Харакири, совершенное иеной…
Слухи о том, что очередная азиатская конюшня может покинуть королевский класс впервые попали на ленты новостных агентств на излете минувшей недели. Однако несмотря на все вопросы и официальные обращения (в том числе и наши), пресс-служба команды и высокопоставленные лица концерна хранили обет молчания, игнорируя призывы хоть в общих чертах прокомментировать положение дел внутри «Хонды». Тем не менее, долго утаивать шило в мешке у японцев не получилось – ряд потрясений на финансовом рынке, пошатнувший стабильность позиций как на внутренней, так и на мировой арене, вынудили менеджмент компании выступить с официальным заявлением о сокращении расходов. Одной из первых угодила под нож формулическая программа. «Для защиты главного бизнеса и повышения пределов экономической прочности компании был принят ряд мер, направленных на уменьшение негативного эффекта от внезапного ослабления рынка во многих подконтрольных нам сферах. Согласившись с необходимостью перераспределения ресурсов (в том числе будущих инвестиций), совет директоров принял решение выйти из числа участников чемпионата «Формулы-1», – не скрывая разочарования заявил на специально созванной пресс конференции генеальный директор концерна Такео Фукуи. Тем самым пути к отступлению и неоднозначной трактовке судьбы конюшни были отрезаны – «Хонду» как таковую в ближайшие годы в королевскихавтогонках мы больше не увидим.
Тем самым дружина, участвовавшая в написании страниц новейшей истории с 2000 года, канет в Лету. Заполнится ли образовавшаяся лакуна новыми героями, либо же на конюшне из Брэкли стоит ставить жирный крест? Давайте разбираться, ведь в этой истории, как в постмодернистском романе отличного качества, видится сразу несколько концовок. Во-первых, команда может быть выкуплена новым инвестором после официального выставления «Хонды» на продажу. Красная цена, как легко догадаться, окажется чисто символической, потому как японские боссы нынче находятся в таком положении, что, как говаривал один небезызвестный герой, «торг здесь неуместен». Вопрос в другом: согласится ли кто из инвесторов взвалить на себя в эпоху мирового финансового кризиса дополнительные расходы в размере от 100 до 290 млн долларов в год?! При этом следует помнить о привычке «Хонды» последних лет замораживать проекты по ходу развития, калибровать аэродинамическую трубу после проведения базовых испытаний да устраивать техническую модернизацию на базе аккурат в моменты, когда годовой бюджет оказывается исчерпан (после этого обычно Ник Фрай шел к руководителям концерна с челобитной, уверявшей, что на сей раз инновации ну уж точно помогут исправить положение). Положение усугубляется относительно близким дэдлайном: по информации Reuters, на совершение акта купли-продажи у «Хонды» есть три месяца. В противном случае команда будет расформирована. Как предполагаете, реально ли найти толстосума, помешанного на автоспорте, за столь короткий временной отрезок?
Рассмотрим второй сценарий. «Хонда» становится официальным техническим партнером (читайте, дочерней командой) кого-либо из участников чемпионата-2009. Собственно, круг претендентов здесь минимален и сужается до единственной дружины – «Феррари». Ведь «Макларен» заручился поддержкой «Форс-Индии», БМВ-«Заубер» так до сих пори не получил конкретной программы поддержки от Credit Suisse, «Ред Булл» окончательно выкупил «Торо Россо», а остальные представители пелетона, скорее, думают об интенсивном пути совершенствования, либо о сохранении собственной жизни, нежели о расширении полномочий. Скудерия же пока может позволить себе выступить в роли донора – благо недавнее освобождение от кооперации с Виджаем Малльей развязало менеджерам из Маранелло руки на всевозможные клиентские поставки. К тому же не стоит забывать о «факторе Брауна» – Росса в «Феррари» по-прежнему помнят и любят, а значит наверняка пойдут навстречу в случае, если сотрудничество окажется взаимовыгодным. Сомнений же в продуктивности объединения усилий нет и близко: мало того, что Антанта сможет достойно ответить индийско-британскому союзу, так еще получит в распоряжение отличный технический полигон, довести до ума который итальянским специалистам вряд ли будет не с руки. Возможен и альтернативный вариант, при котором «Хонда» договорится со Скудерией о поставках лишь отдельных узлов. Тем самым изготовление шасси останется на японской совести, а дорогостоящие исследования и совершенствования тонких узлов будут приобретаться на стороне. То бишь и овцы целы (сотрудники сохранят рабочие места), и волки сыты (пелетон останется при 10 командах и получит дополнительную конкурентоспособную силу). Наконец, самый мрачный и наименее витиеватый сценарий. «Хонда» оказывается никому не нужна, раздутый бюджет не получается сократить ни увольнениями, ни сокращениями программы технических испытаний. Брауна переманивают конкуренты (готовы биться об заклад, «Ред Булл» даже не подумает стоять за ценой), Ник Фрай отправляется на пенсию совместно с Рубенсом Баррикелло, а Дженсон Баттон превращается в свободного агента и провоцирует волну трансферных войн вплоть до начала тестов-2009. Сама же «Хонда» объявляет об официальном расформировании, сокращая пелетон до 18 гонщиков…
Боимся выступить горе-прорицателями, но случай с «Хондой» – лишь первая ласточка, принесшая весть о кризисе в «Формуле-1». Проблемы уже активно стучатся в двери «Рено» и «Уильямса». К примеру, руководитель французского концерна Карлос Гон на недавней конференции вновь заявил о готовности сократить расходы ценой увольнений (по слухом, только в Европе мест лишатся 5,5-6 тысяч сотрудников) и отозвать активы из побочных программ. Сомневаться в том, что формулической программе кислород перекроют практически сразу, не приходится – уж слишком затратной для «мушкетеров» выходит содержание болидов с маркировкой R (к слову, команда, кажется, снова отложила объявление бюджета на сезон-2009). Что до британцев, то о финансовых затруднениях их исландских благодетелей мы упоминали уже в конце октября. С тех пор ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки… Наконец, начинает буксовать «Тойота» – команда с самым раздутым бюджетом в «Ф-1» может лишиться поддержки с «большой земли», поскольку концерн терпит огромные убытки, сокращает производство (на пару декабрьских дней конвейеры вовсе планируется остановить) и признает поражение на крупнейших рынках – в США и Центральной Европе. Естественно, смысл в сверхдорогой рекламе, коей во многом является участие в «Ф-1», пропадает…
\\ признает поражение на крупнейших рынках – в США и Центральной Европе. Естественно, смысл в сверхдорогой рекламе, коей во многом является участие в «Ф-1», пропадает…\\
Тойта самый продаваемый бренд в мире так что никаких поражений нет. Проосто спад всего отсюда и проблемы.