Топливная разносортица – ее влияние на автомобиль
При покупке автомобиля мы обращаем внимание на самые разные характеристики, в том числе, на вид топлива, которое предстоит заливать в бак. В данном случае имеет значение марка, ее влияние на двигатель и цена бензина или солярки. Обратившись к инструкции, часто очень сложно определить, какой все же маркой топлива необходимо заправлять автомобиль. Например, в рекомендациях компании сказано – лить в бак бензин АИ-98, но можно использовать и марку АИ-95, или в инструкции совет заливать АИ-95, но при этом не возбраняется лить АИ-92. Автомобилисты не всегда могут разобраться, какое топливо заливать в бак, все же цена имеет значение, разница между разными марками может достигать нескольких рублей за литр. В месяц это уже несколько тысяч рублей, а в год десятки. Всегда есть желание сэкономить, но можно ли использовать более дешевую марку топлива, и как это скажется на состоянии авто? В этом мы решили разобраться и опросили опытных специалистов.
Низкооктановое топливо – есть ли риск?
Допустим, вы залили в бензобак топливо с пониженным октановым числом вместо рекомендованного – АИ-95 вместо АИ-98. Для современных автомобилей большой проблемы в данном случае не будет. Максимум, что может грозить вашему авто – это снижение мощности двигателя. Сработают электронные компоненты, автомобиль «распознает» ситуацию, и будут сделаны поправки к работе двигателя в соответствии с изменившимися условиями. Если говорить подробнее, то датчик детонации при использовании низкооктанового бензина определит взрывное горение топлива, и в блок управления мотором поступит команда изменить угол зажигания в сторону уменьшения. Помимо снижения мощности двигателя и крутящего момента, повысится расход топлива.
Существенная проблема может возникнуть, если водитель решит «проскочить» через одну марку топлива, например, перейти с рекомендованного АИ-98 на АИ-92. Возможен и такой вариант, но в данном случае следует уменьшить нагрузку на мотор и не наращивать обороты выше средних показателей. В противном случае будет спровоцирована детонация, что грозит самопроизвольным воспламенением топлива. В результате неминуемо будут повреждены стенки цилиндров, поршневые кольца и прогорят клапаны.
Пьезокристаллические датчики детонации устанавливаются на все современные автомобили. Они быстро могут распознать вибрацию в моторе и отправить команду в блок управления. Приняв команду, блок меняет угол опережения зажигания, состав топливно-воздушной смеси и другие показатели для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания. Датчики очень чувствительны и корректируют работу мотора еще до начала разрушительных процессов.
Датчики детонации являются своеобразными страховщиками от непредвиденных ситуаций при использовании низкооктанового топлива, но только не в случае с владельцами старых марок автомобилей. На дорогах наших городов еще можно встретить отечественные автомобили производства прошлого века – карбюраторные «Волги» и «Жигули». С раритетными машинами переходить на низкооктановый бензин довольно опасно. В них нет современной электроники, и двигатель ничто не защитит. Горение топлива будет приобретать не плавный, а взрывной характер, что приведет к детонации. Дальше последуют разрушительные процессы: нагрузка на поршневую группу ломает перегородки между кольцами, в них возникают трещины, падает компрессия, растет расход масла. Как итог – замена мотора или его капитальный ремонт. Детонация распознается легко – водитель слышит характерный звон, идущий из-под капота, при увеличении оборотов двигателя. Опытные водители с большим стажем хорошо знают, что означает фраза «стучат пальцы».
Идем на повышение
Совсем другая ситуация складывается, когда вместо рекомендованного низкооктанового топлива в бак заливают высокооктановое, например марку АИ-98 вместо АИ-95. Такие случаи допустимы, двигатель при этом будет работать более ровно. Не секрет, что многие автолюбители экспериментируют с бензином. Потом они говорят, что использование высокооктанового топлива положительно влияет на динамику езды, снижает расход и т.д. Не все эксперты с этим согласны, ведь часто нам кажется, что и после мойки автомобиль ведет себя по-другому, гораздо бодрее.
Другие специалисты утверждают, что эффект все-таки существует. Бензин АИ-98 обладает более высокой антидетонационной стойкостью, положительно воздействуя на процесс сгорания. В то же время если инструкция по эксплуатации автомашины запрещает использовать подобное топливо, то рисковать не стоит, иначе из-за повышенной температуры горения повредятся поршни и клапаны.
Производители в инструкции к автомобилям премиальных марок пишут, что в таких авто можно применять любой вид бензина от АИ-92 до АИ-98. Возникает вопрос – почему эту ситуацию не распространяют на все автомашины? Дело в том, что испытание автомобиля на стадии производства процесс дорогостоящий, и не у каждой компании есть соответствующие ресурсы. Нужно время и деньги, чтобы получить реальные данные об использовании бензина с разным октановым числом. Проще запретить все, что отсутствует в спецификации.
Итак, на крышке бензобака есть надпись «АИ-95 (АИ-92)», как быть? Специалисты полагают, что никаких побочных эффектов не случится при использовании бензина АИ-92. Как уже было сказано, водителя ждет чуть увеличенный расход топлива и небольшая потеря мощности двигателя. Сама по себе информация на люке бензобака говорит о том, что производитель разрешает временное использование низкооктанового бензина, то есть до следующей заправки.
Едем в Европу?
В свое время ходило много разговоров об использовании топлива различного класса. В Европе и Америке повышенные требования. Россия в этом плане немного отстает, у нас допускается продажа топлива экологического класса Евро-4, но не ниже. При этом многие крупные автозаправочные станции уже шагнули в Европу и продают бензин класса Евро-5. Дилеры пошли дальше, ведь в продаже теперь есть марки автомобилей с моторами класса Евро-6. Где искать соответствующее топливо и нужно ли оно вообще?
Эксперты считают, что применение топлива Евро-5 в автомобиле с двигателем класса Евро-6 ничем ему не грозит. Максимум, что может случиться, какой-либо прибор обнаружит, что в каких-то определенных условиях работы выхлоп мотора не уложится в нормативы Евро-6 на несколько процентов, и все. В большинстве своем это работа маркетологов и рекламщиков.
Некоторые полагают, что не все так просто. Дело в том, что применение бензина с низким экологическим классом повлияет на уровень вредных выбросов, быстрее будут изнашиваться катализаторы и сажевые фильтры, которые отвечают за экологические показатели.
Специфика дизельных двигателей
Все о чем мы разговаривали с экспертами до этого, относилось к бензиновым моторам. Разберемся, как обстоят дела у двигателей с «тяжелым топливом». Здесь нет такого разнообразия и, на первый взгляд, автовладельцы таких машин находятся в более выгодном положении. Менять топливо нужно в зависимости от сезона – летний дизель на зимний и наоборот.
Дизельное топливо отличается цетановым числом. Более высокое обеспечивает лучшую воспламеняемость и равномерность горения топлива. В этих условиях мотор работает плавно. Цетановое число стандартного дизельного топлива варьируется в пределах от 48 до 51. Премиальная солярка высшего качества отличается числом от 51 до 55. В России давно установлены стандарты в отношении цетанового числа летнего и зимнего дизтоплива. В обоих случаях оно не должно быть меньше 48 единиц. ГОСТ 305-2013 допускает топливо не менее 45 единиц. В такой ситуации в нашей стране найти солярку не подходящую для легковой автомашины невозможно. Ограничения по цетановому числу могут касаться только биодизеля, но в России вполне достаточно традиционного топлива, производимого из нефти.
Если не поменять летнее дизельное топливо, в условиях низких температур оно будет замерзать. Происходит засорение топливного фильтра, автомашина глохнет и в дальнейшем продолжает движение только с помощью эвакуатора. У зимней солярки температура кристаллизации парафинов ниже, она загустевает только при минус 35 градусах по Цельсию и ниже. В нашей стране есть регионы, где температура воздуха бывает еще ниже, но рассказ о том, как эксплуатировать автомобиль с дизельным двигателем в таких условиях, заслуживает отдельного материала.