Тест, который лопнул
Регламент-2009 не оставляет конюшням иного выбора, кроме как начать упразднять штат тестеров. Согласитесь, глупо держать в обойме человека, к услугам которого, образно говоря, будешь прибегать «раз в году по великим праздникам». Да и работа по совершенствованию машины, признаться по чести, с введением новых технических ограничений в большей мере лежит на специалистах по аэродинамике да боевых гонщиках, которым вменяется в обязанности идеально подогнать изобретенные прибамбасы под уникальные стили пилотирования. Держать же на окладе молодежь – пусть и перспективную – исключительно ради чистовой доводки никто не будет, верно? Вот и получается, что интересным парням типа Лукаса ди Грасси (числился в штате «Рено») или Марко Асмера (был закреплен за «БМВ-Заубером») был дан от ворот поворот, хотя при надлежащей медийной раскрутке и спортивном трудолюбии оба имели шанс попасть в постоянный пул претендентов на место под солнцем...
Отметим также, что с сокращением тестов менеджеры лишились права на эксперимент. Ныне никто не рискнет превращать испытания в полигон для просмотра неоперившихся новобранцев – любые заезды будут иметь конечной целью практическую техническую (читай – результативную) отдачу. Как говорится, вывел болид на трассу – хотя бы тысячную, но со времени круга сбрось! Согласитесь, если сажать в кокпит новичка, то под прессом стократ возросшей психологической ответственности он и мгновения не отыграет. А ведь надо толком еще и к шасси приспособиться…
Сегодня общественность «Формулы-1» разделился на противоположные, можно даже сказать антагонистические лагеря. Первые ратуют за окончательную отмену института юных тестеров, утверждая, что даже год варения в испытательском соку не приносит необходимой отдачи. В качестве доказательства приводят любопытное наблюдение: в последние годы парни, с ходу угодившие в мясорубку элитных разборок, как минимум не уступали пообтесавшимся товарищам. За примерами далеко ходить не надо: тот же Льюис Хэмилтон поначалу обзавелся серебром чемпионата мира, а затем и вовсе выиграл титул. Да и в менее рейтинговых конюшнях, нежели «Макларен», не все так плохо, как говорят пессимисты – достаточно вспомнить совмещавшего GP2 с редкими тестами Казуки Накадзиму, начудившего лишь в первой гонке (и то исключительно потому, что психологически японец не был готов к повышению в статусе).
Адаптация же тестеров в «Ф-1» проходила со скрипом: после года соревновательного простоя Роберт Кубица, Хейкки Ковалайнен, Нельсон Пике-младший принесли в жертву непосредственно гоночные качества заполнению технических пробелов, требуемых элитными шасси... Вот и приходят «тестерофобы» к выводу, что год активных действий, к примеру, в GP2 ничем не уступает по полезности оруженосным функциям в первой «Формуле». Более того, к усовершенствованию навыков добавляется медийная раскрутка – будучи на виду у топ-менеджеров и доказывая собственную состоятельность делом (победами или просто зрелыми выступлениями), куда легче проторить путь к Парнасу, нежели обитая на подхвате у звезд.
По другую сторону баррикад взгляды радикально иные – там горой стоят за обязательную поддержку молодых талантов обитателями Большого цирка. Их доказательная база строится на карьерном фундаменте Себа Феттеля, испытательская огранка талантов которого подарила главной серии одного из самобытнейших пилотов нового времени. Трудно спорить с тем, что именно баварское воспитание отделило зерна от плевел в уникальном таланте парня и позволило тому появиться в «Торо Россо» вполне подготовленным к вызову гонщиком. Да и может ли пропасть даром для по-настоящему перспективного юниора сотрудничество рука об руку с Ярно Трулли, Фернандо Алонсо или Ником Хайдфельдом! Гоняясь в минорных сериях, можно возвести в абсолют базовые навыки, но королевские гонки требуют постоянной шлифовки тонкой техники. Как раз менторство и помогает понять ее суть, приспособить к стилю.
Не менее весомый аргумент «тестерофилов» связан с финансовой стороной вопроса. Сегодня выступления в GP2 – дорогущее удовольствие. Семье, друзьям и спонсорам юного таланта, жаждущего оказаться в боевой машине «Ф-1» придется заплатить около 1,3 млн фунтов стерлингов ради прописки в младшей гоночной серии. При этом далеко не факт, что протеже окажется там на ведущих ролях, поскольку ни для кого не секрет – внутрикомандная политика некоторых конюшен GP2, мягко говоря, не основывается на принципах равных возможностей и спортивной конкуренции.
Казалось бы, 20 гонок сезона обязаны развести возвышенных и земных по разные концы итогового протокола, но иногда прав в младшей формуле бывает именно тот, у кого больше прав или денег. Да что там! Даже развитие болидов в серии доселе шло неравноценным образом – более состоятельные команды изворачивались использовать финансовые привилегии для улучшения машин в отличие от экономных соперников-скромняг…
К слову, в «Формуле-3» ситуация выглядит не лучшим образом: за место в машине серии необходимо выложить 600 000 фунтов. Как думаете, насколько в нынешних финансовых условиях реально найти меценатов на такие траты?
Возможно, следующий пассаж покажется смешным, но выход в данной ситуации – при неизменности регламента и усугублении кризиса – видится в идее Макса Мосли о создании «Формулы-2». Поспешно окрещенная «бредом» идея сегодня не так уж плоха, как может показаться. Унифицированный болид и расходы в 200 000 фунтов при грамотной организации и раскрутке могут превратиться в сито, которые отделит «денежных мешков», типа чандхоков и ямамото, от по-настоящему искусных пилотов. Собственно, прототип Мосли позволит воплотить в реальность давнюю мечту многих фанатов королевских гонок – возможность сравнивать чистые таланты, а не технику. Если «Ф-1» смотрят не только ради гонок как таковых, но и воспринимают в плане битв технологий, то почему бы не сформировать дочернюю лигу на базе исключительно соревновательных принципов?!
Думается, это добавит популярности автоспорту в целом, ведь изживающие себя, судя по невыразительным телевизионным рейтингам, Мировая серия «Рено» и «Ф-3» нуждаются либо в качественной подпитке, либо в квалифицированной замене. Если первая в условиях финансового кризиса невозможна, почему бы не попробовать второй вариант?
Мне кажется боссы конюшен из Ф-1 на захотят родится проекту под названием Ф-2.
Может быть и прям в такой ипостаси Ф2 будет пользоваться успехом.
при условии что институт тестерства и вправду себя изживет и молодому пилоту будет привлекательнее ездить в Ф2 чем тестером в Ф1