8 мин.

Best of the rest #1. Середняки-1992

Сезон 2021 года подарил нам эмоциональный финал, мало кого оставивший равнодушным. В статьях и комментариях вновь вспыхнули священные войны под лозунгом «Имярек лучший», каждый приводил сто и один аргумент в пользу своего любимца.

В той или иной мере так было всегда. Люди пытались понять, кто все таки лучше: Прост, Сенна, Шумахер, Хаккинен, Алонсо, Феттель, Хэмилтон. Дело неблагодарное, но для кого-то увлекательное.

Однако спорить о лучших просто. Они всегда на виду. Чтобы ворваться в дискуссию необязательно даже внимательно следить за Формулой. Обсуждать героев второго и третьего плана сложнее. Это наш путь. Никакой глубокой аналитики, никакой мифической объективности – просто жонглирование числами.

Алгоритм прост:

1. Выбираем сезон.

2. Вычисляем команды-середняки.

3. Выбираем лучшего пилота в каждой команде.

4. Сравниваем по разнообразным статистическим данным.

5. Даем сугубо субъективную оценку.

6...

7. PROFIT!

Итак. Сезон 1992.

Чтобы вычислить середняков, надо ввести условную градацию: топ-команды, претенденты, середняки, аутсайдеры, неконкурентоспособные.

К первой группе можно отнести только доминировавший Вильямс. Во вторую попадут: Макларен и Бенеттон. В третью (и самую нам интересную) – Феррари и Лотус.

Этап 1. Сравнение партнеров по команде

Сначала надо определить, кто был сильнее в своих командах. Предположение, что гонщики в одной команде имеют идентичные (или почти идентичные) болиды, дает возможность сравнить их по следующим дисциплинам.

Количество очков – самое банальное сравнение по набранным очкам за сезон.

Количество подиумов – не менее банальный подсчет подиумов в сезоне.

Лучшая позиция в квалификации – пиковый результат гонщика на «чистой» трассе.

Средняя позиция в квалификации – средний результат гонщика за 16 квалификаций. Используется среднее арифметическое, хотя возможно стоит попробовать среднее медианное.

Победы над напарником в квалификации – непосредственное соревнование с партнером по команде.

Лучшая позиция в гонке – пиковый результат гонщика в борьбе.

Средняя позиция в гонке – средний результат гонщика. Также – среднее арифметическое. В зачет идут только завершенные гонки.

Победы на напарников в гонке – вновь соревнование. Для зачета необходимо, чтобы хотя бы один из оппонентов завершил гонку.

Сходы (всего) – количество сходов по любым причинам.

Сходы (невынужденные) – количество сходов не по механическим причинам. То есть обычные вылеты или аварии в результате контакта с другим болидом. Мы не будем разбирать виноват ли пилот в контакте или нет. Во-первых, это долго. Во-вторых, это всегда спорно, даже если есть официальное решение судей. Поэтому просто ориентируемся на причины схода в открытых источниках.

В Феррари сезон начинали Жан Алези и Иван Капелли. На последние два гонки Ивана заменил тест-пилот Скудерии – Никола Ларини. Поэтому статистика Капелли и Ларини я решил объединить в одно целое.

На начало сезона:

Жан Алези – 39 гонок, 42 набранных очка и 5 подиумов.

Иван Капелли (пришел их команды Лейтон Хаус) – 68 гонок, 28 набранных очков и 3 подиума.

Никола Ларини (пришел из команды Модена) – 39 гонок, 0 набранных очков и 0 подиумов.

 

Жан Алези безусловно доминировал над опытным напарником. И лишь ненадежность FA92A не позволила ему занять место выше седьмого.

В Лотусе весь сезон провели Мика Хаккинен и Джонни Херберт.

На начало сезона:

Мика Хаккинен – 15 гонок, 2 набранных очка.

Джонни Херберт – 14 гонок, 5 набранных очков.

 

Мика был медленнее напарника в квалификации, но с лихвой отыгрался в гонках. И пилотировал аккуратнее. Или же меньше рисковал. В итоге занял 8-ое место.

Этап 2. Прямое сравнение

Как можно сравнивать пилотов разных команд? Я не знаю. И есть опасение, никто не знает. Была попытка (https://by.tribuna.com/tribuna/blogs/pitstop/1727926.html) сделать это на основе рейтинга Эло. Но она скорее учитывала симбиоз болида и пилота.

Чтобы попытаться оценить пилота более-менее объективно, нужно слишком много данных, начиная с аэродинамических свойств конкретного болида, заканчивая манерой вождения конкретного гонщика.

А у меня лишь числа из открытого (самого открытого) доступа. Но это же не повод отказываться от попыток, правда? Поэтому в рамках эксперимента я решил выбрать несколько дисциплин, показавшихся мне особенно подходящими. Это первая проба пера – в будущем они наверняка изменятся.

Прогресс (средний-абсолютный) – берем разницу между средней позицией в квалификации и средней позицией в гонке. Косвенно характеризует гоночный темп.

Прогресс (средний-относительный) – берем соотношение средней позиции в гонке к средней позиции в квалификации и полученный результат вычитаем из 100%. Также косвенно характеризует гоночный темп. Нужен как дополнительный параметр, потому что абсолютный показатель имеет тенденцию к уменьшения у гонщиков из верхней части таблицы.

Победы над быстрыми («быстрый» в данном случае условный термин, характеризующий пилотов, которые набрали больше очков в сезоне) – сколько «быстрых» соперников опередил пилот в гонках. Опережение засчитывается только если болид соперника финишировал в гонке.

Поражения от медленных («медленный», соответственно, это пилот, набравший в итоге меньше очков) – сколько «медленных» соперников пилот пропустил вперед в гонках. Пропуск засчитывается, если сам пилот финишировал в гонке.

Мы видим, что имея явно более быстрый болид, Жан устроил разгром в квалификации, но (опять же благодаря ненадежности Феррари) уступил в гонках.

Мика показал лучший прогресс в гонках, как абсолютный, так и относительный. Но не нужно забывать как часто машины сходили с дистанции в те годы. Поэтому гонщики, имевшие не очень быстрые, но надежные болиды, и стартовавшие из глубины пелотона, имели небольшое преимущество в этой дисциплине. Впрочем, прямые руки никто не отменял.

Жан, когда доезжал до финиша, практически не уступал гонщикам из нижней (относительно него) части таблицы и трижды смог опередить болиды топ-6. Мика не всегда был стабилен, но у него почти в два раза больше завершенных гонок, что влияет на показатели.

Невынужденные сходы дают возможность предположить, что Мика вел свой болид аккуратнее. Или же меньше рисковал.

Этап 3. Выводы

Суммировать победы в дисциплинах и таким образом выявлять победителя я не стану. Как минимум потому, что дисциплины неравнозначны. А некоторые и вовсе сомнительны. Озвучу общее впечатление от цифр, подкрепленное недавним просмотром всего сезона.

Для Мики Хаккинена это был второй полный сезон в Лотусе и Формуле-1. Он вновь опередил напарника, показал уверенный пилотаж и хороший гоночный темп.

Жана Алези очевидно подвел болид. Будь FA92A надежнее, Жан (уверен в этом) смог бы побороться с Мартином Брандлом за шестую позицию в чемпионате.

Велико искушение отдать победу финну: он моложе, болид слабее, и уже вот-вот Рон Деннис заберет его в Макларен. Однако я выберу Жана. Он абсолютно точно не реализовал свой потенциал в сезоне 1992, но когда болид не ломался, пилотировал великолепно.

Итак. Сезон 1992. Лучший пилот команд-середняков – Жан Алези.

Оценка закончена и она субъективна.

Благодарю за внимание!

Как вы оцениваете формат?

Что на ваш взгляд нужно изменить?

Нужно ли помимо середняков оценивать аутсайдеров?

Если можете подсказать ресурсы с интересной статистикой по Формуле-1, буду только благодарен.

И с Наступающим!

Фото: https://www.gettyimages.com/