Всем выйти из отпуска
Гонщики «Формулы-1» � это настолько гламурные ребята, что из отпуска они выходят на курорте. Справедливости ради стоит сказать, что вряд ли кто-то из них знает, чем знамениты источники Спа, а если и знает, то не минеральную водичку они приехали сюда пить. А шампанское. Если повезет, конечно.
Трасса в Спа � одна из старейших в Европе, и связано с ней много всего исторического. Но одна из самых запоминающихся фраз была сказана Джимом Кларком: «Почему я ни разу не побеждал в Монако, но четырежды побеждал в Спа � на трассе, которую ненавижу?» Шотландский чемпион был уникальным пилотом во всем. И в этой фразе тоже � мало кто из гонщиков согласился бы с ним в отношении бельгийского трека.
Да, после гонок в Валенсии и Венгрии, где вежливость и политкорректность пилотов подвергались нешуточным испытаниям, теперь перед нами два Гран-при подряд на любимых большинством участников (и, заметим, зрителями) трассах: в Спа и Монце. И как у большинства хороших трасс в истории «Спа-Франкоршам» бывали перерывы, вызванные то реконструкциями, то принципиальной антитабачной позицией властей, то деньгами.
Будучи с небольшими перерывами ареной Гран-при с первого чемпионата, «Спа-Франкоршам» выпала из календаря в начале 70-х, когда началась борьба с быстрыми и опасными трассами, проложенными сквозь лес. «Нюрбургринг» еще мирно жил, время от времени отправляя кого-то в гущу деревьев «Зеленого ада», а виртуальные ножницы организаторов уже были занесены над Спа. Протяженность названной автодромом сети дорог между тремя бельгийскими деревушками составляла тогда более 14 километров. И поначалу речь о реконструкции не шла � Гран-при Бельгии переехал в Нивель и Зольдер. Последняя трасса не только имела зловеще звучащее название, но и на самом деле была опасной. Именно здесь в 1982 году погиб пилот, который получал бы приз болельщицких симпатий каждый год, существуй подобный конкурс � Жиль Вильнев.
И тогда руководство чемпионата вспомнило про «Спа-Франкоршам». С тех пор бельгийский этап проводится только в Спа� или не проводится совсем. За последние годы было уже два пропуска: в 2003 и 2006 году, и, положа руку на кошелек, сам Берни Экклстоун не может гарантировать, что все проблемы остались в прошлом.
Если разбираться, чем же гонщикам так нравится эта трасса, то ответ сведется к простой фразе: «Скоростью, возможностью обгонов и� я уже сказал про скорость?» Хотя начнется все в медленном первом повороте «Ла Сурс», где скорость не будет превышать 65 км/час и на самом первом круге можно будет увидеть цветную мешанину из болидов. Наверняка, кто-то, спасаясь от дружеских объятий, на выходе из поворота попылит по обочине, бормоча сквозь зубы: «Каждый год одно и то же». Но очень быстро негативные эмоции останутся в прошлом: после «Ла Сурса» следует «О Руж» и подъем в гору. Поворот, про который одни говорят, что только настоящие мужчины способны проходить его «в пол», а другие возражают, что это утверждение давно потеряло актуальность и на современных болидах надо пользоваться педалью тормоза, если нет желания проверить аккуратность укладки покрышек на обочинах. В любом случае поворот феноменально быстрый � около 300 км/час при трехкратной перегрузке и слепом апексе � из-за низкой посадки гонщик какое-то время видит перед собой асфальтовую стену.
Уже на выходе из поворота развивается максимальная скорость, и в следующий раз вспоминать про торможение придется только в начале второго сектора. Этот отрезок трассы практически без прямых, но и в поворотах скорость будет очень приличной. Финальный отрезок � это, по сути, одна прямая с поворотом «Бланшимон», лишь немного уступающим в скорости «О Руж», и финальной медленной шиканой.
«Спа-Франкоршам» столь часто была ареной интересных событий, что имеет смысл остановиться лишь на современной эре. Самые памятные моменты с этой трассой связаны у Михаэля Шумахера. Именно здесь немец, тогда еще не вернувшийся ветеран и даже не «Красный барон», а всего лишь «Солнечный мальчик» в 1992-м одержал свою первую победу в карьере. Три года спустя он выиграл, стартовав с 16-го места. Были, конечно, и неприятные моменты. За год до своего прорыва из подвала пелотона Михаэль был дисквалифицирован после финиша на первом месте, в 1998-м, пережив мега-завал в первом повороте, он столкнулся с Култхардом в гонке. В 2000-м немец стал непосредственным участником (пассивным) «Обгона года» в исполнении Мики Хаккинена. Тем не менее, именно Шумахер чаще кого-либо в истории побеждал в Бельгии � 6 раз.
Есть что вспомнить и другим участникам. Хэмилтон наверняка до сих пор считает несправедливым штраф двухгодичной давности, назначенный за срез шиканы в погоне за Райкконеном. Таким образом, из ныне активных гонщиков, кроме Шумахера, официально в Спа побеждал лишь юный падаван семикратного чемпиона � Фелипе Масса � в том самом скандальном Гран-при 2008 года.
Говоря о шансах на предстоящую гонку, к фаворитам следует отнести «Ред Булл». Если даже Феттель в очередной раз найдет возможность упустить победу, то Уэббер подхватит упавшее знамя энергетических напитков. «Феррари», похоже, сейчас выглядит сильнее «Макларенов», но неизвестно, как поведут себя болиды Скудерии на по-настоящему быстрой трассе. Поэтому шансы этих команд примерно равны.
Разумеется, все станет совершенно непредсказуемо, если пойдет дождь. Синоптики, кстати, не исключают его вероятность. Хотя надо помнить, что синоптики, как люди магических профессий, часто предпочитают говорить расплывчато и обще. А предсказать дождь в лесистых отрогах Арденн не так уж и сложно.
Первая гонка после длительного перерыва означает еще и то, что больше не будет возможностей для серьезного улучшения машины. Пилоты и команды готовятся к марш-броску к финишу чемпионата, и права на ошибку уже нет.
Автобусная остановка - там и была (или есть) остановка. Бланшимон - наверное название деревни или горы по соседству. Гугл рулит ;-)
Мне запомнились слова Вильнева: «Здесь, в отличие от других трасс, есть ощущение, что ты действительно куда-то едешь, например, в свой домик в горах»
Вообще-то, «Источник» выше «Красной воды», поэтому не подъем, а спуск...
>> В любом случае поворот феноменально быстрый – около 300 км/час при трехкратной перегрузке и слепом
>>апексе – из-за низкой посадки гонщик какое-то время видит перед собой асфальтовую стену.
Низкая посадка, небо (как вариант - стена?) - это уже про подъем от красной воды к радильону. У него же и апекс слепой.
Я что-то пропустил и трассу реконструировали?!? Или всё что от La Source до Les Combes для автора это «Красная вода»? При всём моем к нему уважении...
По воде только не в курсе почему именно красная :-)