«Тойота»: пролеты во сне и наяву
Для команды Цутому Томиты сезон получился скомканным и бессодержательным. И это притом, что обладатели четвертого места в Кубке конструкторов прошлого года блестяще провели предсезонные тесты, находясь в группе лидеров на протяжении контрольных стартов. Многие специалисты сходились во мнении: если «Тойоте» удастся как минимум не растерять подобную скорость в течение гоночного марафона, место в тройке призеров ей обеспечено. Увы, прогнозы так и остались словами, повисшими в воздухе...Пике объясняется кризисом в системе руководства, который вкупе с техническими неудачами (также являющиеся отголосками управленческого разлада) поставил крест на амбициозных планах. Вспомним: минувший сезон конюшня начинала вместе с Майком Гаскойном (главой конструкторского цеха), Паскалем Весселоном (техническим директором по шасси, генеральным менеджером по автодизайну и развитию) и Лукой Марморини (техническим директором по моторам). Однако не прошло и нескольких месяцев со старта сезона, как британец был отправлен в отставку. Его обязанности автоматически легли на плечи француза, что и повлекло за собой дальнейшее падение «Тойоты». Весселон разрывался на нескольких фронтах, не успевая латать Тришкин кафтан проблем TF106, новый букет которых возникал едва ли не после каждого этапа. О какой доводке шасси может идти речь, если основные ходовые качества болида меняются, как температура у больного лихорадкой?! Причем не удавалось найти причины как излишней медлительности, так и сверхстремительности машины, неожиданно проявлявшейся на некоторых гонках. Одним словом, запущенность «железного коня» реанимации не подлежала…Что произошло с Гаскойном? Похоже, человек попросту устал от постоянного давления «сверху» и всячески искал возможности сменить обстановку. Иначе чем объяснить поведение специалиста, платежная ведомость которого равна бюджету заштатной «Супер Агури», который «работе над ошибками» на базе команды предпочитал общение с журналистами. Причем его интервью явно не способствовали поднятию боевого духа коллектива: Майк постоянно заявлял о желании больше времени проводить с семьей и детьми, а не находится в обществе примелькавшихся людей. Понятно, прессинг со стороны совета директоров не прошел для функционера бесследно (возможно ли спокойно работать, если тебе постоянно пеняют на отсутствие результата и грозят урезать финансирование на две трети?). Поэтому в поиске нового вызова и желания освободиться от психологических тисков Гаскойн прибегнул к крайним мерам… Заметим, что его появление в «Спайкере» на излете 2006-го косвенно подтверждает наше предположение.Не порадовал и силовой агрегат самураев, барахливший под конец сезона едва ли не через раз. Фрэнк Уильямс, предпочетший на следующий год непредсказуемую японскую «восьмерку» вместо стабильного «Косворта», уже несколько раз в открытую признавал поспешность решения. Дело даже не в серии отказов на осеннем отрезке дистанции, лишивший «Тойоту» ряда зачетных пунктов – в течение сезона мотористы ни разу не приблизились к цифре в 20 тыс оборотов в минуту, которую перешагнули «Макларен», «Феррари» и… «Косуорт»! Вдвойне обидно для японцев и то, что к гроссмейстерскому рубежу приблизился их извечный конкурент – «Хонда». Серия показательных мероприятий со стороны конюшни Ника Фрая вкупе со сверхнадежностью силовых агрегатов (практически не подводивших Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло) посрамили конкурентов. Результатом описанных неурядиц оказалось удручающее положение гонщиков «Тойоты» в итоговой классификации. Хотя сомневаемся, что, окажись Ярно Трулли и Ральф Шумахер за рулем «Рено» или «Феррари», их показатели качественно изменились в лучшую сторону. Наглядный пример: после серии неплохих квалификаций и, как следствие, стартов из верхней части пелотона итальянец ни разу (!) не финишировал на подиуме, хотя имел на то все основания. Проблема Ярно в том, что он не умеет (а точнее — не желает) выжимать из машины максимум, ибо предпочитает оборонительную тактику атакующей. Любителям «Формулы-1» уже давно знаком феномен «паровозика Трулли»: гонщик, имея за спиной более быстрых соперников, никогда не будет пробовать оторваться путем рисковых маневров или вследствие жесткой атаки поворотов, дающих возможность сэкономить сотые секунды. Вместо этого уроженец Пескары сосредоточит внимание на сохранении позиции. При этом излишне осторожный (для «королевских гонок», разумеется) стиль вождения и, как следствие, невысокий темп хода по трассе приведут к тому, что за Трулли выстроится «хвост» из соперников. В результате страдают все. Увы, в прошедшем сезоне демонстраций вышеописанного «маневра» было более чем достаточно.Ральф и вовсе разочаровал. То болид ему подстроили неудачно, то напарник был слишком медленен, то руководство уделяло мало внимания… Да и соперники «постоянно ведут себя на трассе некорректно». Где уж тут раскрыться таланту?! Набор претензий немца смешон еще и потому, что поистине титаническую работу по ходу сезона проделали тестеры команды. Кажется, Рикардо Зонта и Оливье Панис по отдельности внесли вклад в развитие «Тойоты» больший, чем боевая пара пилотов вместе взятая. Благодаря их усилиям даже «мертвая» японская машина порой выдавала на-гора отменные результаты.Что будет дальше? Непростой вопрос. Кадровая неразбериха продолжается по сей день. Грамотных руководителей разбирают кто угодно, только не «Тойота». Любопытно, что особую активность проявляют «Уильямс» и «Ред Булл», завершившие сезон позади. Силовой агрегат «заморожен», а значит, качественного рывка в этой отрасли не предвидится. Пара пилотов умиротворенно удалилась на отдых, чтобы на месяц забыть о гонках и растратить миллионы, прописанные в долгосрочных контрактах. Кроме того, руководство «Тойоты» собирается вынести на обсуждение совета директоров вопрос о снижении затрат на программу «Формулы-1» «в связи с отсутствием весомых результатов»… Хотелось бы ошибиться, но, похоже, наступающий год Свиньи собирается подложить упитанного собрата представителям и поклонникам японской конюшни.