Разбираемся в основных типах разъемов и зарядных станций электроавтомобилей
При покупке электроавтомобиля важно обращать внимание не только на его цену, тип кузова, оснащение, мощность мотора и запас хода, но и также тип зарядки. Покупая электроавтомобиль, важно продумать, как и при помощи чего будет заряжаться аккумуляторная батарея авто. В этой статье мы расскажем, о том, какие на сегодняшний день, существуют типы зарядных устройств и разъемов.
Типы зарядных станций
Априори все зарядки для электромобилей разные и по-прежнему не существует единого стандарта для электрокаров. Всего существует 4 типа зарядных станций:
Mode 1 — тип зарядки, позволяющий подзаряжать автомобиль от бытовой сети. Интервал подзарядки авто с помощью такого способа составляет примерно 12 часов, а для осуществления процесса не требуется специальное оборудование — достаточно использовать стандартную розетку и адаптер переменного тока. Этот тип зарядки практически не применяется для подзарядки аккумуляторов серийных автомобилей. Основная причина — низкая безопасность подключений.
Mode 2 — наиболее распространенный тип зарядной станции. Подходит для использования как в бытовых условиях, так и на автозаправочных комплексах. Используется для зарядки электромобилей всех типов с традиционными разъемами подключаемого коннектора с защитой внутри кабеля. Полная зарядка авто осуществляется в течение 6-8 часов при емкости аккумуляторов 20-24 кВт•ч.
Mode 3 — самый мощный тип зарядки, используемый на станциях с переменным током. К нему применимы разъемы Type 1 — для однофазной и Type 2 — для трехфазной сети.
Mode 4 — зарядные станции, использующие постоянный ток. Для некоторых электрокаров такие зарядки выдают избыточною мощность, а автомобили, поддерживающие подобный стандарт, подзаряжаются до 80% за полчаса. Такие зарядные комплексы устанавливаются на городских парковках и шоссе.
Зарядные станции Tesla Supercharger принципиально отличаются от указанных выше. По сути, они представляют собой нагнетатели энергии, которые позволяют подзарядить батарею до 50% за 20 минут, за 40 минут до 80%, а за 1 час, 15 минут до 100% соответственно. Зарядные станции подобного типа обеспечивают высокую зарядную мощность 135 кВт постоянного тока (DC).
Коннекторы зарядных станций отличаются в зависимости от региона использования. Например, в США используется три вида разъемов, а в Европе — пять. Коннекторы отличаются по форме, что усложняет эксплуатацию в Европе автомобилей, предназначенных для американского рынка.
В характеристики Mode 1-4 регулярно вносятся изменения. Предлагаем вашему вниманию простую классификацию типов станций по мощности зарядки:
Для бытовых электрических сетей переменного тока — 230 В до 16 А (3,7 кВт). Их часто называют кабелем так как они имеют малый корпус.
Для ускоренной зарядки от электрических сетей переменного тока — 230 В/400 В от 16А до 40А (от 3,7 кВт до 30 кВт).
Быстрая зарядка «Суперчарджер» с постоянным током, подаем питание на аккумуляторную батарею в обход инвертора. Представляет габаритное стационарное оборудование — от 10 кВт до 400 кВт.
Также зарядные станции классифицируются и по принципу использования:
Стационарные;
Портативные;
Персональные;
Коммерческие;
Скоростные;
Ускоренные.
Типы автомобильных разъемов
Также при выборе электромобиля, нужно учитывать и тип разъемов, используемых в авто:
Type 1 J1772 (США/Япония) — пятиконтактный стандартный разъем, наиболее часто используемый на электрокарах американского и азиатского производства. Разъем Type 1 подходит для работы с зарядными комплексами, функционирующими по стандартам Mode 2 и Mode 3. Подзарядка осуществляется с помощью однофазной сети переменного тока с предельным напряжением 230 В, силой тока 32 А и максимальной мощностью в 7,4 кВт.
Type 2 Mennekes (Европа) — семи контактный разъем, присущий для европейских электрокаров, а также китайских моделей, адаптированных для европейского рынка. Разъем позволяет использовать однофазную и трехфазную сеть с предельным напряжением 400 В, силой тока 63 А, и мощностью 43 кВт. Обычно 400 В 32 А ~ 22 кВт при трехфазном подключении и 230 В 32 А ~ 7,4 кВт при однофазном подключении. Разъем подходит для использования зарядных станций с режимами работы Mode 2, Mode 3.
CHAdeMO (США/Япония/Европа) — двухконтактный коннектор постоянного тока, который используется для зарядки большинства японских и американских электрокаров. Также применяется в ряде европейских моделей электромобилей. Коннектор используется на производительных зарядных станциях, функционирующих в режиме постоянного тока — Mode 4. Они позволяют заряжать батарею электромобиля до 80% в течении 30 минут (на мощности 50 кВт). Коннектор на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А с мощностью до 62,5 кВт.
CCS Combo Type 1/Type 2 (Европа) — комбинированный коннектор, позволяющий подзаряжать автомобиль как на быстрых, так и медленных зарядных станциях. Разъем работает за счет инверторной технологии, принцип работы которой заключается в преобразовании постоянного тока в переменный. Электрокары с таким типом соединения принимают зарядную скорость вплоть до максимально «быстрой» зарядки. Разъемы CCS Combo отличаются, в зависимости от региона — для Европы, США и Японии используются разные коннекторы. Так, для Европы и США используются разъемы Combo 2 совместимый с Mennekes, а для США и Японии Combo 1 который связан с J1772. Зарядка при помощи CSS Combo рассчитана на 200-500 В при 200 А и мощности 100 кВт. CSS Combo 2.
GB/T (Китай) — разъем, характерный для китайских электромобилей и визуально схожий с европейским Mennekes. Однако технически это совершенно разные коннекторы. GB/T имеет две версии — для быстрой и медленной зарядки.