимир Чагин получил целых 14 наград, в числе которых Орден Мужества, Орден «За заслуги перед отечеством» и звание почетного гражданина города Набережные Челны. Но, несмотря на все медали, Чагин остается простым в общении человеком, никогда не забывающим о том, что для него в жизни важнее всего.

«Нашему браку больше двадцати лет. Я понимаю, как нелегко моей жене, так как воспитанием сыновей занимается в основном она. Но я уверен, что в основе любой семьи лежит взаимопонимание. Она понимает меня и не противится такой жизни. В конце концов, другой-то у нас нет и не было: мы поженились в восемнадцать лет, и все время, сколько мы были знакомы, я работал в команде. Может кто-то и живет иначе, но мы не видели ничего иного. Поэтому нам, наверное, и легче дается все это».

***

Сообщив о своем решении оставить гонки, Владимир Чагин вернулся на место в заднем ряду, предоставив организаторам «Шелкового пути» завершить пресс-конференцию. Но Семен Якубов не дал своему гонщику забыть о его роли в команде: специально для него коллектив «КАМАЗ-мастер» подготовили видеоролик, посвященный их совместной истории на «Дакаре». В трехминутный клип вошли и победные подиумы, и фотоснимки жуткой аварии 2007 года, и невероятные кадры африканской природы, и, конечно, съемки из кабины гоночного КАМАЗа – тот самый вид, который каждый день открывался Чагину через лобовое стекло его грузовика.

В этот момент коронованный «Царь Дакара» выглядел как никогда эмоциональным: грустными-грустными глазами Чагин смотрел на хорошо знакомые ему картины и не мог отвести взгляда от кадров минувших гонок.

Для семикратного триумфатора ралли-марафона даже после завершения гоночной карьеры «Дакар» остается мечтой. Мечтой, наличие которой не зависит от результатов или возраста. Мечтой, которая может становиться явью вновь и вновь, даже если «Царь Дакара» не станет выходить на старт, а будет просто приезжать на знаменитую гонку в качестве руководителя команды. Мечтой, которая для Владимира Чагина исполнялась не семь, а целых 19 раз – именно столько лет гонщик принимает участие в пустынном ралли-марафоне.

Мечтой, которая рано или поздно заставит Чагина задуматься о возвращении. Ведь как сказал основатель культового ралли-рейда Тьерри Сабин, «Дакар всегда будет вызовом, для тех, кто решился, и мечтой, для тех, кто остался».

Один семикратный уже вернулся. Владимир Геннадьевич, мы верим!