Особенности покупки нового автомобиля у дилера в 2024
Предпочтения у всех автомобилистов разные, кто-то привык покупать машину на вторичном рынке, есть даже такие, кто делает это чуть ли не каждый год. Другие предпочитают покупать автомобиль в салоне у дилера. Плюсы есть как в первом, так и во втором случае, но если вы хотите ездить на новом автомобиле, стать его первым владельцем, то ваш путь лежит к официальному дилеру.
Очень часто бывают случаи, когда покупатель расслабляется, считая, что дилер, тем более официальный, обманывать не станет. Ведь авто новое, и подвоха не может быть никакого. К тому же тут сервис, вам все расскажут и покажут и даже предложат выпить чашечку кофе. Кажется, что рисков нет, но это не так, ведь если вы приобретаете автомашину с дефектом, то средств потеряете куда больше, чем на рынке вторичных продаж. Новый автомобиль стоит на порядок дороже.
При покупке нужно учитывать множество нюансов, о которых мы, порой, не задумываемся. Расставим по пунктам все, на что нужно обратить внимание:
изучите дилера, официальный он или нет;
проведите осмотр машины на предмет дефектов и крашеных элементов;
есть ли скидки при покупке;
нужно ли вносить авансовый платеж;
предлагают дополнительное страхование или нет, какие условия;
внимательно прочитайте предварительный договор купли-продажи;
изучите акт приемки-передачи: VIN, номер ПТС;
покупая в кредит, читайте внимательно условия.
Теперь обо всем этом и не только поговорим более подробно.
Выбор автосалона
Сложностей с выбором автосалона нет никаких. На рынке есть два вида дилеров, одни работают официально, другие нет. Каждый из них предлагает свою цену на автомобиль и условия продажи.
Итак, если вы уже знаете модель будущего автомобиля и хотите приобрести его в официальном салоне, то дальше следует сделать простейшие действия. Зайдите на интернет-страницу завода и найдите в разделе поиска дилера и город, в котором вы собираетесь купить свой будущий автомобиль. На сайтах автопроизводителей представлены только официальные дилеры.
Не лишним будет посмотреть на рейтинг дилера, его ведут некоторые автомобильные издания. Впрочем, даже самое высокое место не даст гарантии, что определенная автомашина лишена недостатков. Случается разное, и среди ста автомобилей один может оказаться с дефектом.
Существует еще один критерий – отзывы покупателей. Но и тут нет гарантий. Более того, сейчас многие отзывы могут быть написаны не покупателями, а быть просто заказными. Даже если несколько человек, с которыми вы лично знакомы, купили автомобиль в конкретном салоне и остались довольны, то не факт, что их покупка полностью лишена недостатков, ведь они могут проявиться впоследствии.
Насколько мы рискуем, покупая авто в неофициальных автосалонах
Отличие неофициальных или серых автодилеров от официальных состоит в том, что автомашины у них поставляются не производителем, а другими салонами или частными лицами. Слова «неофициальный», «серый» уже несут негативную нагрузку, но на самом деле не все так страшно. Машины у них не битые или ворованные, а вполне нормальные, просто нужно принять как факт такой способ продажи автомобилей.
Ряд автолюбителей считают, что покупка машины у неофициального дилера вполне приемлемый вариант, как правило тут автомобиль стоит дешевле, чем в официальных автосалонах. Противники «серой зоны» говорят обратное, — здесь больше шансов купить бракованную автомашину. И все же они неправы, поскольку проблемы с качеством могут возникать у различных продавцов. Во-первых, доставляются автомобили от производителя до салона чаще всего одинаково, никто не застрахован от их повреждения в дороге. Во-вторых, нельзя исключать брак завода-производителя, в процессе создания машины по-прежнему принимают участие люди.
Отсюда вывод: любой автомобиль, где бы вы его не приобретали, требует одинаковой тщательной проверки. Риски существуют всегда и в любом салоне. Нужно помнить, что на защите покупателя всегда стоит Закон, и он распространяется как на официальных, так и на неофициальных дилеров. И тут наши союзники Роспотребнадзор и судебные инстанции, но необходимы они только в крайних ситуациях, до которых лучше не доводить. В этом не заинтересована ни одна сторона.
Даже новое авто требует тщательной проверки
Не раз приходилось слышать, — «Я приобрел свою «ласточку» у официального дилера. Зачем ее проверять?» Покупатель расслабляется и зря. Даже новый автомобиль нужно проверять. Только подумайте, автозаводы находятся в различных городах нашей страны и за рубежом. После сборки машину грузят на железнодорожную платформу, затем она прибывает к месту назначения, и ее перегружают на автомобильную платформу. Таких манипуляций бывает как минимум две, и в ходе погрузки-разгрузки может случиться все что угодно.
Простой внешний осмотр автомобиля в салоне ничего вам не даст. Вы совершите серьезную ошибку, если заранее подпишите акт приемки-передачи. В тот же момент все неисправности и проблемы с авто становятся вашими, а не автодилера.
Знакомые сотрудники в автосалонах не делают тайны из того, что некоторые машины продаются уже с деталями, окрашенными на второй раз, и никто об этих деталях покупателю не расскажет и не покажет. Порой количество таких машин достигает десяти процентов от общего числа продаж. Такое происходит из-за плохой сборки или небрежной транспортировки. Что красят чаще всего?
царапины и сколы, их автомобиль получает при погрузке и разгрузке, либо при транспортировке;
вмятины, по той же причине или невнимательности при сборке;
дефекты из-за неправильного хранения уже у дилера, например, под открытым небом во время сильного града.
Покупатель приобрел машину, а через год решил продать. Для него будет очень большим сюрпризом, если при проверке выяснится, что какая-то деталь окрашена дважды, при том, что он сам этого не делал. Автомобиль сразу теряет в цене. Поэтому лучше при покупке машины в автосалоне использовать толщиномер, — специальный прибор, которые помогает измерить толщину лакокрасочного покрытия. И тогда уже менеджер автосалона должен предложить скидку.
Пошаговая инструкция при покупке автомобиля в салоне
Выбор модели автомобиля и его комплектации. Иногда нужно проявить дотошность, даже если она не в вашем характере. Если вы в салоне просто спросите у менеджера о подходящей модели и комплектации, то очень вероятно, что в ответ он покажет вам проблемную машину и расскажет о ее многочисленных плюсах.
Такое в порядке вещей, ведь цель менеджера салона — продать автомобиль и, тем более если товар неликвидный, быстрее от него избавиться. Дальше уже забота покупателя, иначе говоря, «шерифа не волнуют проблемы индейцев». Порой и сами работники автосалона находятся в неведении по поводу истории доставки того или иного автомобиля, были с этим проблемы или нет.
Выбирайте модель и комплектацию автомобиля самостоятельно, советуйтесь с опытными водителями, знакомыми, изучайте многочисленные отзывы, делайте сравнения на официальных сайтах производителей. Идите в салон уже подготовленными и зная о том, чего хотите.
Тест-драйв. Для этих целей у официальных дилеров предусмотрен отдельный автомобиль, который не продается. Любую другую машину до продажи никто вам «потестить» не даст. Но отказываться от тест-драйва не стоит. Пусть это не ваша машина, но она позволит понять, как будет вести себя ваш будущий автомобиль в реальных условиях вождения.
Договор. В автосалонах уже давно есть шаблоны договоров, подготовленные юристами. Покупателю ничего делать не надо, он предоставляет свои персональные данные, может сидеть пить чай или общаться с менеджером. Работник автосалона за это время внесет все реквизиты в текст договора.
После составления договора, его нужно внимательно прочитать. Продавец всегда вносит в него пункт о том, что покупатель принимает свой автомобиль в полной исправности и без претензий в адрес автосалона. Даже если потом обнаружены какие-то дефекты или неисправности, и вы понимаете, что это не ваши «произведения», доказать что-то будет трудно. Сотрудники салона укажут вам на пункт в договоре, вашу подпись, а дальше добиваться справедливости придется только в суде и прикидывать, что дороже, покраска или издержки.
Отсюда вывод: внимательно изучайте договор, даже если вам говорят, что это просто формальность. Потратите на это лишние полчаса-час. Еще лучше возьмите договор домой и изучите его в спокойной обстановке. Любой юрист вам скажет, сначала читать, потом подписывать, и никак не наоборот. Вот на что нужно обращать внимание в первую очередь:
номер VIN;
номер двигателя;
фамилия, имя, отчество;
данные паспорта;
комплектацию (смотрите на доп. оборудование, если приобретаете его);
стоимость авто (должна быть указана та, о которой говорили с менеджером).
Оплата. Помните, пока деньги находятся в ваших руках, всегда можно отказаться от приобретения автомобиля. Но как только произведена оплата, вы не можете предъявлять претензии автосалону за исключением гарантийных случаев. Проверяйте автомобиль до передачи денежных средств.
Приемка автомашины. На данном этапе покупатель подписывает акт приемки-передачи. Тщательно проверяйте номер ПТС, VIN, дату и номер договора.
При покупке машины в кредит будьте особенно внимательными. Если такой автомобиль ломается, то во время ремонта вам все равно приходится за нее платить проценты.
Варианты обмана со стороны дилеров
Мы не призываем считать, что дилеры только и делают, что обманывают. К счастью среди них большое количество добросовестных и внимательно следящих за своей репутацией, но бывают такие, что вводят покупателя в заблуждение, и вот каким образом это происходит.
ненужные опции и комплектации — часто салоны предлагают автомашины в более дорогой комплектации, чем указано на их официальном сайте. Если покупатель приехал издалека, ему скажут, что машину, которую он видел на сайте, продана, но есть другая, немного дороже;
ненужные услуги и доп. оборудование — случается, что на интернет-странице салона указана цена автомобиля в девятьсот тысяч руб. Покупатель приходит и слышит, что он есть в наличии, но только нужно доплатить еще сто тысяч. Машина оснащена ковриками, тонировкой и проч. И не важно, что рядом продают те же коврики, только куда дешевле — таковы условия рынка;
продажа другой машины вместо выбранной — такое случается, если у дилера в наличие несколько совершенно одинаковых автомашин. Осматривает покупатель один автомобиль, а получает другой, порой не полностью исправный;
продажа дефектных автомобилей — при транспортировке машина может даже перевернуться, такое бывало, ее ремонтируют и потом продают как новую, клиент салона при этом может оставаться в неведении очень долго;
несоответствие характеристик — продавец говорит об одних качествах и оснащенности автомобиля, а на деле они несколько другие и не соответствуют действительности;
просьба внести аванс — покупателя просят о внесении предварительной суммы, но затем выясняется, что это всего лишь плата за консультацию, но деньги уже не вернуть;
предварительный договор с пунктом о возможности увеличения цены — случай исключительный, но некоторые на него «клюют», при продаже стоимость автомашины становится выше, а отказаться уже возможности нет;
не выгодное кредитование — консультант может предложить клиенту оформить кредит в банке, но условия при этом будут выгодны не вам, а продавцу, часто банки ведут борьбу с конкурентами такими способами, преподнося подарки работникам автосалона;
отказ выдавать ПТС — такие случаи бывают, когда автосалон не выкупил машину у изготовителя. Покупатель платит деньги, дилер перечисляет их заводу и ждет, когда тот пришлет ПТС. Вот только эта ситуация выгодна всем, кроме покупателя, ждать документ иногда приходится месяцами.
Запомните все эти случаи. Посетив автосалон, вы будете «вооружены» и вряд ли вам смогут навязать ненужные услуги.
Как определить при покупке повторно окрашенные детали авто
Самый простой способ — внешний осмотр автомобиля. Но нужно быть суперпрофессионалом, чтобы увидеть различия в цвете покраски. Простым глазом на такое обращают внимание, если машину красили в допотопных условиях. Поэтому предлагаем воспользоваться специальным прибором. Толщиномер поможет распознать любые отклонения в лакокрасочном покрытии.
Вы можете проделать все процедуры самостоятельно при участии специалиста. Обратитесь к менеджеру и возьмите прибор из отделения трейд-ин, главное, чтобы мастер не был занят с толщиномером. Вместе с ним проверьте все элементы кузова. Толщина лакокрасочного покрытия колеблется в пределах 150 микрометров, и все элементы должны быть покрыты равномерным слоем. Отклонения допускаются, но они не должны превышать двадцати процентов от указанных цифр.
Проведите осмотр пластиковых элементов: бампера, накладок на порогах, крыльев. При погрузо-разгрузочных работах чаще всего повреждаются они. Тут толщиномер не поможет, поскольку детали не металлические. Визуально обращайте внимание на оттенки окраски, есть ли явные переходы или, попавшая под лак, пыль. В заводских условиях такого не будет.
Кроме лакокрасочного покрытия проверяйте стекла автомашины, места крепления дверей и капота, они не должны быть поцарапаны, стекла произведены на одном заводе. Если не уверены в своих силах, обратитесь к профессионалам. Сейчас такие услуги существуют на рынке авто. Работают профессиональные компании по подбору и диагностике автомашин. Цена такой проверки колеблется в пределах 3000-4000 рублей у частников и до 8000-9000 рублей у компаний. В разы дороже будет стоить проверка машины «под ключ», она включает поиск автомобиля, его диагностику и покупку у продавца.
Обман с документами
Не раз бывало так, что довольный покупатель новой автомашины едет в ГИБДД ставить ее на учет, а ему отказывают. Во время осмотра сотрудник дорожной полиции определил, что номер кузова, VIN или номер рамы указан с ошибками — менеджер записал другой. В итоге автомобиль с одними номерами, а договор содержит другие цифры. Приходится возвращаться в салон, чтобы переподписать договор, тратить время и нервы, потом опять ехать в ГИБДД. И это в случае если дилер добросовестный.
Непорядочный дилер иногда специально указывает в документе купли-продажи другие номера или выдает другую машину. Получается, что покупатель видел один автомобиль, а в договор включают другую. Очевидно действия мошеннические, и в результате следует обратиться в суд. Теперь уже придется потратить не только время и нервы, но и немаленькую сумму. Более того, заранее неизвестно, какой в итоге вердикт вынесет суд.
Еще одна подобная ситуация: покупатель видит автомашину, измеряет толщину лакокрасочного покрытия, она идеальна, а на номер VIN будущий автовладелец не смотрит и пока подписывает договор, автомашину заменяют другой. Тот же цвет и марка, только с разного рода дефектами. Если замена обнаружена, в соответствии с законодательством такой автомобиль можно вернуть дилеру в течение 14 суток, но порой владелец может не знать о замене и недостатках, пока сам не соберется его продавать. Дорожная инспекция тут не помощник, ведь номер VIN в договоре идентичен тому, что указан на автомобиле.
При покупке необходимо сверять VIN на машине и в документах — ПТС и договоре купли-продажи. Времени на это уйдет немного, гораздо меньше, чем пришлось бы потом потратить в судах. Вин-номер размещается производителями в разных местах. Даже опытные представители ГИБДД могут его найти не сразу, поэтому при покупке попросите менеджера показать вам его, потом сократите время при постановке авто на учет. Смотрите, чтобы паспорт транспортного средства был подлинным, с четким и не расплывчатым узором.
Скидки при покупке автомобиля
Считается, что скидку у дилера получить очень сложно, но на самом деле это не так. В этом разделе мы вам расскажем о некоторых способах, позволяющих сделать автомобиль существенно дешевле.
Прежде всего, торгуйтесь. Да, вы не на рынке, но есть некоторые «золотые» фразы из арсенала опытных покупателей. Используйте их: «я могу купить машину сегодня, если бы вы сделали скидку хотя бы в два процента, а так вряд ли»; «в средствах я несколько ограничен, стоимость авто у вас 1 045 000 рублей, а у меня есть только миллион»; «я не готов купить автомобиль дороже 800 тысяч чисто психологически».
Но фразы это «легкая артиллерия», дальше можно пустить в ход «тяжелую». Торгуясь, отталкивайтесь от рекомендуемой розничной цены (РРЦ). На нее ориентируется производитель, у дилера цена может быть другой. Можно использовать все свое красноречие и выторговать скидки вплоть до десяти процентов. Тут необходимы более глубокие знания.
При оформлении автомашины в кредит можно вернуть назад часть выгоды с ваших процентов, получаемой салоном.
Не многие знают о выгодных датах покупки. Они связаны со временем внутренней отчетности. В последние дни августа и декабря дилер, порой, продает машины по самой минимальной цене. Именно в это время подаются отчеты о продажах. Если план не выполнен, то салон может быть лишен премии от производителя. К выгодным датам относятся также последние дни каждого месяца и каждого квартала.
Сравните цены разных дилеров, пройдите по нескольким салонам, соберите прайс-листы и буклеты. Показывайте и говорите, что могли бы купить здесь, но в другом салоне машина стоит дешевле.
Условия могут быть одинаковыми. В таком случае говорите прямо — «в чем смысл покупки в вашем салоне, если у других стоимость машины такая же». Кто-то из них дрогнет и начнет бороться за покупателя. Главное не вносить предоплату.
Автодилеры сами предлагают довольно большие скидки на машины. В целях произвести эффект обратитесь к менеджеру с просьбой согласовать особые условия покупки с вышестоящим начальством вплоть до руководства салона.
У любого автодилера есть набор скидок: для постоянных покупателей, особых клиентов и проч. Их сумма зависит от модели автомобиля и может достигать десяти процентов. В зависимости от торга можно получить скидку не только на саму машину, но и на страховании жизни, КАСКО, дополнительное оборудование. Если же машина с дефектом (вторично крашеные детали, вмятины или царапины), за скидку нужно бороться, не сомневаясь. Тут вы в своем праве, и аргументов достаточно. Во-первых, такую машину уже не продать с выгодой, во-вторых, просто неприятно выезжать из салона на таком автомобиле.
Экономия на мелочах
Часто автосалоны навязывают своим покупателям дополнительные возможности. Они включают в себя:
сетку от попадания камней;
брызговики;
защиту картера;
тонировку;
установку сигнализации и системы охраны;
салонные коврики;
керамическое покрытие кузова с целью создать глянец.
Если вы не привыкли считать деньги, то можете воспользоваться предложением, но как правило все перечисленные опции стоят в автосалоне вдвое или втрое дороже, чем в других местах. Поступите иначе: пусть вам их рассчитают, ведь возможно вместо скидки на автомашину или в дополнение к ней вам предложат эти опции бесплатно. Случалось, что клиентам дарили комплект зимней резины.
Узнайте стоимость каждой опции и определите, насколько она необходима. Порой в любом автосервисе можно сделать тонировку или защиту картера в несколько раз дешевле.
Многие задумываются о том, как платить: наличными или переводом. Казалось бы, наличные позволяют рассчитывать на определенную скидку, но это неправда. Покупка в кредит тоже выгодна, мы уже говорили выше о предоставлении комиссии для дилера со стороны банковского учреждения. Цифры эти разнятся и доходят до десяти процентов от кредитной суммы. Именно здесь заложена возможность для торга. Если все же хотите купить авто за наличные, то просите скидку за покупку «прямо сейчас».
Сэкономить можно на оформлении ОСАГО или КАСКО. Покупая автомашину в кредит вы вынуждены будете оформить КАСКО, процент от страхования получает дилер, и доходит возврат в отдельных случаях до двадцати процентов от всей суммы страхования. Существуют еще такие варианты как страхование жизни или сохранение цены на автомашину (GAP). Непорядочные автодилеры просят их оформить в обязательном порядке и по большой цене.
Не поддавайтесь на такие уловки, вы не обязаны приобретать дополнительное страхование. Даже если уже купили страховку, то в течение двух недель можете от нее отказаться, и в соответствии с законодательством вам должны вернуть деньги.
Существует способ сэкономить на лизинге, но интересен он только компаниям, которые платят налог на добавленную стоимость (НДС). Лизинг предполагает программы поддержки. Та или иная автомобильная компания может предложить различный процент скидки при покупке в лизинг. Кроме того, можно списать НДС компании, который будет соразмерным сумме платежей за период выплат за автомашину.
Вместо памятки
Всегда выражайте несогласие с первой ценой, предложенной менеджером автосалона, ставьте ее сразу под сомнение.
Если что-то не понимаете в документах, предложенных вам на подпись, не стесняйтесь просить, чтобы вам все подробно объяснили.
Проверяйте тщательно автомашину при выдаче и только убедившись, что все в порядке, можете ставить подпись.
После покупки автомобиля у вас в запасе десять дней, чтобы оформить страховку ОСАГО и пройти регистрацию в местном управлении ГИБДД.
А дальше, счастливого вам пути!