Когда необходимо производить замену масла в коробке передач
Ответы на этот вопрос у представителей различных автомобильных компаний совпадает не всегда, даже если дело касается определенной модели. Впрочем, есть определенная практика, выработанная годами. Ведь многие водители считают замену масла в трансмиссии вопросом второстепенным и даже не задумываются о нем. Вот двигатель — другое дело, говорят они, и в случае с моторным маслом про замену они все знают наизусть.
Между тем следует понимать, что работа двигателя происходит в более приемлемых условиях, чем работа трансмиссии. Высокая температура в двигателе достигается благодаря внутреннему сгоранию, а в трансмиссии исключительно силе трения узлов и агрегатов. Получается, что коробка передач работает в далеко не в лучшем температурном режиме в отличие от мотора. Следовательно, ресурс масла снижается гораздо быстрее. Летом же происходит его перегрев: при высокой температуре масло автоматической или вариаторной коробки передач сильно нагревается и превышает температуру масла в моторе на 15-20 градусов по Цельсию. При таком перегреве рабочая жидкость деградирует быстрее.
Добавим к этому износ деталей. Он происходит медленно, но верно. Продукты износа деталей и механизмов трансмиссии оседают в масле, и это тоже причина регулярной и своевременной его замены. В редукторе продукты износа — частицы стали, в механической трансмиссии дополнительно происходит износ синхронизаторов — частицы латуни, бронзы.
Плюс существует еще и внешнее воздействие. Сапуны в результате своей работы при постоянном нагреве и охлаждении затягивают внутрь коробки передач грязный воздух, в масло попадает пыль. Кроме того, при езде по бездорожью в картер коробки может попадать грязь, вода, и эти факторы тоже нужно учитывать, думая про замену масла. Во многих современных автомобилях дополнительную нагрузку на коробку передач создают турбодвигатели при совместной их работе.
На вопрос о том, как часто нужно менять масло в трансмиссии представители автоконцернов отвечают по-разному. Здесь мы приводим наиболее интересные ответы и отметим, что единого мнения у автопроизводителей нет даже в рамках одной компании.
Brilliance
В механических и роботизированных коробках передач компания предлагает менять масло в первый раз уже после десяти тысяч километров пробега или через год. В дальнейшем все зависит от модели: каждые тридцать-сорок тысяч километров или один раз в три-четыре года. В случае когда условия эксплуатации тяжелые эти сроки сокращаются вдвое. Для автоматической коробки срок замены масла — один раз за шестьдесят тысяч километров или через шесть лет. При сложных условиях эксплуатации сорок тысяч километров и четыре года, соответственно.
Changan
Производитель рекомендует в условиях обычного вождения менять жидкости в коробке передач через шестьдесят тысяч километров пробега или через три года, в зависимости от того, что наступит раньше. В условиях высоких нагрузок в роботизированной коробке жидкость меняется каждые сорок тысяч километров.
Hyundai
В своих моделях автокомпания Hyundai масло в механической коробке передач предлагает менять через 120 тысяч километров, в автоматической — через 90 тысяч километров. У полноприводных автомашин в раздаточной коробке и заднем дифференциале масло меняется через 120 тысяч километров пробега.
Kia
В случае с механической коробкой передач некоторых моделей Kia все довольно просто, масло в них менять не нужно совсем. В автоматической трансмиссии предусмотрена замена каждые девяносто тысяч километров, а у полноприводных автомобилей масло в редукторах меняется через 105 тысяч километров.
Рено
Такой же случай и у Renault: жидкости в коробке передач рассчитаны на весь срок службы, менять их нужно только в случае ремонта трансмиссии. Какие жидкости необходимы и порядок замены есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Шкода
У моделей Skoda в механической, автоматической трансмиссиях, редукторах масло замены не требует и используется весь срок эксплуатации автомобиля. В роботизированной коробке DSG и муфте полноприводного авто пятого поколения замена осуществляется через шестьдесят тысяч километров пробега.
Тойота
У этого японского производителя возьмем для рассмотрения две популярные модели — седан Camry и кроссовер RAV4. В автомате обоих автомобилей масло нужно только проверять через сорок тысяч километров пробега. Замену нужно осуществлять только при необходимости. При этом в обоих редукторах кроссовера жидкость подлежит замене каждые сорок тысяч километров, а проверять его нужно через каждые двадцать тысяч километров.
ВАЗ
С автомобилями Волжского автозавода ситуация отличается: в автомашинах с передним приводом масло в КП независимо от ее типа меняется каждые 180 тысяч пробега. В полноприводных все несколько иначе: масло в Ладе 4×4 меняется через сорок тысяч километров в Ниве через сорок пять. При этом в первый раз менять масло в автомобилях необходимо через две-три тысячи пробега.
Фольксваген
В роботизированных трансмиссиях с двумя сцеплениями DQ250 и DQ500 замену масла нужно проводить раз за шестьдесят тысяч километров пробега, у DQ381 раз в 120 тысяч километров. В автоматических коробках жидкость только проверяется через каждые шестьдесят тысяч километров, но при необходимости ее нужно поменять. В механике все то же самое, но только через тридцать тысяч километров пробега.
В каких условиях сокращается ресурс масла
Любой производитель вам скажет о том, что срок службы масел напрямую зависит от того, как машина эксплуатируется, в каких условиях. Вот что может снизить ресурс масла:
низкие температуры;
повышенная запыленность;
езда на высоких скоростях (более 140 км/ч);
буксировка транспортного средства;
загруженный багажник на крыше;
частая езда на короткие расстояния;
езда в условиях грязи и бездорожья;
езда в горах, частые спуски подъемы;
пробки и дорожные заторы;
частые пуски и остановки.
Разумеется избежать всего этого нельзя, но просто нужно обратить внимание на сложные условия эксплуатации, менять или проверять масло в трансмиссии чаще.
Какие агрегаты требуют смазки
В переднеприводных автомашинах масло заливается только в коробку передач. В механическую трансмиссионную, в АКПП, автомат, вариаторную или роботизированную заливаются специальные масла, участвующие в передаче крутящего момента и приводе исполнительных механизмов.
Если автомобиль заднеприводный, то ко всему вышесказанному добавляется задний мост и гипоидная пара. Самого большого внимания требуют детали на автомобиле с полным приводом: угловой редуктор, раздатка, муфта подключения осей.
Мнение специалистов
Несмотря на весь существующий скепсис в отношении китайских автомобилей, подход компании Brilliance кажется наиболее верным. Они предлагают первый раз менять масло после десяти тысяч километров пробега, а затем каждые шестьдесят тысяч. Любой автомобиль требует обкатки агрегатов, поэтому через определенное время отработавшую жидкость нужно слить и залить новую.
Интервал у ВАЗа представляется очень спорным решением — 180 тысяч километров это очень много. Тут либо на Ладах великолепные коробки передач, либо производитель думает, что больше они уже не протянут.
В любом случае при покупке автомобиля обращайте внимание на рекомендации по замене любых жидкостей. Если остаются вопросы, справьтесь у профессионалов. Чем внимательнее вы относитесь к своему автомобилю, тем дольше он прослужит.