Не продув, но выиграв?
Поводом к очередному судебному разбирательству, а заодно закулисному выяснению отношений на повышенных тонах стала история, имевшая место еще в начале позапрошлой осени. Тогда «силовики» заключили договор о сотрудничестве с итальянской компанией Aerolab, вознамерившись провести продув болида VJM02 во взятой в аренду аэродинамической трубе. Предоплату, как и предполагается, провели траншем честь по чести. А вот закрыть долговую часть счета по окончании испытаний не сумели, косвенно подтвердив только-только поднявшуюся первую волну слухов о финансовых проблемах «Форс-Индии» и грядущем сокращении бюджета и кадров. Дабы не провоцировать конфликт, инженеры и механики втихаря собрали вещи и ретировались с базы на Апеннинах. Однако впопыхах забыли прихватить с собой копию шасси… Через год в офис Aerolab с просьбами, аналогичными индийской, обратился «Лотус». Однако в отличие от конкурентов, работу малайская конюшня провела четко по графику, в срок и до конца. Каково же было удивление публики, когда при сопоставлении первых набросков конструкций машин в контурах VJM02 и Т127 на презентации дружины из Малайзии обнаружился ряд сходств! Впрочем, тогда общественность не придала этому большого значения, поскольку «копипасты» ключевых элементов в современной «Формуле-1» – привычное дело. Да и был ли смысл искать подводные течения в сравнении машин образца 2009 и 2010 годов, если технический регламент изменил требования к их проектировке? Тем не менее, индийцы воспротивились пускать дело на самотек – слишком уж подозрительными показались им совпадения. Да и темпы прогресса «Лотуса», созданного с чистого листа в ходе межсезонья, наводили на мысль, что через сезон-полтора подобного роста именно малайцы превратятся в главных конкурентов «Форс-Индии» по смещению с теплых и насиженных мест позади заводских конюшен.
Закрутилась нешуточная кутерьма. В итальянский суд, ставший любителям автоспорта фактически родным после «дела о саботаже», полетел иск к Aerolab. Индийцы затребовали материальной компенсации за незаконное использование итальянцами чужой интеллектуальной собственности и разглашение конфиденциальной информации. Причем сумма оказалась немалая – 17,9 млн. фунтов, то есть, коллектив Виджая Малльи запросил полную стоимость по исследованию и разработке шасси в год! Обвиняемая компания стала в позу: «знать ничего не знаем; раз не заплатили причитающейся суммы, то дали нам право использовать имущество, ушедшее в доход «казино», по своему усмотрению». Лишь в «Лотусе» радостно потирали руки, отбивая любые претензии: «Проходим по делу как соответчики в гражданских слушаниях, при этом не имеем никаких претензий со стороны «Форс-Индии» насчет противоправности действий. В придачу, Aerolab дал нам гарантии, что будем освобождены от любой ответственности», – подчеркнул официальный представитель малайцев. Однако минуло всего ничего – и лица у ребят из «Лотуса» погрустнели, поскольку на юридический адрес команды «Ф-1» также пришла официальная повестка, теперь уже называющая ответчиками команду Тони Фернандеса. Столь масштабный перевод стрелок и жажда накрыть следственным «колпаком» всех фигурантов спора объясняется обнаружением в деле общего звена. Им оказался Майк Гаскойн, который до перехода в «Лотус» возглавлял технический отдел «Форс-Индии». Мол, благодаря его присутствию в штате малайцев, дебютанты 2010 года использовали и получили выгоду из интеллектуальной собственности «силовиков».
С одной стороны, в защиту «зеленых» лучше всего говорят результаты сезона-2010: болиды конюшни, базирующейся в Норфолке, сильно уступают в скорости «Форс-Индии». Все это так, но, как уже упоминалось, между машинами последних лет существуют различия, что частично объясняет такое отставание «Лотуса». К тому же, малайская команда строила свой болид впопыхах, заметно упрощая его конструкцию.
Впрочем, как кажется, целью иска является не столько попытка доказать получение «Лотусом» преимущества за счет наработок «Форс-Индии», сколько формальное уличить конкурента в плагиате. В таком случае индийцы убьют сразу несколько зайцев. Во-первых, получат солидную денежную компенсацию, что для их «подсушенного» бюджета (бизнес Малльи после финансовых потрясений понес существенные потери) придется очень кстати. Во-вторых, нанесут сокрушительный удар по конкурентам, дорабатывающим машину лучше всех из нижней части пелотона. Ведь случись ФИА вмешаться в разбирательства и признать факт нелегального заимствования, как у «Лотуса» могут возникнуть фатальные проблемы. Напомним, что по Договору согласия каждая команда «Ф-1» обязана самостоятельно разрабатывать болид для участия в чемпионате мира. Если этот пункт правил будет обойден, последуют жесточайшие карательные санкции. Наконец, взятие азиатов на короткий поводок позволит «Форс-Индии» компенсировать собственные кадровые потери. Напомним, что несколько бывших инженеров, трудившихся в структуре Малльи, намедни перешли в стан «Лотуса». Причем Марк Смит (экс-глава конструкторского штаба индийцев) в свое время уже не раз составлял неплохой ударный тандем с Гаскойном во время сотрудничества в «Джордане», «Рено» и все той же «Форс-Индии». Тогда как главный инженер Льюис Батлер и глава отдела аэродинамики Мэрион Хинсон числились на хорошем счету на предыдущем месте работы. Другими словами, «Лотус» в лучших традициях пошел по стопам индийцев, собрав под знаменами талантливый творческий коллектив и аккумулировав неплохие финансы и техническую базу для развития команды. Дружина же Малльи, наоборот, в последнее время сдает позиции, теряя ценных специалистов – напомним, что кроме Смита не так давно конюшню покинул Джеймс Ки.
Пугает еще и то, что под маркой «шпионского скандала» в дальнейшем может развиться закулисная борьба с обвинением в техническом плагиате перебежчиков последней недели, детальных сравнений чертежей с принципиальным непризнанием «копирайтов» и тоннами грязи, которые обычно в таких случаях выливаются друг на друга участниками споров. Поговаривают, что до крайностей не дойдет (кто-то считает, что «Форс-Индия» по-прежнему должна Гаскойну денег за досрочное расторжение контракта, кто-то уповает на дружбу между Майком и Виджаем), однако когда на кону стоят большие деньги, далеко не факт, что стороны не пойдут ва-банк. И далеко не факт, что любители «Ф-1» от этого выиграют…
К трепкам моим привыкайте, никчемный вы наш :) Вместе со своей никчемной агитацией...
Да можно на тракторах Беларусь по деревне кататься, а потом назвать это автогонками. Формула один - суть стремления человека к совершенству техники и разума, по крайней мере раньше она таковой была, но и сейчас равных машин нет. И это вызывает восхищение и интерес. Да и политика есть проявления высших человеческих интересов, и потребностей, увы не совершенных. Потому Ф1 и называется Королева Автоспорта ибо в ней сочетается все в предельной консистенции. Это не значит, что те кто не смотрят Ф1 типа быдло, итд. Или там НАСКАР не интересен, просто в российских реалиях мы привыкли к Ф1, а наблюдать гоки по кругу с непонятным нам антуражем и персоналиями, менталитет наверное не тот.
Теперь попробуй ответить на вопрос: откуда берутся эти идеи о повышении зрелищности, кому они приходят в голову, есть ли у них какое-то экономическое обоснование?
Если есть, то кто должен отдавать свои деньги на алтарь лично твоего восхищения технологичностью Формулы, раз уж денег болельщиков не хватает?
Вы вообще это к чему? Нравятся гонки тракторов типа Беларусь? Да ради бога. Ф1 не многие смотреть будут, если поставить стоковые движки, шасси, и удешевить конструкцию в четыре раза, что бы и убогие могли покататься на уровне грандов, мне лично она станет гораздо менее интересна, Да и судя по настроениям тех же грандов им тоже,и будете вы смотреть замечательные гонки хиспаний против верджинов, вершина технологического прогресса, чего уж там. Да и тем же грандам денег пока хватает, ну а если остальные не могут, это их проблемы, туда их никто не зовет. Лучше бы вообще разрешили грандам третьи болиды, разрешили вернуться тойоте, куда было бы как интересней, чем смотреть на покатайки Сенны с Чандхоком.
Ну раз «пока» хватает, будем наслаждаться всеми этими дёрганиями регламента с целью «повышения количества обгонов» и дальше. Только как бы деньги грандов не закончились раньше, чем это самое повышение количества обгонов случится.
А что есть шансы,что произойдёт повышение количества этих самых обгонов? Вроде бы вы уже всё перепробывали,и по нескольку раз,а оно,чего-то никак не повышается.Но ведь это и неважно,правда? Как говорится «Цель - ничто,движение к достижению цели - всё!»
Если ты не в курсе,то ей никто и не запрещал.И хонде,кстати,тоже.И ещё кому-то там... Сами сваливают.
Чтобы обгоны были, нужно чтобы болиды были примерно одинаковы по скорости, но в зависимости от изменяющихся условий в гонке, их скорость гуляла в определённых небольших границах. Ну и упростить аэродинамику. А дальше два пути.
Можно эволюционно: оставить в покое регламент, за три года слабые команды подтянутся (что-то украдут, что-то сами придумают).
Или революционно: стандартизировать всё, что только можно, оставив инженерам на «поиграться» какую-нибудь недорогую фигню.
Первый путь будет меньше нервировать поборников высокой технологичности, но гораздо дороже, не все дотянут.
Оставить на месте :)
Возможно есть какой-то третий путь, не знаю. То же искусственное ограничение бюджетов.
Даже если бы там гонялись на железяках,гораздо более совершенных в техническом плане,а значит и более дорогих,чем эфадиновские? Утомляли бы? Ну,а меня утомляет эфадиновская покатня,несмотря на всё вышеперечисленное.Так какая разница,на чём гоняться-то?
///Ворье всегда есть там где есть деньги. Вы идеализируете.///
Неа,ворья нет там,где НЕЧЕГО воровать.В НАСКАРе как раз и нечего.Читтерство есть,но за это очень больно в табло.А вот такой гнуси,как в эфадине нет.
точно... разыскал тех, кому интересно :) аж 7 человек :))) имя им Легион :)))
На ротапринте напечатано было? Да,для глаз это жутко!
Ты типа настолько тут крут,что бакланишь за ВСЕХ? Пупочек не надорвёшь?
Очевидно, да. Буквы скакали как ненормальные.
отдаю должное))
Ладно,попробую без Михаила Афанасьевича. А ничего с ней делать не нужно.Она итак великолепно жрёт самою себя.Ты полотно Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны» видел? Похоже? Ну,а когда сдохнет,вот тогда и поговорим.ОК?
Как говорится,»комментарии излишни»! А всё туда же - про американские гонки трендеть!
А чего тут думать-то? «Взять всё и поделить!»(с)
Был когда-то в Ф1 Джастин Уилсон, больших успехов не добился... Сейчас гоняется (или может гонялся совсем недавно) то ли в Наскаре, то ли в Инди и вроде как даже выигрывал :)