Mercedes, который всегда с тобой
Впервые в истории королевских гонок пейс-кар был использован на Гран-при Канады в далеком 1973-м. Однако его появление на трассе вышло курьезным: вместо того чтобы возглавить караван (как предполагалось правилами), машина безопасности очутилась в глубине пелотона перед одним из гонщиков. Безалаберность последнего, некорректно занявшего позицию кругом ранее, и стала причиной ошибки. Произошла грандиозная путаница, разобраться в которой (и, соответственно, определить истинного победителя) директорат соревнований смог лишь спустя несколько часов после финиша.
За описанный казус сейфети-кару пришлось заплатить дорого: боссы «Формулы-1» приняли решение отказаться от использования хлопотной новинки. Забвение продлилось 20 лет. Возвращение состоялось в 1993-м — Гран-при Бразилии утвердил право машины безопасности на жизнь. С тех пор она стала неотъемлемой частью мира высоких скоростей и даже несколько раз отметилась в летописях королевских гонок. Так Гран-при Канады-99 остается единственным в истории этапом, где участники пересекли финишную черту вслед за серебристым «Мерседесом». Спортсменам же, выходившим на старт бельгийской гонки в 1997 и 2000 годах и Большого приза Бразилии-2003, его появление служило сигналом к началу борьбы.
История пейс-кара будет неполной без упоминания трагедии этапа в Сан-Марино 13-летней давности. Дебют той гонки выдался ужасным: Benetton-Ford Джей-Джея Лехто столкнулся с Lotus-Mugen Honda, за рулем которой находился Педро Лами. Масштаб и характер катастрофы напоминали аналогичное происшествие 1982 года, которое унесло жизнь Риккардо Палетти. Тем не менее директор гонки не отважился остановить состязание красными флагами с последующим рестартом. Вместо этого на автодроме появилась машина безопасности. Как считают специалисты, подобное решение губительно отразилось на состоянии покрышек, температура которых резко снизилась. Это обстоятельство имело важное значение в истории гибели Айртона Сенны…
Что представляет собой сейфети-кар? Приведем технические характеристики прошлогоднего Mercedes-Benz CLK 63 AMG:
Двигатель: 6208сс V8.
Мощность: 481 л.с. (354кВт) при 6800 об/мин.
Крутящий момент: 630 Нм при 5200 об/мин.
Максимальные обороты: 7200.
Тормоза: ABS, вентилируемые диски.
Шины передние-задние: 235/35 R19 – 265/30 R19.
Место водителя: с левой стороны.
Вес: 1600 кг.
Естественно, купе «тюнингован» по всем законам «Формулы-1». Особым образом подготовлены тормоза, трансмиссия, системы охлаждения и выхлопа, облегчен ряд узлов (в сравнении с заводской версией пейс-кар легче на 150 кг). К тому же серебряный красавец оснащен сложной системой коммуникационного оборудования: высокотехничной радиостаницией, телевизионным монитором, камерами, расположенными внутри и снаружи машины.
Теперь о том, кто управляет этим чудом на колесах. Бернд Майлендер появился на свет 29 мая 1971 года в немецком Вайблингене. В конце 80-х увлекся автоспортом и, что вполне естественно для обожающих скорость юношей, решил попробовать силы в картинге. Серия стартов показала: у молодого человека есть неплохие задатки для профессионального роста. Как следствие, карьера нашего героя пошла в гору. Поначалу Майлендер набирался опыта в Formula Ford, затем был соискателем трофея Porsche Carrera Cup и, наконец, совершенствовал навыки в серии DTM, которую сам основал. Последняя, к слову, положила начало взаимной любви Бернда и Mercedes, длящейся по сей день, — в состязании кузовных автомобилей спортсмен выступал под знаменами немецкой команды. Наивысшим достижением Майлендера оказался триумф на «24 часах Нюрбургринга» (2000 год), где он пилотировал Porsche 911 GT3-R.
В «Формулу-1» немец попал в 2000 году и с тех пор практически без замен выводит серебристый сэйфети-кар на каждый этап чемпионской гонки. Единственной гонкой, которую пилот пропустил, оказалась Канада-2001. Тогда из-за его травмы место за рулем машины безопасности занял напарник героя Марсель Фесслер. Майлендер — один из долгожителей обслуживающего персонала королевских гонок: по времени, проведенному в элитных состязаниях, немца опережал лишь главный медицинский инспектор ФИА Сид Уоткинс. Однако в 2005 году профессор нейрохирургии, отдавший Большим призам более двух десятков лет, ушел на покой.Напоследок любопытный факт из биографии немца: в мае 2005-го он стал одним из соавторов необычного рекорда. Майлендер вошел в число шести пилотов, которые на моделях E320 CDI без остановки преодолели расстояние в 100 тысяч миль за 30 дней. Значимость уникального достижения дополняется тем, что средняя скорость автомобилей равнялась 139,7 мили в час!