5 мин.

Колосс на глиняных ногах

Сказать по правде, не поражаться опыту итальянца может лишь человек, совершенно неискушенный в событиях мира «королевских гонок». Физика поработал с такими гениями конструкторской мысли, как Тим Деншам, Майк Гаскойн, Ник Вирт, сотрудничал с напарниками, чьи стили вождения разнились, как небо и земля (чего стоит хотя бы сопоставление почерков Ральфа Шумахера, Алекса Вурца да Фернандо Алонсо). Кроме того, пилот пополнял багаж технических знаний, наследуя мудрость Пэта Симондса, Гэри Андерсона, Анри Дюрана и учился строить отношения с руководством и спонсорами на примере Флавио Бриатторе, Джанкарло Минарди и Эдди Джордана. Однако при наблюдении за выступлениями гонщика в последние годы, неизбежна констатация следующего факта: использовать полученные навыки по назначению итальянец так и не научился. Для примера проанализируем три составляющих его спортивной натуры — стиль вождения, психологию, практичность.

СТИЛЬ

Рисунок управления болидом Джанкарло проще всего оценить на контрасте, сравнив, к примеру, его стиль с работой Фернандо Алонсо (на наш взгляд, различия в технике экс-напарников наиболее диаметральны). Наш герой напоминает эстета от автоспорта: плавность движений делает вход в поворот, а точнее – начальное движение рулем, естественным продолжением торможения. Причем итальянец старается выписать дугу по мере приближения к апексу без изъянов, аккуратно выдерживая баланс машины в строгом соответствии с намеченной траекторией. Далее Физикелла с помощью «баранки» и плавной игры педалями выводит машину на разгон, по максимуму используя прижимную силу и сцепные свойства покрышек.

У испанского чемпиона мира ситуация совершенно иная. Здесь и резкое движение рулем (превосходящее в скорости аналогичный маневр итальянца) при входе в поворот, жесткое втопление педали тормоза, из-за чего машина выигрывает в скорости, так как движется по крутой траектории. Затем за счет стремительной работы руками пиренеец корректирует мелкие огрехи маневра, а заодно агрессивно меняет направление движения машины для последующего ускорения. В 2006-м пилоты во время квалификаций проходили дистанцию в связке, что позволяло поклонникам Больших призов оценить синхронную работу напарников. Именно тогда и становилось понятно, за счет чего Алонсо выигрывал у Физики по нескольку сотых, а то и десятых на круге.

«Стиль пилотирования — сугубо индивидуальная штука, менять которую довольно проблематично и чревато печальными последствиями», — возразите вы и будете абсолютно правы. Тем не менее, корректировка приемов зачастую идет на пользу спортсменам. Взгляните, сколь плодотворно перенимает опыт Алекса Вурца (того самого, которого Джанкарло и в грош не ставил во время выступлений за «Бенеттон») юный Нико Росберг, заметно прибавивший как раз таки на начальных стадиях покорения виража. Как здорово прогрессирует Хейкки Ковалайнен, не скрывавший копирования маневров Алонсо на тестах и тренировках. Даже у хиленького Такумы Сато, с которым наш герой трудился бок о бок в «Джордане», Физикелла мог подсмотреть пару-тройку нюансов при работе на торможении. Ахиллесова пята итальянца – ранний сброс скорости, временные потери которого трудно компенсировать рывком на выходе. Как бы там ни было, апеннинец продолжал «рисовать» идеальные полуовалы на любой машине, будь то чемпионский R26 или «кукурузный» В201. Стагнация – не то состояние, в котором должен пребывать чемпион.

ПСИХОЛОГИЯ

У Джанкарло были взлеты и падения. Но испытания, выпавшие на его долю, отнюдь не закалили пилота. Во-первых, он с трудом ведет оборону, находясь под прессингом. За примером далеко ходить не будем. На Гран-при Франции Физика пару кругов сопротивлялся атакам экс-напарника, но делал это нервно и неуверенно. Пытаясь угадать маневр испанца, он бросал болид то на внешний, то на внутренний радиус, стараясь предотвратить сразу все возможные маневры противника. Но стоило апеннинцу ошибиться всего раз (то ли «угадайка» не включилась, то ли пилот устал), как Алонсо сразу же оказался впереди. Для сравнения — вспомним поведение в аналогичной ситуации Ника Хайдфельда. Немец уверенно гнул свою линию, защищая внутренний радиус, после чего старался на выходе из поворота доказать собственную состоятельность. В результате Фернандо трижды приходилось повторять маневр, но итоговая победа осталась за представителем «БМВ-Заубер».

Физика не умеет контролировать эмоции. Он способен обложить матом собственных механиков, грубо отчитать журналиста (спросите его о Гран-при Европы 1999 года – получите краткий и лаконичный ответ: «Дерьмо!»), выругаться в прямом эфире, зацепить словом напарника, перейдя рамки дозволенного. Неужели ничему не научила работа в спайке с горделивым и заносчивым Ральфом Шумахером, во многом из-за которого итальянец покинул «Джордан»? Или же уроки жизни после конфликта с Флавио Бриатторе прошли мимо? «Но сейчас он остепенился», — вновь могут возразить читатели. Отнюдь. Итальянец не преминул подлить масла в огонь вокруг искусственно раздутого конфликта Ковалайнена и Нельсона Пике-младшего, накануне старта нынешнего сезона обвинил конструкторов «Рено» во всех смертных грехах («Лучше бы не ковыряли в носу, наблюдая за провалами тестов, а взялись заново проектировать переднюю подвеску!» — цитировали слова пилота итальянские СМИ). Да и во время соревновательных уик-эндов его финский напарник выглядит куда корректнее опытного зубра «Формулы-1».

ПРАКТИЧНОСТЬ

Коммуникативные навыки и умение оценивать ситуацию на несколько шагов вперед – не самая сильная сторона личности Физико. Перейдя в «Бенеттон» в 98-м, он «повелся» на яркий брэнд, пышность обещаний и двойной оклад, втайне лелея мечту о чемпионском титуле. Прогадал, так как в конце 90-х команда скорее думала о сохранении былого величия, нежели о приумножении призового багажа. Ссора с Бриатторе накануне сезона-2002 разом перечеркнула все предыдущие достижения итальянца. Ссылка в частный (читай – на ладан дышащий, без поддержки заводских ресурсов) «Джордан» вынуждала заново торить дорогу в высший свет. Лишь подписание контракта с «Заубером» занесем в актив Джанкарло – швейцарская конюшня подарила пилоту, кажется, последний шанс на возращение в элиту. Увы, распорядиться им максимально у нашего героя не получилось. Опять сказалась пресловутая психология. В сезоне-2005 кризис после неудачи на Гран-при Малайзии лишил пилота надежд на чемпионскую корону, а годом позже ему не удалось даже обозначить конкуренцию Алонсо (Бриатторе ясно дал понять, что Физике отводится роль оруженосца, не более).

По информации из паддока «Рено» в следующем сезоне Джанкарло продолжит сотрудничество с конюшней. Однако веры в то, что Физикелла взойдет на вершину автоспортивного Парнаса, не осталось, пожалуй, даже у самых преданных поклонников пилота…