Напарник выдавливает Райкконена из «Ф-1». Теперь он быстрее Кими – хотя «Феррари» оставила его без веских причин
Самый незаметный прорыв сезона – Антонио Джовинацци из «Альфа Ромео».
Перед стартом нового сезона большой интригой в «Формуле-1» виделась не только потенциальная схватка за титул, но и выявление чемпиона по прогрессу: в гоночной серии жестко ограничили возможность доработки техники, внедрили новые покрышки (а работа с шинами – главный фактор успеха в современном автоспорте) и урезали прижимную силу машин. А еще ввели потолок бюджетов: теперь и несчастный полунищий «Хаас», и богатейший чемпионский «Мерседес» не имеют права тратить свыше $150 млн за год (а ведь необходимо еще создать болид по новому регламенту 2022-го). Кто же в таких условиях мог добиться лучшего прогресса?
Внезапно лучший рывок оформила даже не «Феррари» с обновленным мотором и значительным апгрейдом аэрообвеса – все-таки Скудерия и в 2020-м временами гостила на подиумах и забивала места в топ-5 в квалификациях. Самым значительным и неоспоримым шагом вперед стали показатели «Альфа Ромео»: после прозябания в аутсайдерах примерно на уровне «Уильямса» и «Хааса» с редкими всполохами (из-за массовых аварий конкурентов) бывший «Заубер» догнал по чистой скорости «Альпин» (бывшую «Рено») и «Астон Мартин».
«Мы сделали большой шаг вперед – в сравнении с временами прошлого года никто не прибавил так же: теперь «Альфа Ромео» на равных с «Астон Мартин» и «Альпин» в плане скорости, – признал и босс команды Фредерик Вассер. – Мотор стал гораздо лучше. Мы очень хорошо развили аэродинамику, грамотно интерпретировали нововведения в правилах, лучше пониманием, как работать с шинами. В гонках мы всегда на грани очковой зоны».
И теперь быстрейшим гонщиком в спартаковских цветах выглядит не 41-летний чемпион 2007-го Кими Райкконен, а менее раскрученный напарник Айсмена Антонио Джовинацци – именно усилиями 27-летнего итальянца «Альфа Ромео» и набрала единственные баллы в сезоне (да, был финн 9-м в Имоле, но позицию отобрали из-за хаоса с правилами по следованию за автомобилем безопасности).
На стороне протеже «Феррари» не только позиция в общем зачете, но и статистика: в прошлом году он опережал Райкконена в среднем на 0,05 секунды в квалификациях, а теперь нарастил отрыв до 0,31 секунды – и в данный момент ведет в субботних схватках 4:1. Эксперты официального сайта «Формулы-1» тоже его оценили – седьмым местом в топе лучших гонщиков сезона после 5 Гран-при (выше только Ферстаппен, Хэмилон, Норрис, парочка из «Феррари» и укатывающий Алонсо Окон).
А в последней квалификации в Монако Антонио ворвался в топ-10 на вчерашнем аутсайдерском болиде – причем в финальной попытке (по источникам репортера официального сайта «Ф-1» Лоренса Барретто) №99 гнал вообще на седьмое (выше Хэмилтона), но все испортили красные флаги из-за аварии Шарля Леклера.
Но Джовинацци нашел другой способ красиво заявить о себе: эффектно уделал Окона в «Мирабо» на первом круге.
Нажмите на картинку, чтобы увидеть запись обгона целиком
Полгода назад решение оставить в «Альфа Ромео» на третий год подряд именно Тонио (вместо русского суперюниора и чемпиона «Ф-3» Роберта Шварцмана или вице-чемпиона «Ф-2» Каллума Айлотта) вызвало огромное количество вопросов. №99 отличался только мощными стартами (часто связанными с неудачами в квалификациях), постоянными ошибками и безбрежным желанием уделать Райкконена любой ценой и всеми доступными способами.
Сегодня Вассер не исключает сохранение Тонио вместо Кими и на следующий год – но уже в качестве лидера «Альфы» и в паре с дебютантом.
«В этом нет ничего невозможного, – признал босс итало-швейцарцев. – Но пока рано говорить о пилотах на 2022 год. Антонио хорошо работает, но впереди еще много гонок. Для изменений всегда есть время. «Феррари» – наш партнер, мы обсудим пилотов с ней, но не раньше сентября или октября».
Что же №99 исправил? Почему же тогда у него всего одно попадание в топ-10? Чего ждать дальше?
Джовинацци больше не гоняется за Райкконеном и не копирует его настройки. Теперь Тонио – самостоятельный
Ошибки в 2019 и 2020 годах (как и по реакции Кими на них) указывали, что итальянец переходит границы возможного в попытках опередить сверхпопулярного напарника. Тогда протеже «Феррари» не обсуждал проблему с прессой напрямую, но внутри, очевидно, все же ее признал – и нашел силы на пересмотр подхода к работе.
«Оной из проблем Тонио была фокусировка на Кими как на ориентире, – не стал отрицать и Вассер. – Теперь он полностью сосредоточен на себе и своих возможностях. Непросто изменить настрой, так как для любого гонщика главным ориентиром является напарник, но Тонио за последний год это сделал.
Теперь он готов к роли лидера команды: мы получаем от него отличные отзывы о болиде».
«В первый сезон я старался следовать пути Кими – он был отличным ориентиром, – признал, наконец, и сам Джовинацци в интервью The Race. – Я знал, как он хорош в развитии болида, но со временем понял: его подход на самом деле не лучший для меня. Мне больше нравится чувствовать заднюю часть машины, а у него наоборот – особые требования к передней.
Вообще проблема рядом со мной: Кими – один из лучших в гонках. Всегда силен с первого же круга, хорош в экономии шин и работе с топливом, всеми ресурсами машины. С ведением всей гонки в общем. У него можно многому научиться – особенно в «Ф-1», где все реально очень сложное. В молодежных сериях не так: тебе нужно просто гнать. А здесь во время гонки нужно понимать, когда лучше атаковать, а когда сбавить темп. И с Кими во второй машине все непросто, но я многому у него научился.
Мой первый сезон в «Ф-1» вышел совсем не идеальным, потому что уровень соперничества с его стороны оказалось чересчур высоким. Но я с тех пор я здорово прибавил – особенно в гоночном темпе, где и проигрывал больше всего по сравнению с Кими».
Причем Джовинацци спрогрессировал не только на треке, но и за его пределами – по источникам Эдда Стро из The Race, внутри «Альфа Ромео» отмечают: Тонио всерьез осмелел и настойчивее продвигает развитие машины в желаемом направлении. Теперь он не просто копирует настройки Кими (заточенные под чувствительный передний мост), а разрабатывает собственный набор установок на контролируемую избыточную поворачиваемость – чтобы лучше чувствовать болид при входе в повороты.
«Я поговорил с множеством членов команды и близкими к Тонио, – подтверждает Барретто. – По их рассказам, Джовинацци в этом году активнее выходит из своей раковины зоны комфорта, выдвигается вперед и проявляет лидерские качества на инженерных брифингах. Он приобрел больше уверенности в отстаивании своей точки зрения – а это многое говорит о его способностях».
Похоже, раньше из-за восхищения и копирования подхода Райкокнена №99 особенно не занимался продвижением «Альфа Ромео» в сторону собственных предпочтений по настройкам и развитию болида – и теперь инженеры итало-швейцарской команды реально удивлены реальным Тонио. Технический директор «Альфа Ромео» Жан Моншо (раньше трудившийся в «Тойоте», «Феррари» и доминировавшей в LMP1 «Ауди») даже в начале сезона назвал Джовинацци «одним из самых недооцененных пилотов пелотона».
При этом Джовинацци катастрофически не везет: очков могло быть больше, как и впечатляющих выступлений в квалификациях
Красные флаги в квалификации в Монако, сорвавшие сенсационную победу над Хэмилтоном, – не единственный пример хронической неудачливости протеже Скудерии. В трех других заездах из четырех с ним тоже что-то происходило – и даже в единственном относительно беспроблемном Гран-при Португалии в него въехал Кими в конце первого круга (и №99 еще подфартило на отсутствие последствий).
На первом этапе сезона Тонио отвоевал потерянную в начале заезда позицию на рестарте у напарника, а затем потерял семь секунд в хаосе, организованном командой на пит-стопе. Итог – 12-е место (позади Кими, именно из-за потери времени). В Имоле он сперва вылелел в первом сегменте квалификации из-за помехи со стороны Мазепина в финальной попытке, в гонке пробился на 9-е – но отправился на дополнительный пит-стоп из-за застрявшей в заднем тормозе пленки с визора шлема.
Гран-при Испании – еще одно невезение, на сей раз совершенно фантастическое: на пит-стопе шину спустило еще до того, как колесо установили на ось болида. Минус 12 секунд, рассчитанная заранее стратегия и один из комплектов полезных «медиумов» – в итоге Джовинацци финишировал 15-м, хотя до остановки боролся за очковую зону.
Тяжкий выбор «Альфа Ромео»: Райкконен или Джовинацци в менторы к русскому Шварцману. Правда, Роберт может и не получить место в «Ф-1»
Полгода назад в тексте о продлении контракта с Тонио я связал предположения о причине решения Скудерии с надеждой как раз на будущий прогресс – и потенциальную замену Кими.
«Почему же тогда «Феррари» все равно дала третий шанс именно №99? Возможно, в Маранелло еще надеются на его прогресс – и тогда итальянская система получит ментора, прошедшего через максимальное количество трудностей становления молодого гонщика. Опыт такого напарника точно пойдет на пользу и Роберту Шварцману, и кому угодно другому – все-таки вряд ли Райкконен продолжит после введения нового регламента в 2022-м.
Именно потому Скудерия и вкладывается в раскрутку и поддержку Джовинацци – в Маранелло приняли долгосрочную стратегию и не стремятся к сиюминутным реактивным решениям, которые не обещают моментального улучшения команды и всей системы подготовки пилотов».
Похоже, план «Феррари» сработал: Тонио в самом деле использовал шанс и превратился в крепкого гонщика «Формулы-1». Но выступления Райкконена и стартовый провал Шварцмана в «Ф-2» все запутали: Роберт прямо сейчас не выглядит кандидатом на повышение, и менять Кими в таком случае нет принципиальной нужды. Конечно, в запасе «Альфа Ромео» по-прежнему сидит Каллум Айлотт – но спонсорского потенциала у британца так и не появилось, и перспективы его дальнейшего развития после возможного повышения по-прежнему туманны. Потому вице-чемпион «Ф-2» (жестко и печально, но все-таки) в данный момент бесполезен и для «Заубера», и для «Феррари».
Намного логичнее было бы попробовать в Гран-при взлетевшего в топ-3 общего зачета главной молодежной серии Тео Пуршера. 17-летний парень в прошлом сезоне порвал «Ф-3» (две победы, два поула и второе место в тотале), до этого выиграл сверхконкурентную немецкую «Ф-4» в новосозданной команде Ральфа Шумахера, а сейчас сенсационно выступил в Монако. У него явно прослеживается потенциал на титул лучшего действующего французского гонщика мира – и потому продвижение на место Райкконена в случае провала Шварцмана выглядит логичнее метаний от Кими к Айлотту.
И при любом решении «Феррари» и «Заубера» сохранение Джовинацци на четвертый сезон уже не покажется невероятно странным: итальянец сполна использовал третий шанс и выгрыз себе место в пелотоне. Теперь Тонио есть что предъявить потенциальным работодателям и помимо связей со Скудерией.
«Только некоторые люди знают, когда ты достигаешь лучшего возможного уровня в том, что делаешь, – поделился №99 в интервью The Race. – Я чувствую огромную поддержку и со стороны «Феррари», и со стороны «Альфа Ромео» – они знают, что со мной происходит, и как я развиваюсь как пилот. Все важнейшие люди знают».
Хотя впереди еще 18 Гран-при – у Кими полно времени для ответа.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency, Dppi/Antonin Vincent; Gettyimages.ru/Dan Istitene, Joe Portlock
Вернее всего два человека. Во-первых, это Риккардо Гелаэль, отец небезызвестного Шона Гелаэля с которым Антонио подружился ещё в картинге и затем отец Шона (совладелец индонезийского отделения KFC) финансировал карьеры обоих гонщиков. Спонсором Джовинацци Гелаэль является с 2011 года. С тех пор они так парой и прошли по младшим формулам. Интересно что даже в GP2, где они выступали за разные команды: Антонио стартовал за команду Prema вместе с Гасли, а Гелаэль ездил с Эвансом за Pertamina Campos комбинезоны у них были абсолютно одинаковые, словно выступали они за одну команду.
https://i.pinimg.com/originals/3b/e1/69/3be16970e92915304cfa6bc0da0db7ee.jpg
Вторым человеком который поддерживает карьеру Джови является его агент Энрико Дзанарини (Enrico Zanarini). Он был менеджером Ирвайна, Физикеллы и Льюцци. Кроме того некоторое время он работал в Alfa Romeo и знаком как с топ-менеджментом туринской компании, так и с людьми из FCA (Fiat Chrysler Automobiles), куда входят и Ferrari, и Alfa Romeo. Правда, стоит отметить что президентом и Ferrari и Alfa Romeo является Джон Элканн.
«Альфа Ромео»... догнал по чистой скорости «Альпин» (бывшую «Рено») и «Астон Мартин».
Это не так. Альпин и АМ впереди по скорости.
"И теперь быстрейшим гонщиком в спартаковских цветах выглядит не 41-летний чемпион 2007-го Кими Райкконен, а менее раскрученный напарник Айсмена Антонио Джовинацци"
Финишировал в одной гонке впереди Кими, и уже быстрейший... Чо-то как-то рано ))
"именно усилиями 27-летнего итальянца «Альфа Ромео» и набрала единственные баллы в сезоне"
Там есть поправка на первые очки команды, набранные Кими. Отобранные усилиями ФИА. Так что "усилия итальянца" не такие и могучие на фоне финского ветерана )
Из всей стать понять можно только одно. АР забила на Кими, и переключила своё внимание на Джовинацци. Заголовок про "выдавливает, и быстрее Кими" натянут.
Но вернёмся к гоночной команде Alfa Romeo. Кому принадлежит она? Да изначально заключённое на два сезона (2019 и 2020-й) соглашение между Sauber и Alfa Romeo продлено но пока до конца 2021 года, однако следует помнить, что права собственности, структура управления и гоночная лицензия по-прежнему принадлежат Sauber’у или иными словами принадлежат инвестиционному фонду Longbow Finance SA. Получается просто Alfa Romeo арендует гоночную команду и никаким образом не может распоряжаться ей в долгосрочной перспективе.
Теперь что такое Longbow Finance? Это швейцарский инвестфонд с уставным капиталом около 1 миллиона швейцарских франков, который выкупил доли Петера Заубера и Мониши Кальтенборн и стал единоличным обладателем команды Sauber. Кому принадлежит этот фонд на самом деле. Есть информация что собственниками этой компании (на самом деле "Рога и копыта") являются шведские бизнесмены Финн Раузинг, Стефан и Карл-Йохан Перссоны (Finn Rausing, Stefan Persson и Karl-Johan Persson). Изначально скандинавские миллиардеры покупали эту "игрушку" для продвижения карьеры Маркуса Эрикссона, но похоже быстро разочаровались в своих инвестициях - талант земляка не впечатлил, и чтобы не нести слишком большие убытки решили просто сдать в аренду этот рисковый актив, тем более Элканну требовался полигон для прокачки скилла Леклера.
Что дальше? Вопрос ну-у-у-у очень интересный. И ответ на него следует искать в пожеланиях шведских хозяев швейцарского фонда и серьёзности намерений транснациональной корпорации Stellantis. Захочет ли сеньор Элканн создать полноценную дочернюю команду под Ferrari (и раскошелится на покупку актива) или шведы будут развивать команду в другом направлении пока неясно.