Гран-При Бельгии 2021. Фантомный заезд
“Два круга за сейфти-каром без изменения позиций – это не гонки” – такими словами разразился Фернандо Алонсо в своей Instagram-Story по завершении уик-энда в Бельгии. Действительно, четырехчасовый фарс в Спа претендует на звание самой странной гонки в Формуле-1. До сегодняшнего дня данный титул, почти безоговорочно, удерживал Гран-При США 2005 года. Вкратце вспомним тот заезд в Индианаполисе: шины от «Мишлен», установленные на большинстве машин в том сезоне, (14 из 20 болидов) были не в состоянии выдержать всю дистанцию гонки, а во время свободных заездов произошли несколько взрывов покрышек французского производителя. После прогревочного круга две трети гонщиков, по соображениям безопасности, свернули в боксы, а на стартовой решетке остались лишь гонщики «Феррари», «Джордан» и «Минарди», использовавшие резину от «Бриджстоун». Заезд прошел без обгонов на трассе, борьбы и сходов. Пилоты итальянской команды завоевали победный дубль, а Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, понимая весь сюрреализм происходящего, после награждения быстро ушли с подиума, оставив Тьягу Монтейру из «Джордана» в одиночестве праздновать свой успех.
Вчерашняя “гонка” в Спа-Франкоршам, кажется, превзошла события шестнадцатилетней давности – мы получили четыре круга за машиной безопасности за четыре часа. И всего два из них прошли в формальном гоночном режиме, первые два были прогревочными. Не особо понятно на что рассчитывали в дирекции гонки, постоянно оттягивая старт Гран-При, ведь было заметно, что погода кардинально не улучшится, и очевидно, что в таких условиях невозможно гоняться. Форменным издевательством выглядели попытки старта спустя полчаса задержки при ещё более неблагоприятных погодных условиях. Стоило ли попытаться перенести гонку на понедельник? Подобных прецедентов в истории королевы автоспорта еще не было, однако это, наверняка, привело бы к финансовым потерям, так как пришлось бы частично возвращать билеты болельщикам, да и прогноз погоды на следующий день был не сильно лучше. Не забываем и о маршалах, у которых может быть обычная дневная работа, из-за которой они не смогли бы присутствовать в понедельник. Формально гонка все же состоялась в воскресенье, ТВ-контракт выполнен, а претензий для возврата билетов – нет. “Мне кажется это была самая короткая гонка в истории Формулы-1” – сказал Шарль Леклер в своем послании тифози после гонки.
Но почему за такой фарс начисляются очки? Да, формально было пройдено два круга в гонке для начисления половинчатых очков, но что сделали пилоты, чтобы их получить?
Продемонстрировали навыки пилотажа в тяжелых условиях лучше остальных? Нет.
Совершили несколько обгонов на мокрой трассе? Нет.
Переиграли конкурентов за счет стратегии? Нет.
Начисление очков за Бельгию-2021 - это одно из самых нелогичных решений в Формуле-1 за все время. Со спортивной точки зрения было бы справедливо классифицировать этот заезд вне зачета чемпионата. А стоило ли Майклу Маси рискнуть и разрешить пилотам гоняться? Главной проблем была катастрофически низкая видимость у позади идущих болидов. Взгляните на машину Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона.
Нидерландец не испытывает проблем с видимостью, а британец, находясь в грязном воздухе, уже практически ничего не видит. Не забываем, что в субботу Ландо Норрис сильно разбил машину в “Красной Воде”, а в гонке W Series произошла массовая авария все в том же повороте. Оба происшествия случились на менее мокрой трассе. Скорее всего, в условиях боевого заезда мы бы увидели очередную ужасающую аварию в этом злополучном месте. Да, можно долго негодовать, что современные машины Формулы-1 не способны гоняться в сильно дождевых условиях, что дирекция гонки слишком заботится о безопасности пилотов, но никому не нужна смерти гонщиков.
Гран-При Бельгии 2021, безусловно, запомнится надолго. Но что будет с фанатами, увидевшими эту “гонку”? Шестнадцать лет назад компания «Мишлен» в качестве компенсации раздала болельщикам двадцать тысяч билетов на следующий гран-при США. Могут ли на что-то подобное рассчитать бельгийские зрители? Крайне маловероятно.