13 друзей Тодта
Давайте будем честны перед самими собой: приращение пелотона «Верджином», «Лотусом» и, прости господи, «Хиспанией» практически ничем себя не оправдало. Оговорка сделана лишь для одного аспекта: ряд талантливых пилотов, аки Тимо Глок или Ярно Трулли, остались в «королевской обойме» и, в принципе, даже в командах-аутсайдерах не уронили сложившейся позитивной репутации ниже плинтуса. По всем остальным пунктам утопический мирок Макса Мосли, подразумевавший борьбу на равных бюджетных коллективов с грандами, проиграл жестокой реальности. Процесс создания шасси с чистого листа обнаружил ущербность уже на тестовой стадии, тогда как отсутствие четко выстроенной линии обновлений к экватору чемпионата не позволило существенно сократить отставание даже от середняков. Добавим: даже сверхсовременные технологии, использованные дружиной Ричарда Брэнсона, без надлежащего навыка и рационального освоения не принесли сколько-нибудь существенных дивидендов.
Кроме того финансовые трудности, словно казни египетские, перманентно били по командам так сильно, что о здоровой конкуренции даже внутри лиги новичков не приходилось и мечтать. Как более-менее толково собранный «Лотус» привозил оппонентам несколько десятых секунды, так и продолжает это делать. Хорошо хоть «Верджину» хватило средств перепроектировать топливный бак, а «Хиспании» — навесить несколько аэродинамических апдейтов, чтобы не отставать на круг через пяток минут после старта. Наконец, не «прокатил» замысел явления миру новых гоночных талантов, поскольку часть мест была сознательна отдана рента-драйверам (а куда деваться, коли спонсоры не выдерживают тягот финансового кризиса?), а оставшиеся вакансии заполнили уже проверенные пилоты — в противном случае процесс доводки до ума и без того «сырых» шасси растянулся бы аж до этапа в Абу-Даби…
И вот теперь новая напасть: офис ФИА бомбардируют заявками новые страждущие попасть на стартовую решетку элитного класса. Прознав о том, что в пелотоне может нарисоваться 13-е место и оценив результаты нынешних новичков, на горизонте нарисовались «Вильнев Рейсинг», «Эпсилон» и «Стефан Гран-при». Причем с твердым убеждением — и вполне имеющим право на жизнь, если исходить с их позиций — что выступят, как минимум, не хуже нынешнего трио. Сегодня основной принцип действий потенциальных «новоселов» прост: главное, ввязаться в бой, а уж потом ориентироваться по ситуации. Ведь единственной преградой на их пути в дивный новый мир нынче является залог в 16 млн фунтов, которые вносятся в казну Федерации на случай, если кому-то из коллективов придет в голову повторить тостерную судьбу US F1. Случись же конюшне купить одну из действующих команд, расходов здесь и сейчас вообще можно избежать. «Закладной» взнос при подобном развитии событий не выплачивается, а остальные финансовые гарантии предоставляются под доброе имя спонсоров — что предполагает растянутость выплат во времени и пространстве (опять же, всегда можно привести в пример порочные аналогии сезона-2010).
Чем чревата подобная инициатива в долгосрочной перспективе? Во-первых, возникновением очередного «мыльного пузыря». Скажем, сегодня Жак Вильнев подтверждает сотрудничество с бывшим участником серии GP2 — проектом «Дюранго». И рассчитывает привлечь в качестве технического партнера небезызвестную «Даллару». При этом точно знает лишь место (!) будущего развертывания базы команды, тогда как ни вопрос набора персонала, ни условия выкупа авторских прав на узлы болида, ни варианты сотрудничества с кем-либо из моторостроителей пока даже в теории не прорабатывались.
Вам ничего это не напоминает, испанские мотивы в голову не приходят? Во-вторых, высока вероятность «гонки вооружений», которую новобранцы далеко не факт, что выдержат — в погоне за качественным материалом для технической базы команда-другая может и преставиться. К примеру, сейчас повышенным спросом пользуются активы формулической программы «Тойота», законсервированные, но не свернутые. В последние дни на них всерьез положили глаз «Хиспании», но где гарантия, что это предложение в последнюю минуту не перебьет, скажем, Зоран Стефанович, сохранивший теплые отношения с руководителями концерна? Тем более что закулисные игры в «Формуле-1» — неотъемлемая часть мира, особенно в контексте «насолить конкуренту». А в восточной ставке тоже ведь не дураки сидят! И они отнюдь не прочь получить максимальную прибыль от внепрофильного актива за счет, предположим, краткосрочной аренды по установленной тендером цене. И уж навряд ли «Тойоту» будет беспокоить судьба плательщика через год, коли к ней не зарастет народная тропа из желающих в дальнейшем наладить кооперацию.
Наконец, спонсорский вопрос также грешно снимать с повестки дня. Конечно, Муамар Каддафи — не мэрия департамента Мурсия, и денег у него будет поболе, нежели у владельца частной авиакомпании. Но кто даст гарантию, что он не охладеет к детищу, стоит тому забарахлить на старте? Свежо предание, как Хосе Рамон Карабанте уже через полтора месяца после приобретения «Хиспании» — то бишь детального ознакомления с положением дел внутри команды — искал в среде коллег и знакомых покупателя, а по совместительству потенциального собственного избавителя от управленческих мучений. Желание сие обострилось после того, как счета испанца были арестованы, а сам он оказался вовлечен в судебную тяжбу. Или же вспомним историю «Лотуса», где Тони Фернандес предполагал через партнеров из Малайзии пустить корни на всем азиатском рекламном рынке, а в итоге довольствовался его скромным сегментом. Жак Вильнев — человек, конечно, с именем и харизмой, но готовы ли в столь непрочные активы вкладывать деньги меценаты? Опять же имея перед глазами примеры команд-2010.
Посему, на наш взгляд, оптимальным нынче решением было бы сохранение в неприкосновенности дюжины команд (а то и вовсе секвестр неудачника-другого). Редко когда доводиться соглашаться с инициативами ФИА, но сегодня мнительность Жана Тодта сотоварищи относительно расширения стартовой решетки, кажется совершенно оправданной — слишком высок риск повторить ошибки предыдущего руководства и еще ниже ватерлинии опустить корабль «Формулы-1» за счет совершенно ненужного балласта…
Видимо, ты и позицию Луки по трём болидам от сильнейших команд поддерживаешь? :)
Так же отвечу: раз уж есть три откровенных аутсадера, что решает четвёртый, в конце то концов? :)
после 1993 года слились команды Минарди и БМС
после 1994 года слились команды Лотус и Пасифик
Пасифик-Лотус благополучно сдох, а Минарди еще долго агонизировала (и Стоддарт не вытащил).
Если бы господин Лука меньше лепетал про третий болид, а чуть активнее соображал, то организовал бы уже дочернюю команду, и получил бы ещё два болида Феррари. Да, они бы назывались не Феррари, а как-то чуть иначе, но движки бы у них были Феррари и шасси были бы очень похожие. И Росси было бы куда посадить. И Массу в случае чего, чтоб уж совсем не выгонять, было бы куда пересадить.
Правда все, кроме Ред Булла, уже отказались от дочерних команд, но Феррари же у нас на особом положении ;)
Своими словами вы даете шанс ЛХ поучаствоать в финишных разборках, т.е. верите в него, и всего делов то :)
И, кстати, чем например Фитиль достойнее титула?