В гуляш по пит-уоллу?
Заметим, что для комплексного понимания сложности ситуации, ее стоит начать рассматривать не с непосредственного противоборства пилотов, а десятком минут ранее. На 61-м круге бразилец наконец-то съел остатки временного пассива и примостился за «Мерседесом» для ведения активной позиционной борьбы и выбора места для атаки. Заметим, что на «синем» болиде шестью петлями ранее был установлен свежий «суперсофт». А значит к моменту активного прессинга он уже в достаточной степени прикатался к покрытию � несмотря на падение температуры асфальта. При сопоставимом темпе обоих шасси этот фактор являлся в сражении одним из ключевых, поскольку позволял Рубиньо увереннее чувствовать себя на немногочисленных активных торможениях «Хунгароринга» и предпринимать агрессивные вылазки. Наиболее удобной позицией для атаки выглядел выход из последнего поворота с последующим разгоном на прямой, однако кроме него Баррикелло проверял на доступность обгона еще несколько участков трассы: первый вираж на излете прямой и связку 11 и 12 поворотов. Впрочем, быстро признал их непригодными для осуществления задуманного: Михаэлю достаточно было лишь поздно оттормаживаться, а затем резко выставлять машину на траекторию, перекрывающую линию потенциальной атаки. Безусловно, подобные действия выглядели рисковыми и тянули на определение «на грани фола», поскольку стоило преследователю необдуманно ринуться в заманчиво открывавшуюся «калитку», как откушенным «синим» носом дело бы явно не ограничилось. Однако Шумахер имел на это право: поскольку гонщик имеет право раз в ходе маневра изменить линию движения для защиты позиций, крамолы в такой стратегии, если исходить из буквы закона, не найти. Джентльменское поведение? Господь с вами, мы же не в бирюльки играем�
Однако эпизод, случившийся на стыке 65 и 66 кругов, уже не попадает под простую юридическую классификацию или однозначный приговор «прав/виноват». Прежде всего потому, что Красный Барон очевидно ошибся на выходе из последнего виража � как показалось по телеплану, сказалось недостаточное сцепление покрышек с трассой при попытке «найти» позднюю точку торможения. Это позволило бразильцу завладеть инициативой, поскольку Шумахеру предстояло сразу определяться с линией движения и вести ее до конца прямой. Немец предпочел остаться посредине. Не самое оптимальное решение, поскольку по обе стороны трассы оставалось достаточно свободного пространства для второго болида, а значит и потенциального слип-стрима (плюс атаки на торможении в конце первого поворота, которую, как мы помним, Рубиньо уже репетировал). Баррикелло же логично смещается на внутренний радиус � следующий же вираж правый. Машины равняются и подходят к пит-уоллу�.
Вот здесь и настает кульминация. Вернее, две ее составляющие. Михаэль, оценив ситуацию взглядом в зеркало заднего вида и анализом положения передней оси машины соперника, совершает рулем движение вправо. То бишь, провоцирует смещение «синей» машину на траву и в потенциале � контакт со стеной. Рискнем говорить о таковой возможности развития событий хотя бы потому, что скорости в этом месте трассы отнюдь не детские. А потому даже рефлекторный ответ Рубенса во избежание коллизии � небольшой доворот «баранки» в правую сторону � грозил фатальными последствиями. Второй нюанс, говорящий о преступлении Шумахером черты благоразумия � линия передних осей машин. Пересечение которых после маневра немца и потенциальном бездействии Баррикелло имело в перспективе совместный печальный исход для бывших напарников. Право слово, оправдывать защиту позиции столь суровым методом нелепо. Да, это спорт настоящих мужчин. Но намного лучше, когда они целыми и невредимыми дают интервью после этапа � пусть полные взаимных претензий � чем размазываются в гуляш по пит-уоллу или лежат в травмопунктах. Если не верите, спросите у пострадавших в Венгрии пилотов GP2 Жюля Бьянки и Хо-Пин Туна. Француз после аварии получил перелом позвонка, тогда как у китайца был выявлен ряд трещин в позвонке и сотрясение�
Другой вопрос, столь ли безупречно повел себя в ситуации Баррикелло. В «Формуле-1» существует пусть неписаное, но железное правило: «Не уверен � не обгоняй». То бишь, если пилот начинает маневр, не просчитав его возможных последствий и осложнений, всю вину за возникшую впоследствии чрезвычайщину он берет на себя. В нашем случае бразилец рискнул. Выбор, скажем, внешнего радиуса заметно усложнил бы Рубенсу маневр, но наверняка обезопасил бы от выдавливания � по левую сторону пространства для ухода либо контратаки было поболе. Далее. Если уж бразилец несколько раз в течение предыдущих десяти минут обжигался на позднем торможении оппонента и жестком «хлопке калиткой», так и не выдумав противоядия, смысл соваться в пекло куда более адовое? Занять радиус � это одно, но вот удержать его до конца прямой � совсем другое дело, требующее колоссальных усилий. Коли ты не сообразил сразу же по выходе из поворота потихоньку прибирать влево и вынуждать уже Шумахера смещаться на свободный край полотна, будь любезен принимать чужие правила игры� Честное слово, до сих пор сложно понять, почему Рубенс не превратил потенциал стратегической инициативы (в том числе и шинного потенциала) в нечто большее. Да, это «большее» подразумевало уже обвинения бразильца в действиях за гранью фола и провокациям коллизии. Но разве попадание в зачетную зону того не стоило?
Наконец, еще один момент, о котором стоит упомянуть, коли уж разбираем эпизод от и до. В момент, когда Баррикелло шел практически впритирку со стеной, последовало его запоздавшее движение рулем влево � и Шумахер, отпрянув, ответил на него по канонам честной игры. При этом сознательно разумея, что открывает пространство не просто для выхода соперника из критического пике, но и путь к десятому месту! Ведь контратаковать или хотя бы повлиять на прохождение Рубенсом первого виража он уже никоим образом не мог. Это следует учитывать при вынесении вердикта: особенно в свете того, что оставь немец машину в неизменном положении, у Рубенса могли возникнуть колоссальные проблемы � и виновником оных на телекартинке предстал бы уже сам бразилец�
Возникает логичный вопрос: правомерно ли тогда наказание, вынесенное Шумахеру? Господа, давайте смотреть правде в глаза. Когда сходятся два пилота, суммарный налет Гран-при которых переваливает за полтысячи, люди вправе ожидать от них острой, но осмысленной (!) борьбы. В данном же случае риск фатального исхода превышал допустимый в разы. Дабы не вводить молодняк в искушение и создать прецедент для последующих неоднозначных эпизодов, штраф как таковой был необходим. Столь же суровый? Это уже претензии к стюардам и характеризующей их непоследовательности. На наш взгляд, меру пресечения можно было избрать столь же показательную, но менее бьющую по результатам гонки в Бельгии. Однако в общем контексте было бы резонно прилюдно попенять и Баррикелло, который в свете устроенной медиа-истерики пытается предстать исключительно белым и пушистым. Хотя поступал авантюрно на свой страх риск в ситуации, совершенно не гарантировавшей успех�
Что еще запомнилось на «Хунгароринге»? Слаломный старт Камуи Кобаяси, позволивший японцу, уходившего в бой с 23-го места на решетке, обогнать сразу семь (!) машин. Прежде самураю (в том числе в минорных сериях) не всегда удавалось здорово отправляться в путь под сигнал, однако в Будапеште он проделал этот маневр образцово. Впрочем, как и провел всю гонку, отличаясь высокой стабильностью при прохождении кругов на длинной дистанции. Здесь же упомянем борьбу Виталия Петрова с Льюисом Хэмилтоном, прошедшую в силовой манере и, к сожалению, не получившую продолжения. Россиянин разумно самоустранился от напористой тяжбы за позицию, поскольку недостаточный прогрев шин и нестабильность задка R30 не позволяли ему в полной мере отвечать на вызовы британца. Хотя перспективы � судя по стартовому противостоянию и дальнейшей настырности уроженца Выборга � потягаться с чемпионом мира-2008 виделись весьма неплохими. Наконец, порадовало уопрство, с которым Себ Буэми сдерживал наступление Витантонио Лиуцци в борьбе за 12-ю позицию. Едва гонка перевалила за экватор, как итальянец буквально клещами вцепился в соперника и старался всячески сломить швейцарский дух с перспективой прорыва. Не вышло! Даже совершая мелкие помарки, Буэми сохранял лидерство, жертвуя где состоянием шин, где собственными нервными клетками, где сотыми секунды преследования топ-11. Пожалуй, в плане работоспособности Себа следует отнести в когорту самых отличившихся пилотов на венгерской земле.
Вот и я о том же... Смотрела внимательно, страха не было, восхищение -- да. Тем более, в памяти столкновение Марка и Фитиля. Класс есть у стариков...
Такие вы и говорили, очевидно.
Что-то чепуха какая-то написана... Какой «радиус» может быть на прямой?
И зачем Барику «соображать влево»? Когда есть простой и понятный путь обгона на торможении по внутреннему радиусу.
Дальше.
«Наконец, еще один момент, о котором стоит упомянуть, коли уж разбираем эпизод от и до. В момент, когда Баррикелло шел практически впритирку со стеной, последовало его запоздавшее движение рулем влево — и Шумахер, отпрянув, ответил на него по канонам честной игры.»
Барик дернулся влево не когда шел впритирку со стеной, а позже, когда проскочив выезд из питлейн чуть не улетел в траву. Нифигасебе, «запоздавшее» движение. А раньше он дернуться и не мог, тогда бы он просто столкнулся с МШ.
Отпрянул МШ конечно не «по канонам», а чтобы максимально широко начать поворот, но это уже говорили...
Уже разбирали эти правила подробно, после ЛХ в Малайзии.
В итоге пришли к выводу, что в правилах ничего больше не говорится кроме фразы «нельзя менять траекторию дважды при защите позиции».
То есть иметь место это может быть всегда, когда защищаешь позицию. Независимо бок о бок уже или нет.