Неожиданно ожидаемый шаг назад
Спад в выступлениях «Брауна/Мерседеса» ожидался давно. В течение прошлого сезона команда мало занималась разработкой нового автомобиля – болид-2010 начал по-настоящему развиваться только с поступлением денег от концерна «Мерседес». Отставание от конкурентов по темпу проектирования шасси прогнозируемо ударило по скорости внедрения обновлений в течение чемпионата. Плюс болид изначально строился под Баттона, но после того, как Дженсон перешел в «Макларен», раскрывать заложенный в W01 потенциал пришлось другим гонщикам.
И все же откат бывшего «Брауна» с первой на четвертую позицию в Кубке конструкторов стал полной неожиданностью. Чемпионское звание 2009 года подготовило отличную базу для продолжения побед коллектива, а солидное финансирование «Мерседеса» обеспечило команде надежное будущее. Но, несмотря на таланты Росса Брауна, деньги немецкого концерна и гоночную страсть Михаэля Шумахера, «Мерседес» и близко не подошел к борьбе за победы: четвертое место – объективный максимум, на который могла рассчитывать команда.
В течение межсезонья было забавно наблюдать смену тона высказываний о «Мерседесе»: от полного неверия в перспективы команды формулическая общественность перешла к восхвалению и повышенным ожиданиям.
Явленный миру на презентации болид W01 поразил публику нестандартной формой кожуха моторного отсека, непривычно низким воздухозаборником и фееричной серебристой окраской. В течение зимы болельщики со всех концов света упражнялись в выдумывании необычных оскорблений для расцветки нового «Мерседеса», называя общий тон скучно серым, а зеленоватые полоски «Петронаса» пятнами плесени.
По скромному мнению автора, раскраска штутгартского творения получилась лучшей во всем пелотоне, а необычные обводы болида W01 добавили автомобилю шика и элегантности. Подобно роскошному хромированному суперкару, «Мерседес» «Формулы-1» сверкал дорогой ливреей с металлическим отливом, плавно перетекающей из ярко серебристого в черный оттенок.
Правда, колесные диски цвета морской волны нередко вводили зрителей в заблуждение: глядя на колеса W01, не всегда можно было понять, в резину какого типа обут гонщик – маркировка мягких покрышек «Бриджстоуна» совпадала с фирменными цветами малайского «Петронаса».
Впрочем, стоило сезону начаться, как фанатам стало не до раскрасок: «Мерседес» стабильно уступал конкурентам. Пара шальных подиумов Росберга в начале чемпионата никого не убедила – недостаток скорости «серебряных стрел» становился все более явным.
Первое время команда еще хорохорилась, в пресс-релизах указывая на возможность борьбы за титул. Второе место Нико Росберга в общем зачете после Гран-при Китая дарило болельщикам надежду – «Мерседес» способен тягаться с грандами. Однако дальнейшие результаты коллектива из Брэкли все расставили по своим местам: схватка за корону чемпиона невозможна, пора переключать ресурсы на болид образца 2011 года.
Причина такой неудачи проста, и не раз озвучивалась еще по ходу прошлого сезона: в 2009-м «Браун» практически не занимался новой машиной. Кроме того, в неудачах в сезоне-2010 виноват и технический отдел конюшни, во время разработки шасси просчитавшийся с развесовкой будущего автомобиля.
Еле сводя концы с концами, в прошлом году лидер чемпионата экономил буквально на всем: использованные запчасти после технических проверок вновь шли в дело, члены команды летали только эконом-классом, а о постройке новых шасси не могло идти речи – в случае разрушительной аварии Баттону с Баррикелло просто не на чем было бы выступать. В свете финансовых затруднений «Брауна» в 2009 году спад в новом году совсем не выглядит сенсационным. Другое дело, что прошлой зимой команда получила нового владельца и по инерции прошлых лет мигом была записана в фавориты: люди просто разучились верить в возможные неудачи «Мерседеса».
Что ж, возможно без штутгартцев команда выступила бы еще хуже, скажем, отдала бы четвертое место «Рено», но по-настоящему вклад немецкого концерна в экс-«Браун» можно будет оценить только в 2011-м. Лишь в следующем году технические и финансовые вливания «Мерседеса» заработают на 100 процентов, а значит, немцы вполне могут рассчитывать на победы.
Другое дело, что накопленный инженерный гандикап весьма сложно поддается ликвидации: пока «Браун/Мерседес» занимался реструктуризацией, оптимизацией болида «под Шумахера» и учился взаимодействовать с новым «Бриджстоуном», команды-соперники не сидели сложа руки, а интенсивно развивали собственную гоночную технику.
Таким образом, задача «Мерседеса» на 2011 год усложняется: команде нужно не только сразу создать быстрый и конкурентоспособный болид, но и соответствовать уровню конкурентов в плане внедрения новаторских инженерных решений. Учитывая калибр личности Росса Брауна и масштаб финансовой подпитки из Штутгарта, такой рывок «Мерседесу» вполне по силам – в следующем году немецкая конюшня способна претендовать на улучшение показателей и даже эпизодические победы в гонках.
Правда, здесь вступает в силу дискомфорт от повышенного внимания общественности к пилотам «серебряных стрел»: раздутые ожидания чересчур давят на команду, порой заставляя принимать поспешные решения и делать необдуманные шаги.
В плане гоночных результатов в 2010 году в «Мерседесе» сложилась очевидная иерархия: Росберг стабильно приносит очки, время от времени сверкая прекрасными гонками вроде Мельбурна и Сильверстоуна, Шумахер же больше борется с машиной, чем реально претендует на высокие места.
Если бы в автомобиле номер «3» был не семикратный чемпион мира, выбор команды был бы очевиден: бросить все ресурсы на Росберга, постаравшись обеспечить юному немцу максимально подходящий ему гоночный болид. Но «Мерседес» брал Шумахера не для того, чтобы Михаэль прикрывал тылы напарнику: легендарный гонщик должен побеждать, и немецкий концерн сделает все возможное, лишь бы вновь увидеть своего прославленного соотечественника на верхней ступеньке пьедестала почета.
В сезоне-2010 Михаэль мучился с непривычно узкой передней резиной, из-за чего страдал весь баланс машины. Габариты покрышек в «Мерседесе» не могли изменить при всем желании, так что подоспевшее к европейским этапам увеличение колесной базы стало самым серьезным подспорьем для семикратного чемпиона – большего команда сделать не могла.
Результаты Шумахера действительно пошли вверх (уже в Испании немец добился лучшего финиша во всем сезоне, приехав четвертым), но дотянуться до напарника Михаэлю так и не удалось: три года отсутствия в элитном классе неизбежно повлияли на расстановку сил.
Пока Нико Росберг вместе со всем пелотоном плавно продвигался от машин образца 2006 года к технике современного образца, на Шумахера все изменения навалились скопом: первое время семикратный просто пытался приспособиться к управлению болидом W01. С переменным успехом Шуми все же адаптировался к нелюбимой машине, и под занавес сезона выдал несколько превосходных гонок, пару раз даже превзойдя Нико Росберга по чистой скорости.
Стал ли этот подъем временным всплеском, или прежний Михаэль и впрямь вернулся, мы узнаем не раньше марта 2011-го. В любом случае, конечный результат будет все так же зависим от машины, и, следовательно, в ближайшее время рассчитывать на восьмое чемпионское звание немцу не приходится.
В недавнем интервью Шумахер заявил, что ожидание борьбы за титул в 2011 году будет чересчур оптимистичным – скорее, шансы на итоговую победу появятся в 2012-м. В наступающем сезоне семикратный чемпион будет доволен и регулярным попаданиям на подиум.
Преданным поклонникам легендарного гонщика должно быть приятно, что их кумир не витает в облаках, а реалистично оценивает шансы на предстоящий сезон. Шумахер не раз подчеркивал, что вернулся, чтобы выиграть чемпионат мира 2012 года: в случае поступательного движения немец способен исполнить намеченную цель.
А Росберг… Росберга по-прежнему не принимают всерьез, отказывая пилоту даже в шансе на первую победу, не говоря уже о битве за чемпионат. Между тем, выступления Нико демонстрируют серьезный уровень: при наличии конкурентоспособной машины он способен добиться серьезных успехов. Как показал минувший сезон, никакие былые заслуги Михаэля не остановят Нико на пути к поставленной цели – ряд жестких поединков напарников по команде рождает хорошее предчувствие бескомпромиссной борьбы.
В новом сезоне Росбергу по-прежнему необходимо во что бы то ни стало опережать Михаэля: в случае продолжающихся проблем Шуми, кажущийся сизифовым труд Нико вполне может принести реальные дивиденды в лице внезапного успеха и вынужденного статуса первого пилота.
В данный момент для команды главное не терять голову. Если «Мерседес» создаст хорошую машину и, противостоя давлению извне, продолжит оказывать гонщикам равную поддержку, у команды появится неплохой шанс продвинуться в турнирной таблице. А в 2012-м, глядишь, коллектив и на титул замахнется.
новый кожух появился только в Испании, на презентации вполне обычны кожух был...
Если провести небольшой анализ, то ничего неожиданного нет в сложившейся ситуации. Машина, выигравшая сезон `09 - это машина, которую построила Хонда в `08 году, имея на тот момент неограниченный бюджет. И выиграли «Браун ГП» сезон по инерции, громя всех в первой половине сезона, имея машину на порядок лучше конкурентов. В течении сезона машину не модернизировали, о чём ярко свидетельствует резкий прогресс конкурентов во второй половине сезона `09.
А «Мерседес» просто перекрасил эту машину и сделал небольшую косметику. По своей сути нынешная машина у «Мерседеса» - это машина образца 2008 года, которая соответствует разве что нынешним «Вильямс» и «Торо Росса». Если бы Виталька Петров в «Рено» регулярно набирал очки в гонках, то не видать бы «Мерседесу» и четвёртого места в КК как собственных ушей. Им сейчас нужно самим построить машину с нуля, которая соответствовала их амбициям. И никакого шага назад у них в первом сезоне не было и не могло быть, так как это всего лишь первый шаг в новейшей истории. Вот в следующем сезоне будет видно куда движется команда: вперёд или назад :))).