7 худших гонщиков Формулы-1 в 2010-е
Формула-1 по праву считается самым престижным автоспортивным чемпионатом. Попасть в неё можно благодаря невероятному таланту или состоятельным спонсорам. Именно деньги вторых зачастую приводят в Ф-1 далеко не самых одарённых пилотов, которые и стали героями данной статьи. В статье рассматривались только гонщики, которые выступали в Формуле-1 с 2011 по 2020 и провели хотя бы 10 гонок. Поэтому вы не увидите здесь Никиту Мазепина или Джека Эйткена
Нараин Картикеян (лучший результат - 4-е (15-е) место)
До Ф-1: 3 сезона в Британской Формуле-3 (лучший результат в общем зачёте - 4-е место в 2000), 3 сезона в Мировой серии Ниссан (лучший результат в общем зачёте - 4-е место в 2003)
Первый индийский пилот провёл в Ф-1 3 сезона (2005, 2011, 2012), его лучшим результатом стал финиш в шаге от подиума в печально известном Гран-При США 2005, в котором на старт вышло всего 6 машин. Мы рассмотрим отрезок его карьеры в составе "Хиспании" (2011, 2012), который смело можно назвать провальным. Лучшим результатом за эти 2 сезона стало 15-е место на Гран-При Монако 2012 (был последним из добравшихся до финиша).
"Хиспания" не скрывала, что подписала контракт с индусом только из-за его спонсорской поддержки, без проблем избавившись от него во второй половине сезона 2011, когда "Ред Булл" предложил больше денег за дебют своего юного таланта Даниэля Риккьярдо. А когда австралиец ушёл на повышение в "Торо Россо", команда вернула Картикеяна на сезон 2012. За 29 гонок он лишь 5 раз сумел опередить напарников в гонках и квалификациях соответственно.
Нараин запомнился лишь крупными авариями, а также столкновениями с Феттелем в Малайзии и Росбергом в Абу-Даби. Если Нико воздержался от каких-либо комментариев, то Себастьян не постеснялся назвать индуса "огурцом".
Гидо Ван дер Гарде (лучший результат - 14-е место)
До Ф-1: 4 сезона в GP2 (лучший результат в общем зачёте - 5-е место в 2011)
Пилот из Нидерландов отличился не своими выступлениями, а скандалами и судами из-за своих контрактов с командами. И если разбирательство между "Супер Агури" и "Спайкер" насчёт роли тест-пилота для нидерландца не вызвало особой шумихи, то история о контракте боевого пилота с "Заубер" стала громким инфоповодом. Если коротко, то Гидо, имея на руках оплаченный его спонсорами контракт с "Заубер", не получил места основного пилота в команде на сезон 2015.
Ван дер Гарде подал на команду в австралийский суд, поставив под угрозу выступления швейцарского коллектива в новом сезоне. Гидо выиграл дело и получил денежную компенсацию от "Заубер", отказавшись от своего конракта.
Свой единственный сезон в Формуле-1 Ван дер Гарде провёл в 2013 в составе "Кейтерем", заменив в команде Виталия Петрова. Гидо выглядел слабее своего партнера Шарля Пика, хотя и не сильно уступал французу (8-11 в пользу Шарля по гонкам и квалификациям)
Лучшим результатом нидерландца стало 14-е место в Венгрии, в этой же гонке Льюис Хэмилтон одержал свою первую победу за "Мерседес". Самыми яркими хайлайтами гоночной карьеры Гидо стоит считать 2 прохода в Q2 в Монако и Бельгии.
Эстебан Гутьеррес (лучший результат - 7-е место)
До Ф-1: Чемпион GP3 (2010), бронзовый призёр GP2 (2012) Эстебан подходил к своему дебюту в Ф-1 с неплохим бэкграундом в молодежных сериях, а также со внушительной спонсорской поддержкой мексиканской телекоммуникационной компании Telmex, владельцем которой является один из богатейших людей в мире Карлос Слим. Гутьеррес заменил в "Заубер" своего соотечественника Серхио Переса, ушедшего на повышение в "Макларен" в 2013.
Эстебан провёл невзрачный дебютный сезон, разгромно уступив напарнику Нико Хюлькенбергу в квалификациях (1-18) и гонках (6-51 по очкам в пользу немца). Столь слабое выступление мексиканца не позволило "Заубер" опередить "Форс Индию" в борьбе за 6 место в Кубке конструкторов. При этом сезон 2013 можно по праву считать лучшим для Гутьерреса в Ф-1 - 2 круга лидирования и быстрый круг в Испании, а также единственный очковый финиш в карьере на 7 месте в Японии.
Сезон 2014 стал худшим в истории команды "Заубер", швейцарцы впервые в своей истории не смогли набрать ни одного очка и заняли 10-е место в Кубке конструкторов. Эстебан выступал на равных со своим новым опытным напарником Адрианом Сутилем, но это не помогло сохранить ему место боевого пилота на следующий год.
В 2015 Гутьеррес стал резервным пилотом "Феррари", а тесные связи итальянцев с дебютантом "Хаас" помогли Эстебану получить место боевого гонщика в американской команде в 2016. Мексиканец смотрелся слабее своего напарника Ромена Грожана, которому удавалось творить настоящие чудеса в составе "Хаас". Гоночный счёт был в пользу мексиканца (10-9), квалификационный в пользу француза (9-12), однако по очкам Ромен разгромил Эстебана (0-29) и в одиночку затащил американцев на 8-е место в Кубке конструкторов.
Джин Хаас и Гюнтер Штайнер без колебаний заменили Гутьерреса на Магнуссена с сезона 2017, получив пару пилотов на следующие 4 года. В "Хаас" Эстебан запомнился разве что крупной аварией с Фернандо Алонсо в Австралии, в результате которой испанец из-за травм пропустил следующий Гран-При.
Уилл Стивенс (лучший результат - 13-е место)
До Ф-1: 3 сезона в Формула-Рено 3.5 (лучший результат в общем зачёте - 4-е место в 2013)
Стивенс дебютировал в Формуле-1 в последнем Гран-При сезона 2014 в Абу-Даби за "Кейтерем", та гонка стала последней в истории малазийского коллектива. Однако Уилл благодаря своим спонсорам сумел найти место боевого пилота на следующий сезон в другой бедствующей конюшне, которая с 2015 года стала называться "Мэйнор Маруся"
Новая команда британца была откровенным аутсайдером и выступала в своей лиге, сильно отставая от всех остальных. Стивенс не выглядел слабее своего испанского партнера по команде Роберто Мери (гоночный счёт 6-6, квалификационный счёт 9-3 в пользу Уилла), но уступал своему второму напарнику американцу Александру Росси, периодически подменявшему Мери (1-4 в гонках и 2-3 в квалификациях).
Лучшим результатом для Стивенса стал финиш на 13-м месте в домашней гонке в Великобритании с отставанием 3 круга от лидера, однако это достижение все равно оставило Уилла на последнем месте в общем зачёте по итогам сезона 2015, поскольку его напарники Росси и Мери смогли по разу финишировать 12-ми.
В 2016 "Мэйнор Маруся" окончательно стала командой "Мэйнор", получила лучшие на тот момент двигатели "Мерседес", и полностью сменила состав, предоставив места боевых пилотов Паскалю Верляйну и Рио Харьянто
Рио Харьянто (лучший результат - 15-е место)
До Ф-1: 4 сезона в GP2 (лучший результат в общем зачёте - 4-е место в 2015)
Первый индонезийский пилот дебютировал в Формуле-1 в 2016, получив финансовую поддержку государственной нефтяной компании Pertamina. Появление Рио Харьянто в королевских гонках стало невероятным событием в Индонезии, за его дебютом наблюдало огромное количество соотечественников, которые выбрали своего земляка гонщиком дня в только-только запустившимся и ставшем уже традиционным в наши дни голосовании. Однако официально победителем в этой номинации был назван Ромен Грожан, поскольку ФИА заподозрила болельщиков индонезийца в «накрутке» голосов.
В составе "Мэйнор" Харьянто смотрелся слабее более талантливого партнёра по команде Паскаля Верляйна, лишь однажды опередив его в гонке. Лучшим результатом Рио стало выступление в Монако, в котором пилот добрался до финиша последним, но занял 15-е место. Ещё до дебюта Харьянто поползли слухи, что контракт был заключен лишь на половину сезона, и несмотря на опровержения со стороны менеджмента гонщика, Харьянто провёл в составе "Мэйнор" только 11 гонок, после чего был заменен на 20-летнего дебютанта Эстебана Окона.
Джолион Палмер (лучший результат - 6-е место)
До Ф-1: 6 сезонов в Формуле-2 и GP2 с 2009 по 2014 (лучший результат - чемпионство в 2014)
Сын британского пилота Ф-1 Джонатана Палмера Джолион в 2015 провел 13 пятничных тренировок в составе "Лотус" ("Рено" с 2016) и был объявлен боевым пилотом французской команды на сезон 2016, вместо ушедшего в "Хаас" Ромена Грожана. Важную роль в дебюте 25-летнего англичанина сыграла его внушительная финансовая поддержка.
В своем первом сезоне в составе "Рено" Джолион получил в своё распоряжение не самый быстрый болид, лишь однажды финишировав в очках в Малайзии на 10-м месте и заработав 1 очко. Его напарник Кевин Магнуссен набрал 7 очков, но финишировал в очках лишь дважды, а гоночный счёт был 9-11 в пользу датчанина, что говорит о незначительном проигрыше Палмера более опытному напарнику.
Ситуация изменилась с приходом в "Рено" Нико Хюлькенберга в сезоне 2017. Немец разгромил британца (6-9 в гонках и 0-15 в квалификациях), стабильно набирая очки и выжимая максимум из болида. Кроме того, Нико в одиночку вёл плотную борьбу в Кубке конструкторов с "Макларен", "Хаас" и "Торо Россо", руководство французской команды было недовольно таким раскладом, активно подыскивая замену Палмеру уже по ходу сезона.
Прощальным бенефисом стало выступление Джолиона в сумасшедшем Гран-При Сингапура (на 1 круге сошли Алонсо, Райкконен, Феттель и Ферстаппен), англичанин финишировал 6-м, проведя безошибочную гонку. Однако этот перфоманс не спас карьеру Палмера, и уже через 2 гонки его заменил Карлос Сайнс, который помог "Рено" опередить конкурентов в командном зачёте. Джолион получил неплохую денежную компенсацию (по слухам, от $ 3 до 5 млн) и с 2018 стал экспертом на британском телевидении.
Брэндон Хартли (лучший результат - 8-е место)
До Ф-1: 3-е место в Британской Формуле-3 (2008), двукратный чемпион мира в гонках на выносливость (2015, 2017), победитель 24 часов Ле-Мана (2017)
В 2010 новозеландский гонщик Брэндон Хартли был отчислен из молодежной программы "Ред Булл", после чего его ждала довольно успешная длительная карьера в гонках на выносливость.
Переход Карлоса Сайнса в "Рено", а также невзрачные выступления Даниила Квята, вынудили "Торо Россо" искать сразу 2 новых пилотов по ходу сезона 2017. И если приглашение молодого француза Пьера Гасли выглядело весьма логично, то решение о предоставлении места боевого пилота 28-летнему новозеландцу казалось авантюрным
Менеджмент "Ред Булл" прогадал, Хартли выступал гораздо хуже своего юного напарника (29-4 по очкам в пользу Гасли) и занял предпоследнее место в общем зачете в сезоне 2018. В "Торо Россо" искали замену новозеландцу прямо по ходу сезона, предлагали вернуться Квяту, который в тот момент был резервным пилотом "Феррари", пытались арендовать у "Макларен" юниора Ландо Норриса, но эти попытки оказались тщетными.
Брэндон финишировал в очках лишь трижды, лучшим результатом стало 9-е место в США. Кроме того, в актив новозеландцу стоит занести 6-е место на старте Гран-При Японии.
В 2019 году Хартли стал резервным пилотом "Феррари" вместо Даниила Квята, а также вернулся в гонки на выносливость, в которых продолжает успешно выступать и по сей день. Ещё новозеландец дважды выиграл Ле-Ман (2020,2022), поэтому можно смело заявлять, что карьера гонщика после Ф-1 сложилась весьма удачно. Брэндон единственный пилот в данной статье, попавший в Ф-1 не из-за денег своих спонсоров.
Бонус
Вспоминая о самых слабых пилотах прошедшего десятилетия стоит также отметить Каруна Чандхока, Макса Чилтона, Жерома Д’Амброзио, Шарля Пика, Роберто Мери, Бруно Сенну и величайшего Пастора Мальдонадо. Все они не попали в данный список по разным причинам, однако их выступления будут рассмотрены в отдельной статье.
Пишите в комментариях, кого вы считаете самым худшим пилотом прошедшего десятилетия.