7 мин.

Как бороться с коррозией кузова автомобиля в 2024

Многие автовладельцы сталкивались с такой неприятной напастью как коррозия кузова. К сожалению, зачастую ржавчина на корпусе автомобиля неизбежна, ведь условия эксплуатации в наших широтах далеко не идеальные. Речь не только о малых городах и поселках. В мегаполисах, крупных городах различные реагенты негативно воздействуют на лакокрасочное покрытие и корпус автомашин. Можно добавить к этому неизбежные царапины, вмятины, щебень и камни, вылетающие из-под колес. Ни один автомобиль не застрахован от такого внешнего воздействия. Безусловно автомобили немецких или японских производителей, модели премиум-класс нескоро подадут признаки воздействия на них коррозии, а вот массовые модели пострадают гораздо быстрее. В любом случае правила борьбы со ржавчиной и ее предотвращение для любых машин одинаковы. Давайте посмотрим, каким образом можно максимально обезопасить свой автомобиль от неприятностей.

Дополнительная антикоррозионная обработка кузова

Наверняка многие читатели помнят советские времена, или последние десятилетие прошлого века, когда на дорогах отечественных автомобилей было гораздо больше, чем иномарок. У любого водителя с наступлением осени появлялась задача покрыть днище, колесные арки и скрытые полости автомобиля антикоррозионным покрытием. Со временем возникли новые технологии. Зарубежные производители, а следом и отечественные стали использовать более стойкие к ржавчине материалы, проводить обязательную обработку кузова «антикором», особенно если их продукция поставлялась на российский рынок.

Прошло время, и разговоров про самостоятельную обработку кузова стало меньше, но они не исчезли совсем. Если взять во внимание массовый сегмент автопроизводства, то в данном случае продавцы часто предлагают покупателям провести дополнительную обработку кузова, чтобы обезопасить его от появления ржавчины. К примеру, корейские автоконцерны кузовные панели производят из оцинкованной стали плюс обрабатывают их покрытием против ржавчины. Даже в таких случаях дилерские центры рекламируют обработку арок колес, днища, используя шумопонижающий битумный состав с добавлением резиновых гранул. Такая обработка никогда не будет лишней. Еще одним бонусом будет снижение шума в салоне автомашины. К тому же данное покрытие эластично при любых температурных перепадах и прекрасно взаимодействует с антикоррозионным составом производителя авто.

Многие водители знают о специальных препаратах, их выпускают как отечественные, так и зарубежные компании. Некоторые дилерские центры, реализующие иностранные автомобили, предлагают обработать ими днище и колесные арки. Стоит это в среднем 15 000 рублей, в зависимости от желания автолюбителя защитить те или иные детали машины от воздействия ржавчины. Более того, препараты выпускают на основе битума с добавлением синтетических смол, и такой состав как раз защищает автомобиль не только от коррозии, но и от лишних звуков. Специалисты дилерских центров уверяют, что дополнительная защита может оберегать кузов до двенадцати лет и дольше. Из отечественных марок препаратов можно назвать PRIM, зарубежные средства выпускают компании Bivaxol, Soudal, Tectyl, Dinitrol и некоторые другие.

Коррозия кузова – как ее избежать

Из школьного курса химии известно, что коррозия возникает, когда железо взаимодействует с кислородом и водой. Металл подвергается процессу окисления и покрывается ржавчиной. Самые простые способы защиты автомобиля водителям давно известны. Каждый знает, что нужно мыть кузов, обрабатывать его антикоррозийным составом и хотя бы раз в три-четыре месяца наносить на лакокрасочное покрытие воск. Все эти способы предотвращают возникновение коррозии. Некоторые водители предлагают и такой нетривиальный способ, как оклейку кузова при помощи антигравийной пленки. Вариант не совсем стандартный, но действенный, поскольку пленка преграждает доступ воды к кузову и защищает покрытие от сколов.

Виниловое и полиуретановое покрытие

На рынке существует несколько предложений по оклейке кузова. Основные из них – виниловые пленки, они более доступны, и их аналоги из полиуретана, цена которых существенно выше. Преимущество пленки из полиуретана в ее эластичности, она сохраняется при температурных перепадах, а также в толщине защитного слоя – от 150 до 300 микрон. Толщина пленки из винила варьируется в пределах 100 микрон или около 0,1 миллиметра. Стоимость оклейки из полиуретана составляет от 50 000 до 130 000 рублей, оклеить кузов виниловой пленкой обойдется владельцу на порядок меньше, примерно от 20 000 до 45 000 рублей. Такая разница в цене объясняется тем, что срок службы виниловой пленки составляет пять-шесть лет, а полиуретановой 25 лет, то есть в большинстве случаев весь срок службы автомобиля. Отдать солидную сумму за полиуретановое покрытие по карману не каждому. Можно сэкономить – многие водители заказывают частичную защиту и платят только за оклейку самых уязвимых деталей кузова, при этом стоимость снижается в два раза, а то и больше.

Сегодня за этой услугой можно обратиться в большинство дилерских центров, этим же занимаются многочисленный автомобильные сервисы. Еще один большой плюс полиуретанового покрытия в том, что отсутствует необходимость обрабатывать поверхность пленки в дальнейшем. Будьте осторожны на мойке, заранее сообщайте сотрудникам, что машина оклеена пленкой и не стоит направлять на нее большой напор воды или слишком близко подносить пистолет-распылитель к кузовным деталям.

Как электрохимия противодействует коррозии

Но покрытие пленкой это не предел и не последнее слово техники и науки. Существует возможность защитить свой автомобиль от ржавчины при помощи катодной или электрохимической защиты. В данном случае вновь вспоминаем физику и химию. Метод заключается в том, что проводится ток небольшой силы между поверхностью кузова и окружающих объектов. Можно сказать, что кузов автомашины становится катодом, а цинковые, алюминиевые или медные пластины, расположенные в самых уязвимых для ржавчины местах превращаются в анод. Пластины порой называют «жертвенный анод». Под действием слабого тока он окисляется, затем разрушается, при этом разрушение катода прекращается. Все это происходит благодаря разнице потенциалов между поверхностью металла и поверхностью анода.

На рынке существуют предложения уже готовых комплектов электрохимической защиты. Они представляют собой электронный блок небольшого размера, снабженного светодиодами, и набор электродов. Электроды должны размещаться в самых уязвимых местах автомобиля – передняя часть днища, крепление фар, арках колес и т.п. И все же этот метод защиты автомобиля от коррозии используется нечасто. Впрочем, если вы любитель экспериментов, то вполне можно использовать и его.

Избавляемся от коррозии

Прежде чем избавиться от ржавчины, нужно ее обнаружить, поэтому всегда внимательно осматривайте свой автомобиль на появление маленьких желтых пятен. Увидеть их можно, разумеется, только после мойки и сушки автомобиля. Даже до возникновения маленьких пятен можно увидеть вздутие лакокрасочного покрытия – верный признак образования очага коррозии. Очистите это место от старой краски и зачистите наждачной бумагой. Если же очаги ржавчины уже проступают явно, то такие места очищаются поочередно от грязи, краски и грунтовки.

Теперь в дело вступают преобразователи ржавчины. Они делятся на аэрозольные, жидкие и гелевые. Вот примеры таких продуктов:

  • аэрозоли (Eltrans, Hi-Gear, Autoprofi и т.д.);

  • гелевые средства (Kudo KV-70005, Permatex);

  • жидкие средства (Fenom, ASTROhim).

Данные вещества подразделяются на цинковые и кислотные. Цинковые средства считаются более эффективными в борьбе с пятнами ржавчины, они не только устраняют ее налет, но и делают невозможным повторное возникновение. После применения цинкового средства необходимо выждать 15-20 минут, затем промыть место обработки простой водой. После высыхания поверхности на него наносится слой краски.

Кислотные вещества отличаются более быстрым действием, но не предотвращают возможность появления повторного очага ржавчины в этом месте. После нанесения кислоты на место коррозии ее остатки необходимо удалить с помощью нейтрализующего состава. Одна его половина состоит из воды другая из этилового спирта с небольшим добавлением спирта нашатырного. При использовании кислотных веществ внимательно читайте инструкцию по применению.

Некоторые умельцы изготавливают преобразователь ржавчины самостоятельно на дому, смешивая 50 на 50 воду и лимонную кислоту, добавляя соду с расчетом половина чайной ложки на один литр воды.

Какой бы способ удаления ржавчины вы не избрали, знайте, что лучше вообще не доводить до таких манипуляций. Как и в любых других случаях мы советуем быть очень внимательными к своей машине. Чем больше вы за ней следите и бережете, тем дольше она вам прослужит.