5 мин.

Ралли, Кими?

Впервые речь о возможном прощании «Айсмена» с Большими призами зашла зимой-2008. Тогда испанские издания, мониторившие варианты развития карьеры Фернандо Алонсо, принялись на все лады уверять публику, что первенство, распечатывающее седьмой десяток в истории «Ф-1» стиляга из Овьедо проведет в кокпите «алых». Потенциальным отставником назывался именно Райкконен, вроде бы уставший от мирской суеты и не горящий желанием продлевать трудовое соглашение. Пересудам Карлоса Мигеля со товарищи тогда мило улыбнулось (куда только уже не посылала пиренейская пресса своего земляка!), однако уже в марте фаны Кими забили тревогу – о серьезном и отнюдь не одноразовом желании пилота покрутить баранку в WRC заявил один из его близких друзей. Дальше – больше. Уроженец Эспоо прямым текстом заявил о намерении дебютировать в чемпионате мира по ралли, избрав ареной для премьерных выступлений этап по родной Суоми, после чего в финском журнале о спорте Veikkaaja (подчеркнем, отнюдь не «желтушной» направленности) появилась любопытная заметка. В ней утверждается об окончательном желании Кимстера сменить «Ф-1» на WRC и приводится цитата близкого друга гонщика: «Кими больше не говорит о «Формуле-1». Он рассказывает только о ралли». Также предполагается, что «Феррари» в отличие от других команд не запрещает участие пилота в потенциально опасных соревнованиях, а наоборот, специально поощряет его интерес, чтобы освободить место в кокпите для Фернандо Алонсо.

Фигура испанца в данном контексте любопытна потому, что пока сценарий развивается в типичном для Скудерии ключе. Итальянские топ- и тим-менеджеры в один голос утверждают, что ноги Нандо в ближайшее время в конюшне не будет. Персонал, работающий с Райкконеном, клянется и божится – финн предан Маранелло на все сто. А официальные пресс-релизы называют все слухи чуть ли не «гнусными инсинуациями». Однако история учит, что при подобной модели поведения сразу по окончании сезона (если еще не в сентябре) невозможный потенциальный новичок уже красуется на презентации в качестве боевого пилота «Феррари».

Чем переход в WRC привлекает Кими? Попробуем предложить ряд аспектов, кажущихся нам вполне состоятельными.

Снижение психологического давления. При всем уважении к ралли, зрительская и болельщицкая аудитория на местах у WRC на несколько порядков ниже, нежели у «королевских гонок». Это значит, что толпы фанатов не будут досаждать Райкконену на протяжении не только гоночных уик-эндов, но и между ними. Естественно, армия поклонников Кими не уменьшится – вряд ли они бросят кумира только из-за того, что тот избрал для продолжения карьеры новую серию. Но вот преследовать его будут куда меньше – все-таки одно дело ездить за любимым пилотом и наслаждаться любимым зрелищем, а другое – наблюдать не совсем милые (или совсем немилые сердцу) состязания, чтобы затем иметь возможность пообщаться. Для тех же, кто любит не «Ф-1» в Райкконене, а Райкконена в «Ф-1», появление нового героя в стане Скудерии может отодвинуть фигуру финна на второй, а то и третий план. Увы, такова природа человека.

Еще один принципиальный момент – прессинг со стороны журналистов. У коллег, освещающих WRC, желчи намного меньше, нежели у журналистов, работающих на этапах «Ф-1». То бишь за ошибку в пилотировании, приведшую к вылету, либо за «заточенное» мороженое в перерыве между спеучастками «Айсмена» к позорному столбу пригвождать никто не будет. Да и пресс-интервью в ралли проходят в атмосфере куда более теплой и лишенной остроты, нежели флэш-интервью в боксах королевского класса. Кими, не питающему любви к журналистам и общающемуся с ними исключительно из-за корпоративной этики, таковые смены явно видятся весьма и весьма позитивными.

Относительная свобода действий. Контракт у пилота «Ф-1» все равно, что Библия, состоящая исключительно из заповедей. То не делай, это даже не думай думать, а о третьем даже не смей мечтать. В WRC с этим все чуть проще – спросите у любого из призеров последних лет, успевавших отметиться на гламурных вечеринках, сняться в рекламе и даже засветиться в киноэпизодах. О коленцах же, которые любит выкидывать финн, в курсе, пожалуй, даже люди, далекие от большого автоспорта. Чем не причина отказаться от больших денег Доменикали и компании, чтобы в свое удовольствие, без страха быть обличенным и затем вызванным на ковер к высшему руководству подурачиться в костюме гориллы или пропустить стаканчик-другой с друзьями в баре?

Деньги. Кстати, о заветных купюрах. Думается, многочисленные утверждения коллег – мол, при переходе в WRC Райкконен существенно потеряет в зарплате – не совсем соответствуют действительности. Согласимся: гонорары в ралли меньше, нежели, чем в элитной автоспортивной серии. Но! Во-первых, личные контракты пилота при этом в одночасье не разрываются. Во-вторых, Райкконен сам по себе – уже состоявшийся раскрученный бренд, в который вкладывать деньги будут даже в WRC. Наконец, раллийные боссы прекрасно понимают, что за золотая рыбка добровольно направляется в их сети. А потому ради популяризации состязания и сохранения Кими в обойме наверняка не постоит за дополнительными бонусами для звезды. Вспомните Дэвида Бекхэма, махнувшего из великого мадридского «Реала» через океан в США. Он не только не потерял в деньгах, но еще – за счет собственной мерчандайзинг-значимости – и солидно пополнил семейный банковский счет, благодаря рекламным и промоушн-контрактам.

Гуманный календарь. Что ни говорите, а 12 этапов, проходящих в три дня, хоть и растянуты на весь год, но куда меньше выхолащивают пилота, нежели 17-18 гонок элитного класса на скоростях, в разы превосходящих раллийный темп. Да, можно принять во внимание различные поверхности, по которым проходят этапы WRC, но, к примеру, сравнятся ли по степени напряженности «перегонки» по октябрьской гравийке Уэльса с дождевым спринтом где-нибудь в Спа? Или старты на покрытой льдом и снегом норвежской земле с гонкой в Монако при низких температурах? Плюс в раллийном календаре заложены продолжительные перерывы между стартами, тогда как в «Ф-1» есть и спаренные этапы, и сражения каждую вторую неделю – то бишь время на отдых и восстановление сил минимально.

Новый вызов. Пожалуй, самая очевидная из причин, лежащая на поверхности. В «Формуле-1» Райкконен выступает с 2001 года, до этого были старты в «Формуле-Рено». Проще говоря, практически всю взрослую серьезную карьеру Кими провел в одном антураже и декорациях. Возможно, он просто от них устал, как устал от многих подводных камней, которые ежедневно приходится огибать, если хочешь остаться на плаву в мире высоких скоростей. Так что вполне человеческое желание сменить обстановку и попробовать силы в новом деле видится вполне реальным к материализации уже в следующем сезоне.