Три победы Микеле Альборето
В истории Формулы-1 лишь два итальянца одержали в цветах Феррари более одной победы. Первый - легендарный Альберто Аскари, победитель тринадцати Гран-при, двукратный чемпиона мира и единственный итальянский чемпион Феррари. Второй - Микеле Альборето.
Просто Микеле Альборето? Уроженца Милана сложно назвать выдающимся гонщиком. Да, он выиграл пять Гран-при, что немногим больше, чем у Физикеллы, но чуть меньше, чем у Патрезе. Но дальше были поражения от напарников по Феррари: Юханссона, Бергера. Потом - потеря места в Тиррелле в пользу молодого Алези. И постепенное скатывание в команды уровня Футворка и Минарди.
Или не просто? Микеле всегда отличала страсть к гонкам. На пике карьеры он боролся за титул с Простом. А когда машина не позволяла на что-то претендовать, уходить не спешил. Страсть к гонкам в итоге стоила ему жизни. Но сперва эта же страсть помогла исполнить мечту многих итальянцев. Победить, выступая за Феррари. Трижды.
Жаль, так и не случилась победа в Монце. Микеле дважды приезжал вторым на национальном автодроме.
О его гибели написали уже не раз. Я же хочу остановиться на тех трех гонках, что отвели ему небольшое, но прочное место в истории Скудерии.
Гран-при Бельгии 1984 (Золдер)
Бельгия стояла третьим этапом в календаре. Первые две гонки выиграли пилоты Макларена: Ален Прост и Ники Лауда. Но в Бельгии они квалифицировались хуже обычного. В то время как Микеле Альборето выиграл поул, привезя второму месту, где расположился его напарник Рене Арну, полсекунды. Поул стал первым в карьере, а результат (1:14.846) - рекордом трассы в квалификациях.
Стартовав с первого места, №27 лидировал всю гонку. И никто не смог помешать ему победить. Ни Дерек Уорик, большую часть гонки проведший на втором месте. Ни действующий чемпион Нельсон Пике, что прорывался с девятого места, но пал жертвой своего мотора на шестьдесят шестом круге, будучи на тот момент в четверке. Ни экс-чемпион Кеке Росберг, которому элементарно не хватило топлива, чтобы финишировать на подиуме.
Для большого шлема нужен был еще быстрый круг. Но его забрал Рене Арну, который и стал третьим благодаря сходам чемпионов.
Гран-при Канады 1985 (автодром имени Жиля Вильнева)
В Монреале с первого ряда стартовали Лотусы: Элио Де Анджелис и Айртон Сенна. Феррари расположились сразу за ними: Альборето, третий, уступил соотечественнику шесть десятых, а Юханнсон, четвертый, отстал от партнера по команде на четыре сотых.
Первая троица после старта осталась в прежнем порядке. А на четвертое место вышел Дерек Уорик на Рено, опередивший и Проста, и Юханнсона. Впрочем, надолго его не хватило. После разворота он откатился назад. На шестом круге у Сенны возникли проблемы с турбонаддувом и он простоял в боксах достаточно, чтобы отстать от остальных на несколько кругов. На шестнадцатом круге Альборето провел серию атак и наконец опередил Де Анджелиса в борьбе за первое место. Позже технические проблемы Лотуса стоили Элио еще трех мест.
В итоге Феррари смогли сделать первый дубль с Зандворта 1983 года: Юханссон отстал от Альборето на две секунды.
А лучшее время круга поставил Айртон Сенна, который несмотря на отсутствие каких-либо шансов попасть в очки, руки не опустил и гонку продолжил.
Гран-при Германии 1985 (Нюрбургринг)
В Германии Микеле квалифицировался лишь восьмым и стартовал в окружении соотечественников: Де Анджелиса и Патрезе.
А поул взял еще один итальянец - Тео Фаби из команды Тоулмен. Для команды это первое место в квалификации остается единственным в истории.
В первой половине гонки за лидерство боролись успешно стартовавшие Росберг и Сенна. Сначала финн на своем Вильямсе опередил бразильца, но позже Айртон вернул должок. Лотус шел первым вплоть до схода из-за поломки ШРУСа.
Во второй половине зрители стали свидетелями борьбы Росберга и догнавших его Альборето с Простом. На сорок пятом круге наступила развязка. Как позже писал Денис Дженкинсон: "... они немного толкались и тормозили перед последним поворотом, и Росберг вошел в него первым, а вышел третьим"
Альборето в итоге довел дело до победы, хотя под конец гонки его Феррари начал немного дымиться при разгоне. Возможно, Прост смог бы этим воспользоваться, но из-за разворота француз довольствовался вторым местом.
Помимо того, что Гран-при стало пятой и последней победой Альборето в Формуле-1, гонка также ознаменовалась первым использованием бортовой камеры. Ее установили на машине Франсуа Эсно, который выступал вне зачета на третьем болиде Рено. Высокие технологии восьмидесятых. Жаль, Франсуа сошел уже на восьмом круге из-за проблем со сцеплением.
А 25 апреля 2011 года (в возрасте 44 лет) Микеле Альборето погиб на трассе Лауцзитринг во время тестирования спортпрототипов.
(Photos by Paul-Henri Cahier/Getty Images and Motorsport)