Стабильность – признак деградации
«Скудерия Торо Россо» начала сезон-2010 в качестве самостоятельного конструктора – впервые со времени покупки команды Дитрихом Матешицем. Формально клиентские машины были запрещены на протяжении всей истории молодой команды, однако с 2006 по 2009 год итальянская конюшня получала в свое распоряжение болиды, разработанные английским конструкторским бюро «Ред Булл Текнолоджи», аффилированным с другой гоночной командой, «Ред Булл Рейсинг».
Такая схема взаимного подчинения и дополнительных контрактов на оказание услуг позволяла обойти прописанный в регламенте запрет на клиентские шасси: согласно букве закона, «Торо Россо» не являлась нарушителем правил «Формулы-1».
Система принесла неожиданные результаты в 2008-м, когда Себастьян Феттель по сути в одиночку вывел дочернюю команду вперед основной. Тогда Матешиц понял, что если он хочет добиться действительно выдающихся результатов, надо сосредоточить все усилия на одной из конюшен – и выбор предсказуемо пал на «Ред Булл».
По инерции еще в течение года «Торо Россо» использовала болид, сконструированный Эдрианом Ньюи, однако оперативных обновлений, поставляемых головной команде, итальянцы не получали – все улучшения приходили в Фаэнцу с большой задержкой, исключающей возможность случайного опережения основного «Ред Булл» на трассе.
В результате 2009 год «Торо Россо» закончила на последнем, десятом, месте, а перспективы на 2010-й не сулили ничего хорошего: итальянцы лишились «консультаций» «Ред Булл Текнолоджи» и вынуждены были самостоятельно строить новый болид.
Автомобиль STR5 получился легкой эволюцией прошлогодней машины – зачем исправлять то, что и так неплохо работает? Конструкторский штаб во главе с Джорджио Асканелли справедливо решил, что технические возможности базы в Фаэнце заметно уступают производственным мощностям Милтон-Кейнса, и не стал серьезно перерабатывать STR4: новый болид «Торо Россо» очень незначительно отличался от предшественника.
Результаты оказались под стать. Если в начале сезона пилоты команды еще могли навязать борьбу «Уильямсу», «Зауберу» и «Форс-Индии», то к середине чемпионата начали отставать от крепких середняков. Конец 2010-го и вовсе вышел провальным для подопечных Франца Тоста: с Гран-при Великобритании по Гран-при Сингапура гонщики не принесли команде ни одного очка!
Объективированным показателем скорости болидов «Торо Россо» может служить темп итальянских машин в квалификации. Если в 2009-м пилоты команды приучили нас к спорадическому выходу в третий сегмент, то за минувший сезон «Торо Россо» ни разу не попала в первую десятку. Лучшим результатом команды в квалификации стало одиннадцатое место, в то время как в прошлом году гонщикам «Торо Россо» покорялась даже шестая строчка субботнего протокола.
В гонках дела обстояли похожим образом: седьмое лучшее место на финише Гран-при в 2009-м сменилось единственной восьмой позицией Буэми в Канаде. По старой схеме начисления очков в 2010-м у «Торо Россо» был бы всего один зачетный балл – вместо восьми в прошлом сезоне.
Переданная на баланс команды старая аэродинамическая труба «Ред Булл» в Великобритании не помогла – по темпу доработки машины и оперативного внедрения инноваций «Торо Россо» занимает предпоследнее место во всем пелотоне, опережая, разве что, «Хиспанию». Если посмотреть на динамику отрывов итальянской конюшни от болидов новых команд, выяснится, что по ходу сезона дебютанты чемпионата неуклонно приближались к автомобилям из Фаэнцы! Конечно, разрывы все еще велики, но тенденция пугает: «Торо Россо» можно назвать самой деградировавшей командой сезона.
Причина такого упадка проста до безобразия: деньги. Младшим «Красным Быкам» недодают корма, и «Торо Россо» предсказуемо загибается – затянувшаяся фаза стагнации все дальше отбрасывает итальянскую конюшню от других команд-середняков.
Что касается пилотов, то и здесь ситуацию можно охарактеризовать словом «застой». Приучив нас к регулярной смене молодых гонщиков, сезон-2011 «Торо Россо» начнет с теми же пилотами, которые выступали за нее в 2009-м и 2010-м. Буэми и вовсе идет на рекорд: швейцарец должен стать первым гонщиком, проведшим в команде целых три сезона подряд!
Секрет «долголетия» юных воспитанников «Ред Булл» в стабильной предсказуемости результатов: такое чувство, что Буэми и Альгерсуари договорились «не мочить» друг друга, чтобы вдвоем остаться в итальянской конюшне. На протяжении всего сезона пилоты «Торо Россо» выступают именно так, как от них и ждут – в меру стабильно, надежно доезжая до финиша и сохраняя пусть не большой, но вполне заметный разрыв между собой.
В основном, Буэми едет быстрее Альгерсуари ровно настолько, чтобы не деклассировать испанца, при этом сохраняя лицо и время от времени демонстрируя относительный прогресс в результатах.
Первое лидирование в Гран-при, уверенные оборонительные действия по ходу заездов, грамотные атаки и возросшая уверенность в пилотаже автомобиля – швейцарец показывает ровно то, чего от него ждет наставник молодых пилотов «Ред Булл» Гельмут Марко. По хорошему, было бы занятно увидеть Себа за рулем более конкурентоспособной техники, но места в основной команде заняты, а значит, пока швейцарцу придется подождать.
В этом сезоне Буэми стартовал точно так же, как его тезка двумя годами ранее: и Феттель, и Буэми начали второй для себя год в Больших Призах в составе «Торо Россо» с серии аварий, в которых не были повинны – по какой-то непостижимой причине соперники с пугающей регулярностью выбирали в качестве мишеней именно Себастьянов. Если бы не четыре столкновения в первых пяти гонках, очковый счет Буэми был бы сейчас куда больше – весной болид «Торо Россо» действительно позволял зарабатывать зачетные баллы.
К середине сезона невезение, наконец, оставило швейцарца, и на Гран-при Монако Себ открыл счет очкам, в результате закончив сезон на 16-м месте с восемью баллами.
Напарник швейцарца, Хайме Альгерсуари, провел чемпионат-2010 более ровно, дважды финишировал на девятом месте и с пятью очками расположился на 19-й итоговой позиции.
В начале года испанец привлек внимание болельщиков смелыми атаками. Гонки в Австралии и Малайзии однозначно стоит занести ему в актив: ряд великолепных схваток с Михаэлем Шумахером, Виталием Петровым и Педро де ла Росой показали Хайме как отважного бойца, не упускающего ни малейшего шанса обойти конкурента.
Малайское опережение Нико Хюлькенберга и вовсе можно занести в список номинантов на звание «Обгона года»: Альгерсуари ринулся в атаку по внешней траектории в двойном правом повороте, где до него в «Формуле-1» не обгонял никто! Ошарашенный Хюлькенберг хоть и не ожидал атаки, защищался как мог – преимущество внутреннего радиуса у немца никто не отнимал. Тем не менее, молодой испанец завершил маневр, не отпуская педаль газа, и в результате был вознагражден отыгранной позицией.
Надо признать, за прошедшие месяцы зрители успели привыкнуть к Альгерсуари: в этом году к Хайме относятся как к второгоднику. А ведь по Гамбургскому счету ситуация Альгерсуари в этом году мало чем отличается от дебюта: незнакомые трассы и пренебрежимо малое количество тестов, де-факто, равняют его с официальными новичками чемпионата. Если рассматривать Хайме на фоне полноправных дебютантов – например, Хюлькенберга и Петрова – получается, что испанец провел очень сильный сезон, с поправкой на скорость машины претендуя на звание «лучшего новичка после Кобаяси».
Там, где Альгерсуари не достает скорости или опыта пилотирования «Формулы-1», он компенсирует отставание прохождением поворотов «на грани» и напористыми атаками: благодаря рисковому поведению на трассе Хайме не раз опережал более взрослых соперников.
Как ни странно, самый серьезный экзамен молодым пилотам «Торо Россо» в предстоящем сезоне устроит 21-летний дебютант Даниэль Риккардо: именно от темпа Буэми и Альгерсуари на фоне новобранца команды будет зависеть их будущее в «Формуле-1».
Конечно, оптимальным вариантом для наших героев выглядело бы регулярное опережение австралийца на пятничных тренировках, но, положа руку на сердце, не верится, что Риккардо уступит хотя бы одному из действующей пары пилотов. И дело здесь не в низкой скорости Себастьяна или Хайме – просто Даниэль действительно хорош.
Пока Буэми и Альгерсуари можно сравнить только между собой, все выглядит нормально, но что будет, когда к нашей сладкой парочке присоединится третий? Как недавно проговорился Гельмут Марко, контракты действующих пилотов рассчитаны всего на полгода, а значит, уже в середине сезона одного из гонщиков вполне может заменить молодой австралиец.
В целом, нужно признать: у «Торо Россо» нет предпосылок для улучшения результатов, поэтому простое сохранение текущей девятой позиции в Кубке конструкторов станет прекрасным результатом для команды из Фаэнцы. Сзади наступают «Лотус» и «Верджин», и первоочередной задачей младших «Красных Быков» станет удержание вчерашних новобранцев чемпионата на почтительном расстоянии от себя.
Правда говорят, главное оказаться в нужное время в нужном месте. СТР 2007-2008 было хорошее место. СТР 2009-2010 болото и не вижу предпосылок что в 2011 будет лучше
Лотус и Верджин скорее всего будут впереди СТР в 2011, а если Хиспания таки будут с Тойотой, то тогда СТР светит тоже место что и в 2009 - последнее