Потертые шины
Для тех, кто пропустил завязку истории, вкратце напомним суть. Монопольный поставщик покрышек для Больших призов, японская компания «Бриджстоун» 2 ноября прошлого года заявила о выходе из проекта по истечении срока контракта с ФИА. Дэдлайн, прописанный в договоре, обозначен поздней осенью 2010 года, то бишь, на нахождение замены восточным компаундам отводился целый сезон. Поначалу особой паники в стане Федерации не наблюдалось. Прежде всего потому, что ведомство Жана Тодта планировало переубедить соратников, предложив тем новые более выгодные условия сотрудничества. Однако толкового «плана Б», похоже, автоспортивная ставка не выработала, поскольку в начале марта «Бриджстоун» устами одного из ключевых персон Хироси Ясукавы официально подтвердил намерение смотать удочки. И при этом заявил, что корпорация пока не горит желанием продавать наработки конкурентам, что хотели бы прийти японцам на замену, равно как не задумывается об участии в возможном тендере на освободившуюся вакансию. Последнее дополнение крайне огорчило корейских шинников из «Ханкук» и «Кумхо», нацелившихся, несмотря на недостаток опыта и довольно посредственное качество компаундов, на оккупацию «королевского» рынка — приобретение технологий «Бриджстоун» само собой решало проблемы.
Выход монополиста из игры объясняется довольно просто. Новый президент корпорации Соси Аракава питает отвращение к гонкам, а потому одним из первых пунктов плана оптимизации расходов назвал закрытие автоспортивной отрасли. Изменения регламента «Формулы-1», сократившие количество комплектов с 14 до 11 штук для каждой команды на уик-энд, его не растрогали — «Бриджстоун» по-прежнему терял слишком много денег. По приблизительным подсчетам, на поддержание программы японцы ежегодно тратили порядка 120 млн. долларов! «Отбивается» лишь половина этой суммы, тогда как для выхода в хоть какой-либо финансовый «плюс» восточным дилерам просто жизненно необходимо присутствие альтернативного поставщика резины — тех же «Пирелли», «Гудьир», «Мишлен». Однако те, отчасти для страхования рисков, отчасти для создания «прослойки» на случай непредвиденных расходов, требуют платы за присоединение к проекту. В противном случае даже садиться за стол переговоров отказываются. ФИА раскошеливаться не спешит, тем самым ставит себя в очень щекотливое положение. Ведь если договориться ни с кем не удастся, то придется объявлять тендер. В то же время нежелание Федерации компенсировать риски рискнет обернуться… тотальным отсутствием заявок! Проще говоря, «королева автоспорта» на весь мир заявит о собственной неспособности заинтересовать топ-шинников… Конечно, есть вариант, при котором требуемые производителями гарантийные средства будут выбиваться из команд. Однако вообразите резонанс в паддоке, если конюшням на содержание 63 техников и обеспечения полной шинной комплектации, придется дополнительно тратить по пять-шесть млн.долларов в год (цены берем ориентировочно по расходам и штату «Бриджстоуна»)! При детальном пересчете получится, что сумма в общих величинах превзойдет траты на обеспечение команд моторами. Для многих это станет сродни катастрофе.
«Если нам придется платить за компаунды, многие, скорее, пойдут на экономию комплектов, чем на дополнительные расходы по закупке или содержанию резины. Только коллективы с солидным бюджетом и стабильной финансовой поддержкой останутся на плаву, остальные же автоматически перейдут в низшую лигу. Готов спорить, это спровоцирует новую волну недовольства и очередной раунд «денежных» споров в «Формуле-1», — убежден босс «Торо Россо» Франц Тост.
Материализация очередного привета из прошлого имени Макса Мосли вновь больно бьет по настоящему Больших призов. Помните, как «Мишлен» едва ли не ежедневно твердил о том, что поставщики резины рискнут вкладывать деньги в «королевский» проект только при наличии реальной конкуренции. ФИА же при поддержке Берни Экклстоуна всячески стремилась превратить шинный бизнес в монополию. Сейчас это привело «Формулу-1» к краху: ни одна корпорация, особенно в условиях мирового кризиса, не рискнет работать себе в ущерб ни в плане авторитетности бренда, ни в материальном аспекте. То есть о бесплатных компаундах командам и ФИА придется забыть окончательно и бесповоротно — в свете этого рискну даже предположить, что сокращением комплектов до 44 штук на уик-энд для одного гонщика (мера, встреченная командами в штыки) секвестр не ограничится. Плюс отныне придется считаться с интересами шинников при формировании стратегии, регламента и определения характера составов на сезон-2011.
«Шинные правила должны быть изменены. Мы хотим демонстрировать миру максимум способностей нашей продукции, а заодно заинтересовывать зрителей, привлекая их к экранам», — подчеркивает советник компании «Мишлен» Жан-Доминик Сенард, говоря о необходимом минимуме для сотрудничества французов с «Ф-1».
Пугает другое. Если ФИА со товарищи все же рискнут сэкономить и в этом вопросе (а если учесть натянутые отношения с тем же «Мишленом» после известных событий начала века), то на арену уже в следующем году могут выйти производители, продукция которых на корню подорвет интерес к Большим призам. Взять «Кумо» и «Ханкук» — компании без надлежащих мощностей, технической закалки и маркетинговой поддержки. Случись им не рассчитать риски и не потянуть расходы (мало ли каким дефектным выйдет, к примеру, чувствительный «суперсофт»?!), как «Ф-1» вновь столкнется с серьезными проблемами. С другой стороны, есть «Эйвон», некогда поставлявший слики для легендарных гонок. Однако без финансовой поддержки Берни (а супремо уже намекнул, что помогать не собирается) модернизации их продукции не произойдет, а это значит времена на круге при использовании «сырой» резины увеличатся секунды на три на круге. Представляете, какое шоу нам тогда доведется наблюдать?
Есть и еще один момент. В последнее время участились разговоры о том, что «Ф-1» потеряла соревновательный интерес — Гран-при Бахрейна это лишний раз подтвердил. При этом в ностальгических экскурсиях в прошлое нет-нет да и вспоминаются шинные войны, придававшие каждому этапу своеобразную пикантность. Не находите, что возвращение этого элемента пошло бы на благо автоспорта. И не надо говорить: мол, апробация компаундов, их разработка и адаптация затребуют уйму денег. Если уж ФИА загнала под финансовый плинтус мотористов, аэродинамистов и даже менеджеров пилотов, то уж создать ограничение для шинников вовсе не составит труда. Зато эффект от инновации мог бы превзойти даже самые радужные ожидания.
Монополия ни к чему хорошему не привела Ф-1.
В идеале хотелось бы 3 шинника в Ф-1 видеть. Мишлен, Гудьир ну и Пирелли или Данлоп.
И будут те же яйца, что и с Бриджами, только в профиль...
«Плюс ситуация с конкуренцией оказалась не очень устойчивой, стоило Бриджу сдать, все топ команды кроме Феррари перешли к Мишлен, что еще больше усугубило положение Бриджа»
Все было вполне устойчиво. Бриджстоун своей гиперориентацией на Феррари сам вырыл себе яму. Когда у них кроме Ферров остались только Минарди с Джорданом, когда банально стало не хватать тестовой инфы - от тогда японцы и взвыли...Работай бы Бриджстоун в духе Мишлена, одинаково относясь ко всем клиентам все было бы в ажуре.
Если хочется большего сумбура, который не является результатом работы пилотов и команд, то вместо шинников можно просто сделать случайным образом распределенное стартовое поле, ну или хотя бы квалу с одним кругом. Вот тогда было разговоров о несправедливости условий и скучной квале, зато в гонках экшн был.
Кстати, монополия Бриджа примерно совпала по времени с играми с форматом квалификации. Может быть вы путаете случайное совпадение с причинно-следственной зависимостью?
Пусть придут мишлен и гудиер либо перелли и якохама, будет интерес какой та..
Думаю для бриджстоун сделают очень выгодные условия для существования в Ф1 и они останутся .