5 мин.

Первый чемпион мира в мотогонках из СССР Арбеков не хотел жить больным и выбросился из окна

Советский гонщик Виктор Арбеков сотворил историю. Он стал первым представителем Советского Союза, которому удалось подняться на верхнюю ступень пьедестала почёта на мировом первенстве по мотокроссу. Он был живой легендой, на которую равнялись все соперники и представили следующих поколений. Однако на последних годах жизни его атаковали болезни, и Виктор решил не ждать смерти, а опередить её.

Ему пророчили смерть сразу после рождения

Виктор родился 8 марта 1942-го, но был совсем не подарком на праздник для молодой мамы Елены. Мальчик был крохотным, хотя родился в срок. Он отставал от обычных младенцев в развитии, и акушерка даже предложила не забирать рёбенка домой. Она напророчила новорождённому скорую смерть. Молодая мать отказывалась в это верить: она знала, что сдеалет всё, чтобы мальчик жил.

Это было отнюдь не просто. Война была в сама разгаре, и продовольствия порой не хватало. Елене приходилось искать пропитание повсюду, ведь её малышу-сыну нужно было много витаминов. Девушка была вынуждена идти на неравные обмены вещеё на еду, продавать своё имущество. Мальчик начал расти, но вскоре стало известно о его проблемах со здоровьем. Точного диагноза либо просто не было, либо его никто не запомнил, но врачи говорили о каких-то тёмных пятнах на лёгких.

Маленький Витя был правда маленьким. Он весил намного меньше своих сверстников, да и высоким ростом не отличался. Его не звали играть в дворовые игры, а сам Арбеков никакого интереса к спорту не проявлял. Как вдруг на его жизненном пути появился Юрий Комаров. И его мотоцикл. Виктору очень понравилось транспортное средство и он напросился к Комарову в подмастерья. Юрий часто возился со своим конём, а Витя наблюдал. Комаров замотивировал своего подопечного заниматься спортом, чтобы обрести достаточно сил для починки механики.

Ему было около семи лет, когда Комаров разрешил ему оседлать заведённый мотоцикл. Арбеков словно вырос на голову. Ему так понравилось, что к десяти годам у него появился свой собственный. Ездил он тогда ещё не как асс. Однажды свалился так сильно, что лежал без сознания несколько часов, пока друзья по двору не откачали. Маме, которая и без того переживала за сына, ничего не сказали.

Так, в один прекрасный день Виктору надоело кататься без дела и он записался в автоклуб в своём родном Подольске.

Он обыгрывал соперников на трассе, но дружил с ними в жизни

В 19 лет он стал матером спорта. А в 21 год, когда он впервые попал на чемпионат мира и выступил на стареньком «Ковровце», Арбеков стал обладателем только деревянной медали, но это было большим успехом для молодого гонщика. В 1964-м он сменил мотоцикл на более современный и добрался до бронзы мирового первенства. Однако главный успех настиг его в 1965-м, когда в тяжелейшей борьбе он вырвал победу у признанных мировых глыб Жоэля Робера, Торстена Хольмана и Дэйва Бикерса.

Помимо званий чемпиона мира, он выигрывал и Гран-при — за всю карьеру он добился 10-ти побед. На самых крупных турнирах Виктор выступал вплоть до 1968-го, после чего ещё несколько лет покатался в соревнованиях уровнем пониже.

За победу он, к слову, получил машину и призовые, но деньгами так и не воспользовался, потому что советские власти настояли на том, что выигранные 10 тысяч рублей должны пойти на благо государства. А точнее, на благо «Лужников». Почему именно деньги Арбекова? Кто бы знал... Но спортсмен решил не пререкаться во избежание беды.

В тот же год он по неизвестным причинам стал невыездным. Позднее запрет был снять, но пару лет Виктор провёл на родине, перемещаясь только по только по союзным республикам.

Он поддерживал тесное общение со многими из своих экс-конкурентов, но абсолютно лучшим другом стал для него бельгиец Робер, который часто принимал Арбекова у себя в гостях. О поездках мотогонщика вспоминал его сын: «Отец ездил и привозил оттуда подарки, жвачки, одежду; финансово мы всегда жили хорошо, жаловаться было не на что».

Травмы-травмы, болезни-болезни

Карьера мотогонщика, увы, подразумевала серьёзные повреждения. Арбеков получил 12 сотрясений мозга и постоянно страдал от переломов рук и ног. Впрочем, это было не самое страшное. Однажды он сильно упал и повредил позвоночник, из-за чего всю оставшуюся жизнь он промучался от болей в спине. Его приглашали лечь на операционный стол, но он по своим собственным соображениям отказался.

По окончании карьеры он начал тренировать и продолжал гонять на небольших скоростях для души. С 2007-го он вёл полноценную пенсионерскую жизнь, пока в 2013-м ему не поставили страшный диагноз — рак лёгких. Однако случилось кое-что ещё более страшное:

«Я созвонился с отцом, который сказал, что будет ждать меня в коридоре отделения. Подъехал к зданию НИИ и попытался оплатить парковку – просто так у нас ведь машину не поставишь. И в это время начались сбои с Интернетом. Минут 10 я потратил на то, чтобы заплатить, а когда поднялся в отделение, отца не было. Мне сказали, что его срочно увезли в реанимацию», — вспоминал Александр Арбеков.

Папа пережил клиническую смерть, которая наступила после неожиданного сердечного приступа. Чемпион вскоре встал на ноги, но для поддержания жизни ему были нужны препараты. Много препаратов.

Арбеков был не рад такой больной старости, но никаких заявлений о желании умереть не делал. А потому его суицид стал для всех большим шоком. Сын Александр впоследствии говорил: «Папа просто ушёл. Что повлияло на его решение – он унёс с собой, мы об этом никогда не узнаем».