«Мерседес» и «Ред Булл» воевали за место в аутсайдере «Ф-1» – и чемпионов хитро надули. Квят тоже проиграл – хотя у него был шанс
Объясняем состав «Уильямса» на 2022-й.
Неделька между Гран-при Нидерландов и гонкой в Монце вышла максимально богатой на трансферные новости: «Мерседес» официально бомбанул заменой Валттери Боттаса на Джорджа Расселла, а финн получил в наследство от Кими Райкконена место в «Альфа Ромео». Подрывы рынка пилотов на следующий день продолжил «Уильямс»: закрыл опустевший кокпит Расселла бывшим гонщиком «Ред Булл» Алексом Албоном и продлил контракт на год с Николасом Латифи – сыном канадского миллиардера с пулом личных спонсоров примерно на $30-50 млн.
И если грядущий отказ «Мерседеса» от Боттаса ради юной британской суперзвезды все подозревали еще с начала года, то решение «Уильямса» можно назвать неожиданностью: все-таки на место в бело-голубом кокпите претендовали сразу 8 гонщиков, фаворитом считался Даниил Квят, а руководство британцев искало опытного лидера.
«Мы хотим лучших возможных гонщиков, – уверял шеф «Уильямса» Йост Капито буквально месяц назад. – Нам нужен кто-то, кто сможет вернуть команду в число лидеров, кто поддержит «Уильямс», поведет команду за собой. И в данный момент интерес к выступлению за «Уильямс» вновь растет – это здорово. В основном интерес связан с недавним прогрессом команды. В распоряжении «Уильямса» теперь имеются значительные ресурсы – все хорошо это знают. И мы продолжим работать и надеемся, что «Уильямс» станет еще более привлекательным местом, чем сейчас».
Именно слова о ресурсах наталкивали на мысль об отказе от рентача Латифи без должных результатов – все-таки после продажи команды инвестиционному фонду Dorlington Capital в бюджет вкачали $100 млн, и необходимость в максимуме спонсорских взносов сильно снизилась. Однако «Уильямс» все равно выбрал сохранение Николаса – по слухам, он очень полюбился персоналу, да и должен помочь новичку с улучшением машины.
«Если бы вы увидели данные – там совсем другое, чем видно публике, – объяснил продление контракта с Латифи Капито. – Ему не везло в этом сезоне, сваливались технические неполадки, и потому он не блистал в квалификациях как мог бы – так что результат мог быть намного лучше. Мы должны поддержать его, чтобы раскрыть реальный талант.
В следующем сезоне мы хотим, чтобы он снова сделал шаг вперед. Конечно, все зависит от уровня машины – никто не знает, каким окажется конкуренция. Мы ждем от Алекса и Николаса развития болида. Не ожидаем превращения в топовую команду, но хотим обернуться стабильным середняком – следовательно, мы должны быстро прогрессировать. Вот почему нам нужно много отзывов от Ники и Алекса в следующем сезоне.
В долгой перспективе хотим побеждать в гонках и чемпионате, но на это нужно время. В выборе пилотов мы опирались на требования по части инженерных знаний, пилотажного мастерства и способностей к развитию машины. Алекс уже гонял за одну из топ-команд в победном болиде, у него есть опыт успеха и подиумов – и он желает все повторить.
Он также отлично подойдет команде и уже работал с Ники в «Ф-2». Все это вместе крайне важно для нас. Алекс подошел нам лучше всех».
№23 и правда виделся достаточно привлекательным активом для любой команды-аутсайдера: он сильно вырос за последний сезон благодаря работе на симуляторе с настройками под Переса и Ферстаппена, а тайские спонсоры поддержали его при дебюте в «Торо Россо» (команда моментально получила контракт с производителем сидра Moose). С тех пор на родине матери Алекса министерство спорта развернуло национальную программу знакомства с Албоном и нарастили его популярность в густонаселенном регионе Азии, а владельцы контрольного пакета акций «Ред Булл» из Таиланда нарушили традицию невмешательства в управление концерном и потребовали содействия в возвращении парня в «Ф-1». Похоже, с таким нажимом и комбинацией факторов у соперников Алекса без спонсоров (включая бывшего напарника Квята) не оставалось шансов – хотя еще в начале августа таец выглядел только №2 в шорт-листе на месте «Уильямса».
Реальное сопротивление сделке оказал только моторист британцев «Мерседес» – причем семикратные чемпионы даже дошли до шантажа и требований разрыва контракта между «Ред Булл» и Алексом.
«Албон заслуживает места в «Формуле-1», – согласился шеф «Мерседеса» Тото Вольфф. – Но очень непросто посадить гонщика на 100 процентов из системы «Ред Булл» за руль болида команды с двигателем «Мерседеса». Так что мы с радостью будем готовы с ним поработать, если Албона освободят от контракта с «Ред Булл».
Мы сами поддерживаем Ника де Вриса из нашей системы. И он ведет переговоры с «Уильямсом» и может получить место в команде».
Конфликт за место в «Уильямсе» дошел даже до личных контрактов между «Мерседесом» и Албоном – возникла даже реальная угроза запрета на сделку.
«Я очень надеюсь, что «Мерседес» не заблокирует шанс перейти в «Уильямс» из-за связи с нами, – признавался после летнего перерыва шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Будет очень жаль, если пилоту придется расплачиваться за это.
«Альфа» и «Уильямс» выразили большую заинтересованность. Думаю, Албон предпочел бы оказаться в «Уильямсе», но Алекс получил около четырех звонков от команды из соседнего гаража («Мерседеса») – ему говорят, что переходить не нужно. Я посоветовал Алексу игнорировать звонки. Это немного необычно. Но меня заверили, что «Уильямс» выбирает пилотов по своему желанию и ограничений нет.
Должны ли мы разорвать контракт с Албоном? Может, и не должны. У нас очень плодотворные обсуждения с «Уильямсом» и «Альфа [Ромео]»
Да, «Мерседес» всерьез напряг политическое могущество ради сохранения кокпита под своего пилота и углубления связей с британским клиентом – инсайдеры из паддока всю неделю трубили о сделке между Албоном и «Альфа Ромео» и переходе де Вриса в «Уильямс». Но ребята и Гроува и правда не поступились независимостью, а «Ред Булл» придумал хитрую схему обхода запретов семикратного чемпиона – и трансфер состоялся.
«Мерседес» надули с помощью стороннего бренда «Ред Булл»: формально связи с Албоном разорваны, но на деле – не совсем
На первый взгляд, шантаж семикратных чемпионов все-таки сработал: в пресс-релизе по трансферу «Ред Булл» заявил об «освобождении» Алекса ради сделки с «Уильямсом» на 20220-й. Тем не менее, англо-австрийская команда тут же уточнила: связи с №23 сохранены и включают в себя опции насчет его будущего.
Как же это вообще может работать? С помощью компании из созвездия «Ред Булл» – бренда одежды «Альфа Таури»: в ее ливрее Албон, к примеру, выступал на «Феррари» в немецкой серии кузовных авто ДТМ в 2021-м.
Именно с ней, похоже, таец и сохранил связи: даже в проморолике и на фотосессии по переходу в «Уильямс» засветился именно в футболке производства «Альфа Таури».
Журналист «Ф-1» Лоренс Барретто обозначил статус отношений между ним, «Ред Булл» и «Уильямсом» примерно так: Алекс официально больше не считается ПИЛОТОМ программы, но если все стороны согласятся на сделку в будущем – она состоится. Или №23 останется у британцев еще на год – если все тоже не найдут аргументов против.
В общем, если к «Ф-1» применим термин «скрытая аренда» – то это именно она.
Что же «Мерседес»? У босса «Уильямса» на этот счет особое мнение.
«Мы не являемся второй или младшей командой «Мерседеса», – отрезал Йост Капито. – Мы должны принимать решения, которые считаем правильными в первую очередь для нас».
Но почему Албон выбрал именно «Уильямс»?
Казалось бы, не самая логичная ветка развития – еще недавно худшая команда пелотона в стадии активной перестройки и кризиса компетенций (Роберт Кубица рассказывал в подкасте Beyond The Grid, как после второго сезона на дне Кубка конструкторов из «Уильямса» увели практически всех опытных и талантливых инженеров и механиков). «Альфа Ромео» выглядела надежнее в смысле независимости («Феррари» открыто заявляет о политике невмешательства во внутренние дела сателлита), смелее экспериментировала с машиной и подписанием Боттаса с многолетним опытом в топ-команде на деле завизировала амбиции. Переговоры со швейцарцами выглядели максимально органично – казалось, «Ред Булл» махнет рукой на шантаж «Мерседеса» и устроит Албона именно туда.
Но все-таки у «Уильямса» есть и несколько мощнейших плюсов. Во-первых, британцы работой со Строллом, Сироткиным, Расселлом и Латифи доказали: они отлично умеют развивать молодежь и доводить ее до вменяемого уровня по меркам «Ф-1». Да, на данный момент настоящим гением выглядит лишь Джордж, но у многих других организаций попытки кого-то продвинуть далеко не всегда (тот же «Макларен» с Вандорном и Магнуссеном). Молодым гонщикам комфортно в «Уильямсе», а Албону сейчас все еще только 25 лет – и после прессинга «Ред Булл» ему точно пойдет на пользу дружественная среда.
Также «Альфа Ромео» потеряла преимущество и по части болида: может, концепции у них и интереснее, но ребята из Гроува намного быстрее разбираются с аэрообвесом машины. Пока Кими Райкконен весь сезон требовал у инженеров прибавки в скорости, Расселл начал с регулярных попаданий в топ-15 в квалификациях, затем прорвался в топ-10, а потом вообще чуть не выиграл поул в Бельгии и закончил на подиуме. Конечно, там все решил прежде всего личный талант, но вообще во второй половине чемпионата даже Латифи сократил отрыв от Кими и несколько раз квалифицировался выше. К тому же, новые владельцы «Уильямса» активнее инвестируют в команду – потому и перспективы видятся чуть более светлыми.
А еще не стоит забывать и о персональных причинах: Алекс хоть и таец по паспорту и суперлицензии, но вообще-то родился в Лондоне и почти всю жизнь провел в Великобритании. Там и сейчас живет его семья – и оттуда до базы «Уильямса» намного ближе, чем до швейцарского Хинвила. Это важный фактор – спросите того же Райкконена, проезжающего путь от дома до завода за 40 минут на велосипеде.
И, конечно, фактор конкуренции со стороны других претендентов: пока «Мерседес» работал угрозами и словесными интервенциями, «Альфа Ромео» поступило предложение о сделке с юниором «Альпин» Чжоу Гуаньюем – и пулом китайских спонсоров на $35 млн. Вряд ли «Ред Булл» при всем желании готовился столько вкладывать в Алекса – соревноваться особенно при наличии практически равноценной альтернативной опции.
Теперь же мы увидим еще одно красивое возвращение нераскрытого таланта в «Ф-1» – и с учетом революционной смены регламента в 2022-м, оно может оказаться даже мощнее и кинематографичнее историй Квята или Гасли. Netflix точно стоит уже готовить свои камеры.
Фото: instagram.com/williamsracing; Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/HOCH ZWEI
У Албона я не заметил лидерских качеств плюс обязательства перед концерном Red Bull, да и наличие большого гоночного таланта пока под вопросом. В целом пара Албон - Латифи мне кажется весьма сомнительным выбором.
По факту - кто принёс больше бабла, тот и в Вильямсе и плевать на его скилл как гонщика
И так будет до того, как нынешние хозяева продадут команду кому-то
По Вильямс. Что бы не говорил ранее Капито, оба пилота по сути ренты. Все решили деньги, просто за Албона пришлось заплатить не в лоб.
По Альфе. Тоже история интересная, почему Боттас не пошел в Вильямс. Причина видимо в нынешних инвесторах Заубера, нужен если не швед, то финн.
По Хаас. Станков Хаас и в России навалом было до всякой Ф1. Не нужно путать причину и следствие. Продвижение станков и инструмента западных фирм в широком масштабе- в той же РФ имеет историю со второй половины 80-х. Это отдельный бизнес, просто B2B всегда немножко не на виду. Рекомендую в качестве примера глянуть к примеру какой-нибудь ролик Камаз-Мастера - вся база подготовки машин к ралли рейдам работает в основном на Хаас. Хаас просто фанат автоспорта, но человек он экономный. И еще, мне кажется, есть определенная путаница, где контракт не равен ежегодной выплате. У Мезепина платеж 20, но надо проверять, это скорее всего за два года контракта. Это очень приличные деньги.
Самое интересное - это перспективы этих трех аутсайдеров следующего сезона, кто в каком порядке будет. Вильямс видимо осторожно оценивают перспективы, предпочли пилота со спонсорами. С Хаасом все понятно, будут последними. Вот с ребятами из Заубера неясно, обойдут Вильямс или нет. Тут какой мотор Феррари выкатит.