4 мин.

«Дакар» открывает Америку

Эта гонка родилась в Африке. Как гласит легенда, французский мотогонщик Тьери Сабин придумал ее, когда в поисках приключений заблудился в песках Ливии. Надо отдать должное не только фантазии и страсти, но и организаторским способностям Сабина. Первый же старт в 1979 году получил неплохую прессу, а затем за короткое время гонка стала культовой.

Долгие годы ее маршрут проходил по пескам северо-западной Африки. Сабин считал, что тамошние условия предлагают наилучшую проверку характера и способностей таким же искателям приключений, как он сам. Стартуя из Парижа, этот марафон финишировал в Дакаре, столице Сенегала, но неспокойная политическая обстановка не раз вынуждала организаторов искать альтернативные варианты маршрута, пока в 2008 году марафон не пришлось отменить совсем из-за угрозы террористических атак в пустынных районах Мавритании.

Вот почему 30-й «Дакар» отправился за океан и 3 января стартует в аргентинской столице Буэнос-Айресе. Впереди девять с половиной тысяч километров пути, больше половины из которых, 5652 км, – скоростные спецучастки. Из Буэнос-Айреса гонка уйдет на юг через аргентинские пампы, у города Пуэрто-Мадрин свернет на запад, в сторону Анд, пройдет по их восточным отрогам до Мендосы, откуда перевалит на побережье Тихого океана в чилийский порт Вальпараисо. После дня отдыха бросок на север к пустыням Атакама и Катамарка, откуда караван повернет на восток, еще раз пересечет Анды и 18 января финиширует в Буэнос-Айресе.

Таким образом, за две недели гонщиков ждут гораздо более разнообразные испытания, чем предлагал классический «Дакар». По душе ли им такие перемены?

«Честно говоря, пока гонял в Африке, ни о чем другом и думать не хотелось, – признается один из ветеранов «Дакара» Фирдаус Кабиров. – Но теперь, когда гонка переехала в Южную Америку, очень хочется поскорее узнать, каков тамошний маршрут».

Между прочим, отчасти с нынешней трассой Фирдаус уже знаком. В 2001 году он выступал в ралли-рейде «Пор лас пампас», который проходил в окрестностях Мендосы, и одержал там победу.

«Особенность маршрута в том, что трасса будет проходить по дорогам, а не по бездорожью, как это было, скажем, в Мавритании, – делится впечатлениями Кабиров. – И это станет для нас, по-моему, главной проблемой. На дорогах не так-то легко обгонять, особенно джипы. Они быстро набирают скорость после торможений, а «КАМАЗ» по динамике немного им проигрывает. В общем, как повезет: кому-то удастся проскочить, а кому-то придется терять время за таким джипом, поджидая удобный момент для обгона».

«Все участники имеют систему радиооповещения о том, что приближается более быстрый соперник, – говорит руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов. – Но не все подчиняются этим сигналам, особенно на удаленных участках маршрута, где организаторам практически невозможно проконтролировать происходящее на трассе. Иногда приходится буквально продираться вперед, и это связано с немалым риском».

Обгон в ралли-рейдах – один из самых опасных маневров. Летом этого года пятикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин, лидировавший в своем классе, вынужден был сняться с маршрута «Трансориенталя» после аварии, в которой под колесами его «КАМАЗа» погиб один из мотогонщиков.

Сегодня об этой трагедии в команде предпочитают не вспоминать, а Чагин со своими напарниками готовится к новому старту. В его экипаже испытанные Сергей Савостин и Эдуард Николаев. Второй «КАМАЗ» поведет Фирдаус Кабиров в компании с Айдаром Беляевым и Андреем Мокеевым. Третий экипаж составят Ильгизар Мардеев, Вячеслав Мизюкаев и в качестве механика поедет Айрат Мардеев, сменивший травмированного Андрея Каргинова.

«Это моя первая серьезная гонка, поэтому я серьезно волнуюсь, – сказал перед отъездом Айрат. – К тому же, мне предстоит выступать в экипаже со своим отцом. Надеюсь, я справлюсь и не подведу ни его, ни нашу команду».

Своими главными соперниками камазовцы считают заводских гонщиков «МАН» во главе с победителем последнего «Дакара» Хансом Стейси.

«У Ханса очень большой опыт выступления в классическом ралли по скоростным извилистым дорогам, – поясняет Семен Якубов. – Как раз по таким, которые нас ждут. Можно сказать, это его трасса».

К тому же, «МАНы» несколько не соответствуют техническим требованиям ФИА для автомобилей класса Т4, в котором заявлены эти машины.

«Сухой вес автомобиля (без заправки, запчастей и экипажа) должен быть не менее 8,5 тонн, а машина Стейси явно на полтонны легче, – говорит Якубов. – Кроме того, рама согласно техтребованиям должна быть прямой, а у «МАНа» она сужается в передней части, что позволяет увеличить угол поворота колес. А это дает более высокую маневренность. Развороты на узкой горной дороге, которые «КАМАЗ» преодолевает в два приема, Стейси проходит сразу, выигрывая на этом время».

Увы, регламент «Дакара» такие «хитрости» допускает, что создает пикантную ситуацию: «КАМАЗ», полностью соответствующий техническому регламенту, будет соперничать со своим новым партнером «МАНом». Нелегкая будет битва!

Несмотря на смену прописки, нынешний марафон собрал гораздо больше заявок, чем могли удовлетворить организаторы. В результате состав участников гонки подобрался очень сильный. Кроме камазовцев здесь представлены несколько российских экипажей, выступающих в легковых классах Т1 и Т2. Всего же на старт 30-го «Дакара» выйдут 235 мотоциклистов, 28 гонщиков на квадроциклах, две сотни экипажей на легковых автомобилях и 84 – на грузовиках.

Впереди почти 10 тысяч километров тяжелейших испытаний, победители которых в каждом классе получат традиционный приз: статуэтку бедуина. Ведь даже в Южной Америке «Дакар» остается «Дакаром».