Наши юные смешные голоса
Начать стоит с французской конюшни, поскольку именно в ее обойме находится самый яркий представитель инженерной когорты – Дэвид Гринвуд. Гоночный инженер Фернандо Алонсо по манере поведения больше напоминает итальянского футбольного комментатора, нежели профессионала, обеспечивающего испанца всеми необходимыми данными о ситуации на треке, консультирующего о тонкостях изменения настроек (подвеска, угол атаки переднего антикрыла) и непрестанно держащего связь с механиками, что обслуживают болид двукратного чемпиона мира. Достаточно вспомнить эпизоды, в которых британец ради выигрыша сотых секунды подгонял подопечного, призывая агрессивнее атаковать поребрики или топить в пол педаль газа на прямых. «Чертяка, дави!», «Уничтожь его!», «Либо ты его обгоняешь, либо будешь плестись в этой чертовой середине до скончания веков», – пожалуй, самые излюбленные выражения Гринвуда в эфире, по частоте не уступающие, к примеру, сообщениям об изменениях погоды.
Алонсо сам не раз признавался, что подобный стиль его бодрит, веселит и придает жизненных сил. «Правда, порой хочется ругнуться в ответ. И так иду на пределе, а здесь еще Дэвид начинает подначивать. Однако сдерживаюсь, вымещая все зло на трассе», – откровенничал пилот в одном из телешоу. Как видно из результатов, сублимация получалась вполне достойная.
Противовес Гринвуду – гоночный инженер Нико Росберга. Считающийся докой в работе с покрышками Тони Росс ведет себя как настоящий джентльмен от автоспорта. Вежлив, обходителен, пунктуален и педантичен. Над последней чертой характера, по слухам, в паддоке «синих» даже посмеиваются. Ходит шутка, что до фанатизма преданный работе инженер может прочитать молодому немцу лекцию об особенностях давления в шинах прямо во время квалификации! Правда, зубоскалят о Россе по-доброму, признавая, что без него подвеска болида с инициалами FW на борту стилю Росберга не приносила бы больших дивидендов… Обратите внимание на мгновения радиообмена между гонщиком и его координатором: чтобы вникнуть в суть диалога эфир держат на экране полминуты минимум, потому что зрители постоянно врываются в середину совещания. Складывается ощущение, что, в отличие от делающих перерывы конкурентов, у этой парочки консультации не прекращаются ни на секунду! Впрочем, Нико никогда не скрывал желания детально вникать во все нюансы «Формулы-1», а потому в охотку впитывает уроки мастерства от инженера.
Британский стиль выдерживает и Фил Прю – ментор Льюиса Хэмилтона, чье безупречное произношение невольно порождает ассоциации с образцовыми «прононсами» курсов по изучению иностранных языков. Специалист, работающий в стане «Макларена» с 1997 года, в паддоке славится своей невозмутимостью и умением сохранять голову холодной даже в самой экстремальной ситуации. Возможно, это плоды знакомства с нордическим характером Кими Райкконена, которому инженер ударно помогал в период «серебряного» сотрудничества. Как бы там ни было, в эфире вы никогда не услышите высоких ноток в голосе Фила, даже если на болиде тормоза не достигли достаточных температур или шины износились сверх меры. Вместо этого в эфире негромкий голос обратится к Льюису с сообщением, что все в порядке, но для того, чтобы все работало еще лучше надо сделать то-то и то-то. Очень, к слову, важная деталь в поведении Прю – он почти всегда предлагает подопечному несколько альтернатив выхода из положения, экономя нервные клетки пилоту и время на принятие решений.
Особо лестно о Прю отзывается главный механик «маков» Пол Джеймс – тот самый валлийский весельчак, который ловит бутылки с шампанским после посещения Хэмилтоном подиума (кстати, в минувшем сезоне не разбил ни одной!). «Таффи», как его кличут в команде, признается: «Фил постоянно держит руку на пульсе настроек. Ни одно из вносимых им изменений не вырастает на пустом месте – даже пятничные эксперименты тщательно продумываются». В это легко верится, ведь даже в ознакомительные прогулки по трассе Льюис отправляется вместе с инженером.
Ну и, разумеется, увенчать наш беглый обзор стоит упоминанием о Робе Смедли, выведшем в люди Фелипе Массу. В середине сезона-2006 он был прикомандирован к бразильцу, после чего тот начал потихоньку прибавлять в мастерстве, в итоге добравшись до титула вице-чемпиона. Великолепный аналитик телеметрии, толковый стратег и подкованный технарь, уроженец Миддлсборо ныне считается едва ли не лучшим «универсальным солдатом» армии пит-уолла. Сам Масса не раз говорил, что не расстанется с инженером ни за какие деньги на свете, потому как даже скульптура Смедли из золота, сделанная в полный рост, не возместит его потерю. За искренность и дружелюбие специалист платит гонщику той же монетой. Ну, скажите на милость, кто из его коллег по профессии в радиообмене называет подопечного «Sunshine»? (не хочется портить это яркое обращение переводом)… Да и вообще многие тиффози «Феррари» в Европе возвели фразы Роба во время радиоэфиров в культ, сделав их рингтонами для своих мобильников! Что ни говорите, а такую любовь не купишь за деньги…
Провокатор.
Не знала, что Масса- солнышко! :).
термин отражает определенное понятие, смысл которого доступен этим двум
я понимаю это, как выражение дружеских отношений и того, что ГИ ценит своего воспитаниика и проявляет свою заботу о нем во время жестких условий гонки
Не вспомнили еще гоночного инженера Вильнева, тот вроде тоже за словом в карман не лез.
ППКС!
не говорить же каждый раз спасибо