5 мин.

В поисках суперменов

Намерение Флавио Бриаторе отложить пролонгацию контракта с Нельсоном Пике-младшим до этапа в Монце (ход для «Рено», к слову, весьма привычный и не имеющий налета сенсационности), обрушение волны жесточайшей критики на Ника Хайдфельда и слухи о его грядущей отставке, ополчение боссов «Ред Булл» и «Торо Россо» – антагонистов в миру, но единомышленников конкретном кадровом вопросе – против Себа Бурдэ… Любой из этих моментов, равно как схожие по сути эпизоды, журналисты из Европы используют как повод к смотру резерва. Но если обоснование предпосылок перестановок, хоть с натяжкой, но имеют право на жизнь, то кандидатуры номинальных претендентов на место в кокпите зачастую высасываются из пальца.

Взять, к примеру, Себастьена Буэми. Честно говоря, при наблюдении за этим парнем складывается впечатление, что единственным реальным аргументом для получения пропуска в «Формулу-1» в его распоряжении является кармическое для королевских гонок последних лет имя. Видимо, когда по клубам Старого Света рассылались объявления типа «ищем молодого человека не старше 20 лет, способного управлять техникой, отдаленно напоминающей болид, и носящего имя Себ» швейцарец первым откликнулся на призыв и прошел кастинг. Право слово, смешно читать, когда в 19-летнем гонщике видят мегазвезду, способную переплюнуть нынешних мастодонтов. Особенно когда знаешь, что в послужном списке Буэми кроме побед в картингах глобальных триумфов не наблюдается. Да, парень очень здорово выглядел в «детских лигах»: с 1994 по 2003 года он шесть раз становился чемпионом страны и однажды золотыми буквами вписал свое имя в летопись первенства Италии по картингу. Согласимся даже занести ему в актив и поступательные завоевания бронзы, а затем серебра в «Формуле-БМВ». Однако взгляните на результаты в более-менее серьезных весовых категориях. В Европейской «Формуле-3» образца 2006 года он занял 11 место (одна победа, три подиума, шесть быстрых кругов в 20 гонках). Сезоном позже, вкусив хлеба GP2, завершил выступления на 21-й позиции (из достижений – лишь три быстрых круга и шесть баллов в 11 заездах), хотя защищал цвета отнюдь не слабой команды АРТ после того, как заменил в ней травмированного Михаэля Амермюллера.

Шанс реабилитироваться и подтвердить вложения спонсоров на фоне не совсем выразительных выступлений в подготовительном классе Больших призов имелся в чемпионате «Ф-3». Однако по итогам 2007-го Буэми остался лишь вторым, хотя по ходу сезона демонстрировал высокую стабильность, взращенную на прагматизме… Лишь после включения «Ред Буллом» административного ресурса и перевода Себа в команду «Арденн», пилот начал отрабатывать авансы. В нынешнем розыгрыше GP2 после 15 гонок он расположился на пятой позиции с двумя победами в активе.

Вышеописанный карьерный путь можно было смело подавать под слащавым соусом истории о гадком утенке, превращающемся в лебедя. Однако душу точит червячок сомнения – восхождение Себа слишком уж активно лоббируется спонсорами. К примеру, национальность позволяет рассчитывать на помощь Credit Suisse – не потому ли до расставания с финансистами «БМВ-Заубер» так активно зазывал паренька в свой лагерь? Путь же к вершинам – отличный пиар-проект для «Ред Булла», который способен уберечь от полной заморозки их программу молодых пилотов. Дело за малым: выхолить гонщика в тепличных условиях в опытном окружении (по модели Феттеля в «БМВ»), а затем оградить его от серьезной конкуренции в кокпите боевой машины. Кстати, сентябрьские тесты RB3 в Хересе-2007 подтвердили, что именно такой путь команда Дитриха Матешица и изберет.

Еще один «кадр» – 25-летний синтез голландской и китайской культур по имени Хо-Пин Тун. Начав заниматься картингом в Стране тюльпанов, он добился отменных результатов. Однако замахнуться на большее в серьезных стартах ему было не по силам – скромные показатели до 2003 года давали реальные расклады и представления о его чемпионских задатках. Но затем на сцену вышли азиатские меценаты, задавшиеся целью к концу первой декады века в обязательном порядке делегировать в «Формулу-1» соотечественника Мао. Работа закипела не на шутку. Достаточно вспомнить тесты в «Уильямсе», оплаченные китайскими спонсорами, – отчеты о них публиковались едва ли не каждой уважающей себя спортивной газетой страны. Повертевшись у подножия элитного класса, Тун вернулся в минорные серии, где его самым громким успехом стала бронза-2006 немецкой «Формулы-3». Потом были приглашения на работу испытателем в «БМВ» на пару гонок да контракт с BCN Competicion на выступления в GP2. К разочарованию узкоглазой торсиды, «заряженности на победу и колоссального трудолюбия» (эти качества зарубежная пресса считает у Хо доминирующими в характере) хватило лишь для того, чтобы квалифицироваться 23-м в сезоне-2007. Нынче азиатский продукт голландской маркировки обитает в Trident Racing, занимая 16-ю позицию.

Довольно непросто судить и о талантах/перспективах Камуи Кобаяси. С одной стороны, японец, стартовавший в картах с девяти лет, прошел едва ли не по всем ступенькам европейского автоспорта: немецкая и итальянские варианты «Формулы-Рено», «Евросерия Ф-3», GP2. При этом везде обращал на себя внимание несвойственной для азиатов рассудительностью, неплохой техникой и агрессивной защитой (последнее, думается, вообще отдает оксюмороном). Сверхвысокими результатами парень, правда, не блистал, но и конкуренция у него на протяжении карьерного пути была довольно существенная. К примеру, в 2006-м на просторах «Евросерии Ф-3» ему пришлось сражаться с Полом ди Рестой, Гьедо Ван дер Гарде и… Себом Феттелем! Дебютный сезон Камуи завершил на восьмой строчке, но умудрился трижды попасть на подиум и стать абсолютно лучшим в зачете новичков серии. Годом ранее он здорово выглядел в «Формуле-Рено», заняв первое место. Да и нынешний сезон в составе DAMS на просторах GP2 в пассив пилоту пока не занесешь – победа уже во второй гонке года и более чем достойное сопротивление в непосредственных сражениях с Романом Грожаном (она дуэль в Каталонии чего стоит!) стабильно повышают котировки акций японца.

С другой стороны, без «волосатой» спонсорской лапы не обошлось и здесь. Будучи продуктом программы «Тойота», японский концерн может не столь откровенно, как конкуренты, но тянет парня на вершину автоспорта. Вот и в тестеры нынешней весной произвели вроде как невзначай. Однако при этом твердо намекнули на то, что именно Камуи по силам стать олицетворением идеальной формулы «японский пилот в японской команде». А почему бы и нет, если команда вела Кобаяси по карьерной лестнице, начиная с картингов, и всячески решала за него организационные проблемы?! Вопрос лишь в том, сумеет ли «азиатский Хэмилтон», как прозвали парня острословы, оперативно учиться на собственных ошибках и осилит ли раскрыть по максимуму собственный потенциал, когда настанет время «Ф-1»? Ведь тогда вместо поддержки его будет ожидать жестокий спрос за все потраченные на него ресурсы…

Впрочем, этот же вопрос актуален для всех потенциальных «суперменов» минорных серий…