4 мин.

Санчо Панса из Маранелло

Невероятно, но факт: в нынешнем году исполняется десять лет с тех пор, как Лука Бадоер заступил на вахту испытателя в Маранелло. За этот период он стал неотъемлемой частью скудерии, символом ее успеха. Наверное, ни один из пилотов «Феррари» за историю конюшни не намотал такое количество километров, сколько имеет в своем активе наш герой. Ведь каждый дюйм асфальта в Мюджелло и Фьорано изучен им с особой тщательностью и вниманием (последний трек вовсе пройден им более 50 тысяч раз). Объем же полезной информации, добытый испытателем за время межсезонных пауз и межэтапных тестов, вовсе невозможно измерить какой-либо меркой. «Лука – сердце команды, которое задает ритм жизненного движения для «Феррари», – отметил в одном из интервью Михаэль Шумахер. И был, бесспорно, прав…

Родившийся в провинциальной Монтебеллуне, Бадоер с детства увлекался гонками. Оседлав карт в раннем возрасте, к совершеннолетию он добился солидных успехов, став чемпионом страны. Двигаясь по инерции профессионального роста, гонщик ворвался в итальянскую «Формулу-3», где с ходу уложил на лопатки Алекса Занарди и завоевал чемпионский титул. Амбиции дебютанта готовы были найти подкрепление и в сезоне-91, но после четырех викторий кряду Лука был снят с соревнований – попытки обойти технический регламент при выборе покрышек вышли вундеркинду боком.

Но, как говорится, худа без добра не бывает. Патрицио Канту, владелец выступавшей в «Ф-3000» команды «Криптон», еще по ходу 1990-го обратил внимание на нашего героя. Итальянца прельщала не только скорость, которую умел развить Бадоер, но аккуратность, сопутствовавшая прохождению виражей, да бережное отношение к ресурсам болида (мотору, тормозам, покрышкам). Он пригласил Луку за руль Reynard 92D и не прогадал – подопечный не откладывая дело в долгий ящик умыкнул у оппонентов чемпионскую корону.

Казалось бы, после стремительного взлета нашему герою уготована судьба суперзвезды-покорителя формульного мира. Увы, реальность оказалась куда прозаичнее. «Скудерия Италия», которая приютила дебютанта «королевских гонок» не смогла предоставить в распоряжение Бадоера и его опытного напарника Микеле Альборето конкурентоспособное шасси. Даже моторы «Феррари», любезно предоставленные коллегам маранелльцами, не изменили расклады – напарники прочно обосновались на последней линии стартовой решетки, проклиная в душе коробку «Лола».

Имидж победителя был непоправимо разрушен: бесцельные скитания в хвосте пелетона привели к смене тональности при оценке действий спортсмена. Вместо «подающего надежды» и «перспективного» пресса стала употреблять по отношению к Бадоеру эпитеты «неудачник» и «разочарование». Звезда Луки начала стремительное падение: несмотря на то, что наш герой постоянно опережал партнера по команде, место боевого пилота в «Минарди» (с ней «Скудерия Италия» слилась накануне сезона-94) получил Альборето. Окончательное изгнание спортсмена из большого автоспортивного мира предотвратил вердикт шефа конюшни – оставить молодого гонщика в Фаэнце на должности тестера. Год кропотливого труда позволил Бадоеру получить повышение в ранге, тем паче, что Микеле принял решение повесить шлем на гвоздь. Возвращение в круг небожителей, увы, не принесло герою очковых дивидендов. Несмотря на восьмые места в Канаде и Венгрии, а также финиш в японской топ-10 (девятая позиция), в графе «набранные баллы» напротив имени Луки красовался грустный прочерк.

В попытках вернуть былое величие Бадоер решился на рисковый шаг – подписание контракта с командой «Форти», однако план Ренессанса потерпел крах уже к середине 1996 года. Из-за недостатка финансирования и организационного Армагеддона конюшня прекратила существование, едва дотянув до десятого этапа чемпионской гонки. Оказавшись на улице, Лука впал в отчаяние, но и здесь судьба оказалась благосклонна к спортсмену. Звонок из «Феррари» не только позволил пилоту продолжить занятия любимым делом, но и присоединиться к семье одной из самых эпических команд пелетона. Два года герой добровольно «вкалывал» на благо маранелльцев, попутно совершенствуя собственные гоночные навыки. Но мысль вернуться в мир Больших призов на ведущие роли не покидала итальянца. Неудивительно, что он с радостью откликнулся на предложение «Минарди» вновь взяться за старое в сезоне-99.

Пожалуй, именно восемь лет назад у Бадоера был первый и единственный шанс прорваться на автоспортивный Парнас. Во время британского этапа лидер скудерии Михаэль Шумахер попал в серьезную аварию. Сломанная нога не позволяла немцу оперативно вернуться в строй, поэтому шефы «Феррари» начали стремительный поиск пилота, способного заменить Красного Барона. Увы, телефон Луки, который был готов ринуться на помощь соотечественникам, так и не зазвонил – под знамена маранелльцев был призван Мика Сало. Как показал ход событий, опрометчивое решение оказалось в корне неверным, однако для Бадоера это было слабое утешение. К слову отказ от услуг Луки руководство скудерии обосновало довольно парадоксально: в контракте пилота не была прописана возможность использования его в случае необходимости на должности боевого пилота…

На излете 1999 года наш герой установил печальный рекорд: в 48 (!) стартах кряду он не набрал ни единого зачетного пункта. Мрачная традиция имела шансы прерваться в Нюрбурге, где Лука долгое время удерживал четвертую позицию, но отказ коробки передач свел на нет усилия пилота. Как следствие, по окончании сезона заинтересованных в услугах Бадоера как боевого штыка не нашлось. Пилоту пришлось смириться с проказами судьбы и вернуться в маранелльские пенаты. Заключив долгосрочный контракт тестера, он фактически отказался от надежд на продолжение гоночной карьеры и обуздал амбиции. Ведь людей, работавших испытателями в Скудерии, а затем добившихся значимых успехов на просторах «Формулы-1» можно перечесть по пальцам руки…

Тем не менее свою минуту славы наш герой все-таки получил. На церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Турине Бадоеру было поручено продемонстрировать силу и мощь итальянского машиностроения. Алый болид образца 2005 года на несколько сотен секунд приковал внимание миллиардов зрителей по всему миру. Посмотреть действительно было на что: необычайные фигуры, которые пилот вырисовывал на льду, а также элементы экстремального вождения, им продемонстрированные, заслужили продолжительных оваций. Тех самых, которых Луке – возможно, одному из наиболее недооцененных пилотов «Формулы-1» – не хватало на протяжении карьеры.