«Баранка» судьбы
Еще 20 лет назад руль от болида Формулы-1 не представлял из себя ничего особенного. Обычное рулевое колесо от дорожного автомобиля, снабженное тремя кнопками: первая для выбора нейтральной передачи, вторая для подачи питьевой жидкости, ну а третья - для радиосвязи.
Однако затем Джон Бернард, инженер команды МакЛарен, предложил совершенно революционную систему полуавтоматического переключения передач. Введение подрулевого переключателя позволило переключать передачи без перемещения рук от рулевого колеса. С помощью левого переключателя пилот понижал передачу, а с помощью правого - повышал. Это решение увеличило плавность и скорость переключения. Позже, когда стало применяться торможение левой ногой, педаль сцепления была убрана и заменена полностью автоматическим гидравлическим сцеплением, которое активируется, когда пилот переключает передачи на рулевом колесе. Рычаг сцепления появился сзади на руле, рядом с “лепестком” переключения передач.
Шло время, тенденция сохранялась. За исключением педали управления дроссельной заслонкой и педали тормоза, большинство элементов управления болидом сосредоточилось на рулевом колесе. Кнопки, как правило, используются для включения и выключения различных функций.
На рулевое колесо также выводится разнообразная индикация, как правило, через многофункциональный LCD дисплей. Есть и отдельный ультра-яркий индикатор, который подсказывает пилоту время для оптимального переключения передач. Дирекция гонки может взаимодействовать с пилотом через обязательную систему GPS, смонтированную в рулевом колесе. Она отображает предупреждающие световые сигналы, цветом, соответствующим цвету флагов маршалов, информируя пилотов о приближающейся опасности, такой, например, как авария впереди на трассе.
Современный руль в общей сложности делает не более трех четвертей оборота вокруг оси, поэтому нет необходимости изготавливать его в виде непрерывного круга, вместо этого делаются лишь две анатомические ручки из твердой резины для рук пилота.
Один из наиболее технически сложных частей болида Формулы 1 это разъем, через который руль соединяется с рулевой колонкой. Он должен быть достаточно крепким, чтобы передать рулевое усилие, но и осуществить электрическое соединение между элементами управления и болидом. По техническому регламенту FIA пилот должен иметь возможность покинуть болид в течение пяти секунд, отсоединив только рулевое колесо - настолько быстро, насколько это возможно.
Болиды Формулы 1 оснащаются гидроусилителем рулевого управления, для снижения силы приложенной к рулевому колесу. Это позволяет дизайнерам и инженерам продолжать следовать тенденции сокращения размеров.
Большинство рулей несут в себе управление 12 различными параметрами болида, поэтому не должно удивлять, что при его сборке используется до 120 различных компонентов – кнопки, переключатели и т.д. И не смотря на изобилие материалов и деталей, руль весит всего лишь 1,3 кг.
Для проведения одного сезона Формулы 1 на каждого из пилотов отводится как минимум по 5 рулей – 3 для гонок и 2 для тестов. Не стоит забывать и про тестовых пилотов, на них причитается еще по 2 руля каждому. Несмотря на высокую стоимость рулевого колеса, некоторые команды предпочитают не расставаться с рулем победившего болида, а сразу добавить его в свою коллекцию на память о выигранном Гран При (и это при его приблизительной стоимости в 23 тысячи долларов и 100 рабочих часов, потраченных на его изготовление)
Что же, давайте рассмотрим назначение различных кнопок и переключателей руля на примере болида Sauber C30 (сезон 2011):
1 - выбранная передача (0-7).
2 - различная информация в зависимости от выбора многофункционального поворотного
переключателя (12), в большинстве случаев это текущая скорость и время прохождения сектора.
3 - кнопка "нейтраль", используется для включения нейтральной передачи
4 - кнопка включения KERS
5 - переключатель передачи вниз
6 - кнопка активации дополнительного масляного бака (для смазки двигателя)
7 - переключатель режимов накопления энергии KERS
8 - кнопка подтверждения, используется для подтверждения изменения настроек, и кнопка ответа "Да", если не работает бортовая радиосвязь
9 - кнопка установки маркера в данные телеметрии, для последующего обсуждения с инженерами, икнопка ответа "Нет", если не работает бортовая радиосвязь
10, 15 - сцепление
11 - настройки дифференциала
12 - многофункциональный поворотный переключатель, переключает различные настройки и параметры отображения информации, используется для выбора вариантов, которые затемподтверждаются кнопкой 8
13 - регулировка электронных систем болида под разные типы шин
14 - ограничитель оборотов двигателя
16 - кнопка включения насоса питьевой воды
17 - кнопка информирования команды, что пилот заедет на пит-стоп в конце круга, если не работает бортовая радиосвязь
18 - переключатель режимов работы педали газа
19 - переключатель режимов использования энергии KERS
20 - кнопка радиосвязи
21 - переключатель передачи вверх
22 - кнопка активации подвижного элемента заднего антикрыла
23 - кнопка ограничителя скорости на пит-лейн
24 - кнопка поиска момента срабатывания сцепления
25 - световые сигналы флагов FIA
26 - индикатор оборотов двигателя
Ну и на сладкое! 25 тысяч долларов под колеса Чандоку!