Хэмилтон победил в Бахрейне лишь благодаря своей хитрости. И дирекции гонки
Каждый раз так делать не получится.
Победу в первом Гран-при сезона в Бахрейне одержал Льюис Хэмилтон, до самого последнего поворота отбивавшийся от атак Макса Ферстапенна. Казалось бы, не последнюю роль в этом сыграла агрессивная пит-стоп-стратегия «Мерседеса», по которой Льюис Хэмилтон оба раза делал пит-стоп намного раньше Макса Ферстапенна. Однако настоящими героями прошедшего Гран-при стали 4-й поворот и дирекция гонки, решения которой вряд можно назвать последовательными.
В пятницу, еще перед началом свободных заездов, дирекция гонки сообщила командам о своих двойных стандартах в отношении 4-го поворота на трассе в Бахрейне. Во время свободных заездов и квалификации гонщикам запрещалось выезжать всеми четырьмя колесами за красно-белый поребрик, однако во время гонки это ограничение было снято — даже если ты пересечешь поребрик, никакого наказания не последует. «Широкий выход из 4-го поворота не будет приводить к какому-либо наказанию, так как определяющими границами в этом повороте являются искусственная трава и гравийная ловушка», — говорится в заявлении дирекции гонки. И если руководство «Мерседеса» сразу же взяло эти правила на заметку, то руководство «Ред Булла» эти особенности настолько запутали, что, можно сказать, стоили Максу Ферстаппену победы в первом Гран-при сезона.
В первую половину гонки Льиюс Хэмилтон очень часто широко входил в 4-й поворот, пытаясь выиграть как можно больше времени. В это же самое время Макс Ферстаппен практически не выезжал за красно белый-поребрик. По словам Кристиана Хорнера, руководителя команды «Ред Булл» в «Формуле-1», благодаря этому Хэмилтон выигрывал на круге до 0,2 секунды.
«Все это очень досадно, — говорит Хорнер. — Как только «Мерседесы» поехали на максимуме, они начали очень широко выезжать из 4-го поворота. Мы спросили дирекцию гонки, можно ли нам делать так же? Широко выезжая из 4-го поворота, ты получаешь преимущество в 0,2 секунды».
К 32-му кругу терпение руководства «Ред Булл» закончилось: команда приказала Максу проходить 4-й поворот так же широко, как это делают Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас. Макса это разозлило: он думал, что так делать запрещено, видимо, забыв о правилах дирекции гонки в отношении 4-го поворота. В результате на этом же 32-м круге он тоже начал пошире выезжать из 4-го поворота.
Однако уже на 37-м круге, спустя всего 5 кругов после радиосообщения Ферстаппену, руководство «Мерседеса» сообщило Льюису, чтобы он прекращал нарушать границы трассы, иначе ему покажут черно-белый флаг (черный-флаг обозначает предупреждение за неспортивное поведение; если неспортивное поведение пилота после этого продолжается, то его обязывают сойти с трассы). Это уже, в свою очередь, возмутило Льюиса, ведь он думал, что никаких ограничений в 4-м повороте нет. Но команда мягко призвала его успокоиться и просто следовать указанию дирекции гонки.
Таким образом, Максу Ферстапенну также с этого момента нельзя было своевольничать в 4-м повороте. С этого момента условия для обеих машин стали равными, однако трудно сказать, сколько секунд выиграл Льюис Хэмилтон, используя 4-й поворот настолько широко, насколько это возможно.
«Мерседесы» ехали так круг за кругом, и в конечном счете дирекция гонки пригрозила им черно-белым флагом, если они продолжат нарушать границы трассы», — продолжил Хорнер.
Майкл Маси, руководитель дирекции гонки, так прокомментировал ситуацию с черно-белыми флагами: «Что касается нашей терпимости к нарушению границ гоночного полотна в 4-м повороте во время гонки, то мы очень ясно донесли до пилотов, что при установлении — если можно так выразиться — времени круга, мы будет на это закрывать глаза, однако мы также ориентируемся на Спортивный регламент, по которому не допускается получение длительного преимущества при нарушении границ гоночного полотна. У нас было два человека, которые отслеживали каждую машину на каждом круге, и практически все болиды ехали в рамках установленных правил. Были некоторые машины, которые нарушали обозначенные границы, но это было не на каждом круге».
Скорее всего, Майкл Маси имеет в виду статью 27.3 Спортивного регламента, которая гласит: «Пилоты должны в разумной мере прилагать все необходимые усилия при использовании пределов трассы, но не могут намеренно покидать пределы гоночного полотна без уважительной причины».
К 51-му кругу Максу Ферстаппену все-таки удалось догнать Льюиса Хэмилтона, несмотря на всю неразбериху с 4-м поворотом, а на 53-круге и вовсе обогнать — однако случилось это все в том же злосчастном 4-м повороте, где во время обгона Ферстаппен покинул пределы гоночного полотна. В результате этого дирекция гонки приказала Максу немедленно пропустить Льюиса Хэмилтона.
«Очевидно, что Макс во время обгона Льюиса выехал очень широко, и дирекция гонки еще до старта предупреждала нас, что так делать нельзя, поэтому мы приказали Максу пропустить Льиюса. Наша команда сообщила Максу, что это приказ дирекции гонки, и он сразу же отдал место, — добавил Хорнер. Все эти правила в отношении границ трассы всегда будут вызывать споры, но нам нужна какая-никакая последовательность в правилах. Нельзя просто взять и сказать, что где-то покидать пределы гоночного полотна можно, но вот обгонять подобным образом нельзя. В таких случаях очень важно разделять все на черное и белое, не оставляя место серому».
За оставшиеся 3 круга до финиша после сдачи позиции Максу Ферстаппену не удалось провести ни одной осмысленной атаки на Льюиса Хэмилтона. Макс так и финишировал вторым. По словам Ферстаппена, его шины были на пределе, и атака на 53-м круге была его единственным шансом вырваться вперед — а так как она в конечном счете провалилась, то он уже ничего не мог поделать.
Несмотря на относительную неудачу в первой гонке, Макс Ферстаппен в настоящий момент выглядит фаворитом сезона. Макс прекрасно показал себя на предсезонных тестах, поставил лучшее время во всех трех свободных заездах, с гигантским преимуществом в 0,388 секунды выиграл квалификацию у Льюиса Хэмилтона и имел все шансы открыть сезон победой. Безумная радость Тото Вольфа, руководителя «Мерседеса», после победы Хэмилтона показывает, что это далеко не рядовой успех его подопечного. А значит, нас может ждать самый зрелищный чемпионат впервые за долгие годы. И если Льюису Хэмилтону в этом сезоне все-таки удастся стать 8-кратным чемпионом мира, то это должно окончательно снять все вопросы о том, кто же лучший гонщик в истории «Формулы-1».
Рано говорить о фаворите, IMHO, ещё 2-3 гонки. Не надо своё желаемое выдавать за факт.