Японская народная изба – «фигвам» называется…
Порой признавать собственную правоту бывает неприятно. В случае с предстартовым прогнозом в отношении «Хонды» � ой как хотелось ошибиться. Но, увы, жестокий презентационный скепсис, в конце января даже вызвавший легкий шок у особо пиететных читателей, попал в самую точку. За время девятимесячной чемпионской регаты японцы не сделали ни единого шага, дабы вытянуть проект RA108 из аутсайдерской пучины � той самой, в которой безнадежна погрязла и модель-предшественница. Почему? Вопрос, скорее, к конструкторскому бюро и отделу аэродинамики, нежели к журналистам-аналитикам.
Обратите внимание: по ходу сезона Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло только и делали, что жаловались на катастрофическую разбалансировку машины. Частота употребления слова «баланс» в пресс-релизах конюшни уступала, пожалуй, лишь собственным именам гонщиков. Малейшие изменения в этой тончайшей области моментально нарушали работу покрышек, вынуждали корректировать поведение норовившего выйти из-под контроля задка, добавляли проблем при отладке работы тормозной системы� Немудрено, что в пятницу на обкатку гоночной программы у британо-бразильского тандема порой банально не находилось времени! Если во второй практике регулярно начинать поиск базовых настроек с чистого листа, то надеяться на субботний финиш в суперпоуле можно, лишь выпив литр-другой саке. И то залпом�
Кроме изъянов в аэродинамическом пакете � том самом, которым так хвастался Росс Браун � вызывает вопрос работоспособность антикрыльев как таковых. Дело в том, что по ходу сезона RA108 не позаимствовал ни одной сколь-нибудь стоящей инновации у конкурентов в области передней/задней оси. Мелкие правки, которые едва ли не под лупой изучались аналитиками официального сайта «Формулы-1», скорее, отдавали дань конфигурационным особенностям трассы, нежели отвечали реальным запросам шасси. Похоже, уникальная структура «коробки», коей так бравировал Ник Фрай в самом начале пути по разработке модели-2008, на деле представляла собой мертворожденную груду металла, способную приносить результат либо в экстремальных погодных условиях, либо при тотальной «непрухе» 14-16 ближайших конкурентов� Готовы биться об заклад: скопировать тот или иной элемент с алого или серебряного болида для теоретиков-профессионалов из Брэкли � пара пустяков. Куда сложнее пристыковать его к RA108. И уж практически невозможно заставить его функционировать в нормальном рабочем режиме, позволяющем отыгрывать десятые секунды на круге.
Еще один принципиальный момент связан с технической организацией дела в «Хонде». Были ли вы хоть раз по ходу сезона свидетелями тому, как японцы отваживались перерабатывать, или пересматривать, или видоизменять детальным образом какую-либо из важнейших составляющих шасси? К примеру, «Тойота» все межсезонье угробила на доработку подвески. «Ред Булл» экспериментировал с кожухом моторного отсека и освобождением пространства для коробки передач. «Феррари» химичила с носовой частью (кто не помнит загадочную «ноздрю», которая произвела настоящий фурор?!), попутно выжимая максимум из идеи боковых колпаков-воздухоотводов. «Макларен» вдоль и поперек избороздил антикрылья (в особенности заднее), стараясь еще больше изогнуть то, что изгибается, и оптимизируя воздушный поток. А что, собственно, совершенствовала «Хонда»? Передний обтекатель, пока еще подвергался оптимизации, напоминал греческий таран. С «кроличьими ушами». Когда же закончились деньги и желание реанимировать, мертворожденный проект принял застывшую классическую форму и выделялся лишь прочностью при столкновениях, особенно на фоне хрупких собратьев. Подвеска так и осталась неохваченной вниманием конструкторов, хотя в условиях дождя от ее работы зависела немалая часть успеха. Об иных чувствительных объектах машины вовсе говорить не приходится � в погоне за максимальной скоростью специалисты из Брэкли проигнорировали минимальные составляющие успеха.
Напоследок о пилотах. Каемся, грешны: получить полномасштабную картину об изменениях в стилях пилотирования Баттона и Баррикелло, а также об особенностях управляемости RA108 в сухую погоду и дождь не удалось. Просто потому, что в субботних заездах обе машины зачастую «ложились» уже в первом сегменте квалификации с трудом осилив задачу-минимум по опережению «Форс Индии». В гоночном же режиме тандем радовал глаз своим присутствием лишь пару раз по паре минут: на стартовой решетке, в первом повороте, на пит-стопах, в качестве круговых, мешающих претендентам на победу, и на финише в круге от лидера. Где ж здесь уследить за тем, как матерый бразилец сражается с избыточной поворачиваемостью, досаждавшей при атаке скоростных поворотов? Или проанализировать торможения британца, явно имевшие специфичные, сродни льюисовским, точки? Посему ограничимся констатацией факта: всерьез о Дженсоне и Рубенсе вспомнили лишь раз � на Гран-при Великобритании, когда тактический гений Брауна помог южноамериканцу взгромоздиться на подиум. В остальном же суммарные очковые достижения парней из «Хонды» ограничиваются двумя шестыми и седьмым местами. Что и говорить, улов для дружины с бюджетом под 400 млн долларов небогатый�
На что надеяться поклонникам конюшни в следующем сезоне? Уж точно не на возможность кардинального прорыва. Браун, конечно, герой, но пока его таланта � единственного по-настоящему ценного артефакта в хранилище умов в Брэкли � явно не достаточно для приведения будущей RA109 в соответствие с новым техническим регламентом и скоростными характеристиками конкурентов. Посему «Хонда» в 2009-м будет брать очки не мытьем, а катанием � столь же серым и невнятным, но возможно, более стабильным (все-таки эксперименты с KERS им пока удаются неплохо). В паре пилотов приоритет будет отдаваться Дженсону Баттону � более брэндовому в сравнении с Баррикелло, и более опытному в потенциальной паре с Бруно Сенной.
Однако и скромному середняцкому существованию на фоне последних пертурбаций в «Форс-Индии» может прийти конец. Дабы не опуститься на самое дно команде надо срочно сосредоточиться на аэродинамике и механике модели-2009, поскольку этот фактор может оказаться определяющим при поляризации сил в первой половине сезона. Ник Фрай как-то обмолвился, что работа в этом направлении началась уже летом. Самое время встревожиться: вот уже две осени кряду из уст одного из главных функционеров «Хонды» мы слышим эти слова�
In addition to running the final stage of our mid-season aerodynamic upgrade, we evaluated a new suspension system, brake and engine modifications and an evaluation of the 2009 slick tyres
Барикелло
«It has been a challenging day today, which we expected as we continue the set-up work with our revised rear suspension and new aero parts.
речь все же идет о пересмотре отдельных составляющих.
опять же браун
There were several reasons for the suspension,» he said. «Some of it was for the reorganised group to take on a reasonable sized project before we got into the new car.
то есть здесь узел пересматривался больше с точки не столько практического применения, сколько с оценки потенциала новых разработчиков в конюшне.
В венгрии были зафиксированы негативные моменты в ее работе, поэтому окончательную доработку она претерпела только к Валенсии
рубенс
We had a new rear suspension for Hungary but unfortunately we couldn’t rig test it before because of lack of time and in these two weeks we could see that there was a big margin for improvement. We are expecting that to work better here.
з.ы. попробую найти в поминальнике выход на тех.департамент «Хонды». Как только получу ответ, сразу помещу пост здесь
«Подвеска так и осталась неохваченной вниманием конструкторов, хотя в условиях дождя от ее работы зависела немалая часть успеха.» Резюме: либо враньё как оно есть, либо неосведомлённость автора в том, что начиная с Валенсии дебютировала новая задняя подвеска. Она позволила что-то отыграть во временном выражении, но не в позиционном - соперники тоже прибавили.
«Браун, конечно, герой, но пока его таланта – единственного по-настоящему ценного артефакта в хранилище умов в Брэкли – явно не достаточно для приведения будущей RA109 в соответствие с новым техническим регламентом и скоростными характеристиками конкурентов. Посему «Хонда» в 2009-м будет брать очки не мытьем, а катанием – столь же серым и невнятным, но возможно, более стабильным (все-таки эксперименты с KERS им пока удаются неплохо).» Резюме: а есть ли у автора понимание, что при стабильном тех. регламенте невозможно в принципе за 1 сезон превратиться из аутсайдера в крепкого середняка? Если у вас нету хорошей наработанной базы - вы не сможете построить добротной машины. А при такой радикальной смене регламента эту базу всем придётся создавать с нуля, а занимается этим в Хонде совсем другая команда специалистов, нежели 1,5-2 года назад. Да и фатальная ошибка в настройке аэродинамической трубы исправлена, и этому заявлению, судя по той же Канаде, я склонен поверить
«Дабы не опуститься на самое дно команде надо срочно сосредоточиться на аэродинамике и механике модели-2009, поскольку этот фактор может оказаться определяющим при поляризации сил в первой половине сезона. Ник Фрай как-то обмолвился, что работа в этом направлении началась уже летом. Самое время встревожиться: вот уже две осени кряду из уст одного из главных функционеров «Хонды» мы слышим эти слова…» Резюме: бралось ли в расчёт то, что с конца прошлого года на Хонде совершенно другая команда аэродинамиков, которая над 2008-й машиной поработала лишь минимально? А насчёт срочно сосредоточиться на аэродинамике и механике RA109... А не этим ли, чёрт возьми команда занималась весь сезон?
Итого - автор либо перегнул палку, либо, что более вероятно, ему стоит сначала получить понимание работы формульных команд и научиться её анализировать, либо отказаться от написания статей на столь авторитетных ресурсах, как sports.ru