«Золотой мальчик» сэра Фрэнка
Для начала проясним ситуацию с национальностью пилота, ибо любители «Больших gризов» зачастую не приходят к единому мнению при обсуждении этого вопроса. Так вот: Нико – урожденный немец, который появился на свет в столице земли Гессен городе Висбаден (последний в спортивных кругах известен как малая родина Джона Макинроя, семикратного победителя турниров Большого Шлема). Отец спортсмена, чемпион мира по автогонкам-1982 в классе «Формула-1» Кеке Росберг – финн, тогда как мать Сина – немка. Решение о том, под каким флагом будет выступать наш герой, принято на семейном совете, когда Нико столкнулся с необходимостью получения гоночной лицензии.
Как не раз подчеркивал пилот, присутствие нордических черт в характере он не отрицает, но по большому счету считает себя европейцем. Даже в сфере коммуникаций Росберг предпочитает отцовскому языку привычные континентальные – английский, итальянский, французский, немецкий (что любопытно, ими спортсмен владеет в совершенстве, тогда как финский освоить не удосужился).
Путь Нико немного отличался от привычных для пилотов топ-класса дорожек в большой гоночный мир. Если первые успехи в картинге пришли спустя всего год после дебютных стартов (в 12 лет наш герой взял золото чемпионата Франции в классе «мини», а через сезон победил в состязаниях American ICA Junior Karting), дальнейший прогресс слегка затормозился. Три года Росберг довольствовался ролью «опоздавшего к финишу», упустив титул в итальянском подразделении ICA, оказался четвертым в юниорском чемпионате Европы, а также занял второе место по результатам «Формулы-А» континентального первенства.
Тем не менее известная фамилия и очевидный прогресс (советы Кеке благостно отражались на стиле вождения сына) позволили Росбергу-младшему в сезоне-2002 дебютировать в немецкой «Формуле-БМВ». Проба сил во «взрослом» гоночном монококе прошла на «отлично»: Нико одержал девять побед, убедительно завоевав чемпионский титул. Тут как тут оказался сэр Фрэнк Уильямс, предложивший пареньку испытать себя за рулем настоящего болида «Ф-1». Нико не спасовал, хотя оказался самым юным тестером в истории Гроува, и произвел на рыцаря отменное впечатление. «За рулем он держится не хуже тебя, зато характер имеет покладистее», – не преминул обронить владелец конюшни отцу вундеркинда после одной из сессий. Думается, лучшей похвалы для молодого пилота придумать было нельзя…
К слову, именно тогда произошел уникальный случай, по сей день вспоминаемый в Гроуве. Каждый гонщик «синих», перед тем как сесть за руль машины с индексом FW, обязан пройти специальный тест. Проверка состоит из 36 вопросов, на решение которых отводится 45 минут. В основном задания предлагают спортсмену найти оптимальный выход из той или иной ситуации, что может сложиться на трассе. В результате техническая группа приобретает информацию о том, сколь силен подопечный в инженерной и механической областях, а также сколь оперативно он может принимать решения в условиях дефицита времени. Так вот: Нико Росберг в свои 17 лет получил наивысший балл за всю историю «Уильямса»! Сэм Майкл (автор и составитель квиза) оказался настолько впечатлен результатом, что лично набрал номер немца и сердечно того поздравил. Думается, эмоции парня, которому звонит технический директор конюшни, в дополнительных описаниях не нуждаются…
Дабы звезда сына не погасла на гоночном небосклоне после столь яркой вспышки, Кеке забрал отпрыска под собственное крыло. Два года Нико выступал за команду «Росберг» в «Евросерии-3», однако громких успехов не снискал (2003 – второе место в категории Rookie с единственной победой в активе; 2004 – четвертое место, три победы). Единственным светлым пятном стала виктория на «Макао-Бахрейн Челлендж», которая добавила в семейную коллекцию еще один симпатичный трофей.
В качестве оправдания героя отметим: он постоянно отвлекался от гонок ради учебы, так как проявлял недюжинные способности в физике и математике. Одно из известнейших и престижнейших учебных заведений в Англии – Лондонский имперский колледж – вовсе зарезервировало для Росберга именной грант, предложив немцу в 2005 году место на факультете аэродинамики. Нико взял время на раздумья, но в итоге отклонил предложение, так как получил возможность попробовать силы в серии ГП2 – той самой, что почти наверняка дает пропуск в элиту мирового автоспорта. Причем наш герой располагал реальным шансом побороться за чемпионскую корону и заявить о себе во весь голос, ведь контракт был подписан с солидной командой – ART Grand Prix (детищем Фредерика Вассера и небезызвестного Николя Тодта). Однако профессора не успокоились: оценив глубину познаний юноши, они согласились на год «заморозить» учебную единицу, дабы в 2006-м вновь предоставить Нико все условия для совершенствования знаний. Не знаем, к сожалению или к счастью, но возможностью Росберг так и не воспользовался.
Сезон-2005 запомнился борьбой нашего героя и Хейкки Ковалайнена. В результате с преимуществом в 15 очков викторию праздновал немец. Поговаривали, что ART использовала нелегальные болиды, проведя их дополнительную техническую модификацию (по правилам серии кары пелетона должны быть идентичны), однако один из боссов «Уильямс» Патрик Хэд, пользующийся непререкаемым авторитетом в мире «Формулы-1» категорически отмел обвинения в читерстве. Да и зачем команде было нарушать правила, если талант пилота позволял машине буквально нестись по трассе (Монца-2005 лучшее тому подтверждение; даже скупой на похвалы Уильямс после воскресного финиша пел вундеркинду дифирамбы).
Уже тогда четко проявились черты стиля Росберга. Немец – приверженец силовой манеры вождения. Чтобы выставить машину в нужном направлении или втопить педаль тормоза при заходе на вираж, Нико делает всего одно движение. Резкое, четкое, рассчитанное с математической точностью. Любые огрехи или заносы исправляются аналогичным образом, словно в попытках подчинить машину собственной воле. Правда, иногда «компьютер» дает сбой – и чрезмерные усилия при довороте руля приводят к печальным последствиям. Вспомнить, к примеру, столкновение с Марком Уэббером на Гран-при Бразилии-2006…
Нельзя не отметить и то, сколь здорово Нико выбирает траектории для атаки или прохождения поворотов. Именно плавность линии при «обтекании» поребрика – иначе и не скажешь – да минимальные потери в скорости позволяли гонщику выжимать максимум из отнюдь не реактивных FW26 и FW27. До сих пор остается загадкой, как Росбергу удалось установить быстрейшее время круга в дебютной гонке – достижение, позволившее нашему герою внести свое имя в анналы автоспортивной истории (Нико стал самым молодым пилотом в истории «королевских гонок», совершившим подобный трюк). При этом немец продолжает шлифовать технику, с каждым днем оттачивая мастерство, что не преминул отметить даже искушенный в нюансах пилотирования и тонкостях выбора настроек Алекс Вурц…
Вне трека немец скромен и тактичен. Он не отрицает, что громкая фамилия и слава отца помогли ему на первых порах карьеры: «Глупо строить из себя идеалиста. Будь ты даже суперталантливым гонщиком, попасть в современную «Ф-1» без богатых спонсоров и серьезной поддержки нереально. Мне повезло родиться с фамилией Росберг, но без умений, постоянной работы над собой и удачи вряд ли чего смог бы добиться».
При этом Нико признается, что груз ответственности, выпавший при этом на его долю, был куда тяжелее, нежели прессинг, с которым сталкивались менее именитые конкуренты. «Люди уверены, если ты носишь фамилию Росберг, то обязательно должен быть таким же, как чемпион мира-82. Никто не обращает внимания на колоссальный труд, если выигрываешь гонку – мол, так и должно быть. Зато если результаты плачевны, сразу находится уйма критиков, готовых смешать тебя с грязью и прикрепить ярлык папенькиного любимчика». Отвлечься от дрязг «Ф-1» пилоту помогает активный отдых: горные лыжи, сноуборд, футбол (к слову, немец долгое время гонял мяч в рядах любительской команды из Монако, пока жил вместе с родителями). Что любопытно, Нико отменно играет в шахматы, по памяти может цитировать солидные поэтические отрывки, имеет глубокие познания в философии. Вполне возможно, полку гениев Больших призов прибыло долгожданное пополнение.