РавноЦенная замена
Не так давно мы рассуждали о юных дарованиях, которых молва прочит в боевую эскадрилью «Формулы-1». Выводы того анализа оказались малоутешительными: серьезных гонщиков, имеющих не только виртуальный потенциал, о котором не перестают твердить их менеджеры, но и оформившийся стиль вождения, крепкие нервы, выдающуюся рефлекторику, а также психологическую выдержку, способные уберечь парня от давления, в обойме нет и в помине. Посему настойчивость скаутов «красных быков» всерьез изумляет – поиски по-прежнему ведутся в одной возрастной плоскости. Правда, нынче, в связи с финансовым кризисом, ареал может расшириться – в пул реально добавиться рента-драйверам, обладающим хоть сколь-нибудь визуальным талантом…
Мы же решили пойти иным путем и присмотреться к гонщикам, способным реально усилить дочернюю конюшню Дитриха Матешица. При этом исходили из скромной суммы отступных в качестве обязательного условия для потенциального трансфера. На удивление, список оказался весьма обширен.
Первым пришло на ум имя нынешнего тестера и резервного пилота «БМВ-Заубера» Кристиана Клина. У австрийца, который связан с баварской конюшней годичным контрактом, есть целый ряд преимуществ перед соперниками. Во-первых, он уже защищал цвета «Ред Булла» в сезонах 2005 и 2006 года, а значит знаком с методами работы Эдриана Ньюи. Во-вторых, не понаслышке осведомлен о преимуществах силового агрегата «Феррари» 056, поскольку с ним на борту добрался до финиша в восьми гонках из 15, заработав два балла за восьмые места в Бахрейне и Германии. Учитывая то, что сегодня вопросам тонкой доводки мотора уделяется повышенное внимание – кто не верит, пусть спросит у Флавио Бриаторе, – дельный совет пилота может дорогого стоить.
В-третьих, Клин не одну сотню кругов намотал, пользуясь движком «Косуорт». Год в «Ягуаре» и такой же период в «Ред Булле» наверняка удостоятся от мотористов «быков» добрым словом в 2010-м, когда пелетон перейдет на единый силовой агрегат британского поставщика. Ведь надежность – лишь необходимая составляющая отменно работающего сердца болида. Добиться максимальной отдачи от него реально лишь в случае грамотного расположения, подведения и бесперебойной работы сопутствующих систем, а также чуткого обращения с ним в гоночных условиях. Так что Кристиан, исходя из вышеприведенного посыла, и вовсе выглядит находкой для ребят из Фаэнцы.
Наконец, австриец уже работал в одной связке с Марком Уэббером и даже обставлял напарника в квалификациях в период выступлений в рядах «диких кошек»! Если исходить из идеи, что у «Ред Булла» и «Торо Россо» в сезоне-2009 будут одинаковые машины, схожесть стилей гонщиков и умение Клина находить толковые настройки для прохождения быстрого круга могут солидно продвинуть обе «парнокопытные» конюшни в «формулической» иерархии. Это ж представьте, сколько времени, средств и нервов можно сэкономить, пользуясь единым (и уже проверенным!) лекалом минимум для двух пилотов.
Следом в списке можно смело располагать Гэри Паффетта – пилота, в 1999-м году получившего награду лучшему молодому гонщику Великобритании. Островитянин, прошедший закалку в уйме картинговых серий, «Формуле-3» и даже засветившийся в DTM, долгое время считался джокером в колоде «Макларена». Именно под Паффетта готовилась ниша, которую в 2007-м занял стремительно взлетевший к звездам триумфатор серии GP2 Льюис Хэмилтон. Не верите? Тогда взгляните на карьеру Гэри – уроженца Бромли «серебряные» поддерживали при каждом переходе на новую ступень мастерства. Постепенно подпускали к тестам болида «Ф-1» (от проверки надежности узлов и чистовой доводки – к поискам настроек и испытаниям аэродинамических элементов), застолбили место в едва появившейся на бумаге команде «Продрайв» и даже планировали сделать его напарником вундеркинда после расставания с Фернандо Алонсо.
Увы, каждый раз Паффетту не хватало всего чуть-чуть. То везения – в 2003-м он был заявлен в серию «Ф-3000» за команду «Брэнд Моторспорт», но конюшня снялась с соревнований. То мастерства – после ухода Кими Райкконена в «Феррари» пилот не убедил Рона Денниса в собственной состоятельности, хотя имел перед юниором-новобранцем преимущество в опыте. То харизмы – в 2006-м Рон Деннис дал подопечному «вольную» на самостоятельное трудоустройство в менее амбициозной конюшне (при содействии «маков», разумеется), но Гэри, пооббивав пороги, в итоге остановился на роли тестера в «Хонде». Правда, и здесь его поджидала неудача – работу перехватил более хваткий и уверенный в себе… Кристиан Клин!
Тем не менее, таланта британцу для выступлений в команде уровня «Торо Россо» не занимать. Одаренность парня в очередной раз официально подтвердил и Мартин Уитмарш, назвав «потенциал и трудолюбие гонщика» основными причинами для продолжения контракта тест-пилота. В Фаэнце британец сгодился уже хотя бы потому, что ему не надо объяснять тонкости идей Эдриана Ньюи. У Паффета есть поразительная способность «вылавливать блох» в конструкциях мистера «в-начале-каждого-сезона-у-моих-машин-ломается-минимум-половина-узлов» уже на ранних стадиях апробаций. Кроме того, Гэри, поработав со множеством высококлассных исполнителей, подкован в подборе базовых настроек различного типа. То есть сможет ужиться практически с любым напарником.
Наконец, он амбициозен, ему есть, что доказывать, а значит он будет не просто отбывать номер за рулем боевого болида, а стремиться к получению прописки в мире «Ф-1» на элитном уровне… Кстати, о Паффетте очень лестно отзывается Кеке Росберг – в команде чемпиона-82 тот провел два сезона немецкой «Ф-3». В 2002-м парень выиграл серию, лидируя в личном зачете от старта до финиша чемпионата.
И, наконец, третий «лот» нашей коллекции – Дженсон Баттон. Разумеется, нынче главным достоинством британца является его открытость к сотрудничеству, обеспечиваемая статусом свободного агента. Формально, конечно, он еще связан договором с «Хондой», но в свете последних интервью вице-президента концерна чинить преград гонщику в случае заманчивых предложений со стороны никто не будет. В том, что стоять за ценой Дитрих Матешиц себе не позволит также вряд ли кто сомневается: когда встает вопрос о привлечении в структуру «красных быков» по настоящему полезного для команды кадра, магнат без вопросов расщедривается на гонорары или компенсации неустоек. Отсюда вывод – согласование личного контракта наверняка пройдет без сучка и задоринки, особенно если учесть, что свободных мест в пелетоне-2009 практически нет, а успехи «Торо Россо» последнего сезона куда более внушительны, нежели результаты «Хонды».
На что может сгодиться британец? Давайте по пунктам.
А) Ментор. Если Дитрих Матешиц все же решится делать ставку на феерического вундеркинда, расцелованного в темечко журналистами, то опыт британца, равно как и его поддержка в тяжкую годину медиа-растерзаний (помните, что Дженсу пришлось пережить во время «Баттонгейта»?) придется безусому дебютанту как нельзя кстати. Да и в плане техники пилотирования – особенно атакующих маневров – у пилота есть что перенять. Особенно обратим внимание на умение сохранять избранную для наступления траекторию – Баттон агрессивно работает рулем, буквально вгрызаясь в плоскость атаки, посему пропустившему начало движения сопернику практически нереально отодвинуть его на исходную позицию или заставить входить в вираж шире.
Б) Лидер. Собственно, за карьеру Дженс прошел не только огонь, воду и медные трубы, но и забвение, презрение и болиды, проверенные неоткалиброванным аэротуннелем. Поэтому сбить с толку или вывести из равновесия парня непредвиденной ситуацией как на треке, так и за его пределами крайне сложно. Плюс он комфортно ощущает себя в роли первого номера, неплохо координирует действия технического персонала и хорошо адаптируется в новых условиях. Наконец, Баттону не привыкать к подмоге техникам при испытаниях инновационных узлов – модернизированную (или, если угодно, обновленную) подвеску «Хонды» второй половины сезона-2008 корректировали, ориентируясь на замечания британца.
В) Шоумен. Раз уж с Дэвидом Култхардом «быки» расстались, то неунывающей конюшне явно понадобится новый заводила, который даже в случае провалов сможет помочь дружине сохранить лицо. Дженс остер на язык, остроумен и местами оригинально креативен – достаточно вспомнить конкурсы для поклонников, что полтора-два года назад проводились на его официальном сайте. Поэтому отбить хоть какие-то затраты на пиар-акциях с участием «свадебного генерала», если гоночные дела совсем уж не заладятся, – отличный запасной вариант для маркетингового отдела команды.
Достойны упоминания в расширенном списке: Витантонио Лиуцци, Такума Сато, Энтони Дэвидсон, Тьягу Монтейру, Алекс Вурц.
//по Монтейру. Зря вы так. Парень на самом деле очень непло. И то, что он вынужден был раскатывать на таке по имени «Мидлэнд», вовсе не говорит о том, что португалец безнадежен. Имхо, довольно интересный пилот (как и Лиуцци), который в Тр обедни бы не испортил//
Лиуцци, я считаю, хорош. В том числе на фоне Феттеля вполне неплохо смотрелся. А вот Монтейро - ну не знаю, кроме умения доехать, ничего не заметил. Я за ним следил и в WTCC, и был жутко разочарован его гонками. Там, как известно, при определенных условиях любой может оказаться в лидерах - виной или заслугой всему система гандикапов - так вот, Тьяго ну совершенно ничего не показывал, ни спереди, ни сзади. Хотя я искренне за него переживал. И за Занарди еще.
а) трудоустроиться в Торру
б) выиграть на ней гранпри, а то и парочку
в) регулярно светиться на подиуме назло всяким Феттелям :)
Потому что вот хочу, чтобы уже непруха у него закончилась :)
Кстати, будучи тестером у баварцев, имя Криса куда чаще звучит в СМИ, чем во времена выступлений в качестве боевого, не заметил?