34 мин.

Формуластальгия. Обзор сезона 1994. Шумахер против Хилла

Судя по статистике прошлая моя статья об истории Формулы-1 вам понравилась поэтому давайте продолжим эту традицию. Сегодня предлагаю поговорить о сезоне 1994 года, кстати пишите в комментариях про что ещё мне следует вам рассказать (может быть про какой нибудь сезон, пилота или гонку).

Начнём с изменений технического регламента по сравнению с сезоном 1993. Из-за неуклонно возрастающей технической сложности болидов бюджеты команд постоянно увеличивались; кроме того, критики указывали, что в сложившейся ситуации технологии выходят на передний план, заслоняя собой талант гонщика. Для противодействия этому, в 1994-м году были приняты многочисленные изменения в правилах, основным из которых стал полный запрет на все "электронные помощники" гонщика; в их числе оказались активная подвеска, антиблокировочная система, противобуксовочная система и система автоматического старта. Айртон Сенна, в числе прочих, заметил, что если убрать все эти системы, но не уменьшить при этом скорость болидов, то 1994-й год станет "сезоном с множеством происшествий". В 1994-м году были вновь разрешены дозаправки (впервые с 1983-го). 

Также давайте кратко пройдемся по командам и составам: Дэймон Хилл и Айртон Сенна в Williams, Мика Хаккинен и Мартин Брандл в McLaren, Михаэль Шумахер и Юрки Ярвелехта в Benetton, Жан Алези и Герхард Бергер в Ferrari, Хайнц-Харольд Френтцен и Карл Вендлигер в Sauber, Рубенс Баррикелло и Эдди Ирвайн в Jordan, Эрик Кома и Оливье Беретта в Larrousse, Марк Бланделл и Укио Катаяма в Tyrrell, Оливье Панис и Эрик Бернар в Ligier, Джанни Морбиделли и Кристиан Фиттипальди в Footwork, Джонни Херберт и Педро Лами в Lotus, Пьерлуиджи Мартини и Микеле Альборето в BMS Minardi, Дэвид Брэбем и Роланд Ратценбергер в Simtek, Поль Бельмондо и Бартран Гашо.

Бразилия

Сезон начался в Бразилии, где основная часть болельщиков поддерживала Сенну. Поэтому неудивительно, что он занял поул; следом за ним расположились Шумахер, Алези, Хилл, Френтцен и Морбиделли. На старте Алези обогнал Шумахера и стал вторым, в то время как Вендлингер и Ферстаппен (выступающий вместо травмировавшего на тестах шею Ярвилехто) прошли Френтцена и Морбиделли. В конце первого круга Сенна лидировал впереди Алези, Шумахера, Хилла, Вендлингера и Ферстаппена.

На 2-м круге, после нескольких неудачных попыток, Шумахер обогнал Алези в борьбе за второе место. За это время Сенна оторвался от Шумахера на 4 секунды. Сенна и Шумахер начали отрываться от пелетона, привозя всем остальным примерно секунду на круге. Оба заехали на пит-стоп на 21-м круге, но у Шумахера он прошёл быстрее, и он выехал лидером. Он оторвался на 10 секунд, но потом Сенна стал приближаться к нему. К 35-му кругу Вендлингера обогнали Ферстаппен (заменял Ярвелехту), Брандл и Эдди Ирвайн. Когда они стали обгонять на круг Бернарда, Ферстаппен попробовал пройти Ирвайна. Тот выдавил его на траву, и Ферстаппена развернуло; его машина, сделав несколько кульбитов, пролетела над Ирвайном, задела машину Бернарда и ударила болид Брандла. Никто не пострадал, но Ирвайна наказали пропуском одного этапа, а после его апелляции увеличили штраф до трёх этапов. К этому моменту Алези, который останавливался дважды, шёл позади Хилла, который останавливался только один раз.

Укио Катаяма, а затем и Рубенс Баррикелло прошли Вендлингера в борьбе за очки. После заезда на пит-стоп Баррикелло вернулся на трассу впереди Катаямы. Сенна уменьшил отрыв от Шумахера до пяти секунд, но на 56-м круге его развернуло, и он сошёл. Шумахер выиграл, за ним финишировали Хилл, Алези, Баррикелло, Катаяма и Вендлингер.

Тихий океан

На тестах в Муджелло Алези повредил спину, и его заменил Никола Ларини; Агури Сузуки заменил в Jordan наказанного Ирвайна. Второй этап проходил на новой трассе Tanaka International в Японии. Сенна завоевал поул, за ним расположились Шумахер, Хилл, Хаккинен, Бергер и Брандл. На старте Шумахер обогнал Сенну, а Хаккинен Хилла. Хаккинен попробовал атаковать Сенну, но ударил сзади его болид. Сенну развернуло, и в него врезался Ларини; оба в результате сошли. Шумахер закончил первый круг лидером, за ним шли Хаккинен, Хилл, Бергер, Баррикелло и Брандл.

Хилл, стараясь догнать уезжающего Шумахера, на 4-м круге атаковал Хаккинена. Хилл ошибся, его развернуло, и он откатился на девятое место. Он начал отыгрываться, пройдя на 12-м круге Брандла. Во время пит-стопов Хилл опередил Баррикелло. На 19-м круге Хаккинен сошёл из-за поломки трансмиссии.

Пока Шумахер отрывался, Хилл приблизился к Бергеру. Во время второй волны пит-стопов Хилл опередил Бергера, а Брандл опередил Баррикелло. Однако на 50-м круге Хилл сошёл из-за отказа трансмиссии, а Брандл сошёл на 68-м круге из-за перегрева двигателя. Шумахер вновь одержал победу; следом за ним финишировали Бергер, Баррикелло, Фиттипальди, Френтцен и Кома.

Сан-Марино

В пятницу 29 апреля, во время первой квалификационной сессии для определения стартового порядка, пилот Jordan Рубенс Баррикелло врезался в ограждение в повороте Variante Bassa на скорости в 225 км/ч. Его болид несколько раз перевернулся, сам гонщик вскоре был госпитализирован и не смог принять участие в этапе.

Самым быстрым в пятницу оказался Сенна, установив время круга 1:21,548, почти на пять десятых секунды быстрее Шумахера и Бергера (до конца уикэнда никто не сможет превзойти это время). Партнёр по команде Сенны Деймон Хилл в пятницу стал седьмым, отставая от лидера на 1,6 секунды.

Во время субботнего заезда пилот молодой команды Simtek, австриец Роланд Ратценбергер попал в аварию. На входе в быстрый поворот имени Жиля Вильнёва его болид потерял управление и на огромной скорости протаранил бетонное ограждение. Тело гонщика на вертолёте было транспортировано в госпиталь Болоньи, где врачи констатировали смерть Ратценбергера. Причиной аварии послужило повреждение переднего антикрыла болида австрийца, повреждённого им при наезде на поребрик в одном из поворотов. Из-за потери значительной части прижимной силы болид сорвался в повороте на скорости более 300 км/ч.

На старте гонки болид финна Юрки Ярвилехто заглох и в него, набирая скорость, врезался Педру Лами (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 5-го круга. На 7-м круге, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 211 км/ч.

Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. В этот момент голова Айртона шевельнулась, вселив во многих уверенность, что с Сенной относительно все в порядке. Но это был лишь мышечный спазм, свидетельствующий о серьёзной травме головного мозга. Подъехавшая бригада медиков увидела страшную картину: неподвижный пилот в разбитой по правый борт машине, из под шлема которого сочится кровь. С трудом сняв шлем Сид Уоткинс (врач FIA) провел тест, который подтвердил серьёзность травмы головы. Из носа сочилась кровь вперемешку с мозговой жидкостью, была разорвана височная артерия и был раздроблен череп над правым глазом. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеостомию. У Айртона был геморрагический шок и большая кровопотеря. В течение десяти минут медицинская бригада пыталась остановить кровотечение и стабилизировать состояние пилота. Затем, прямо с трассы, ввиду большой серьёзности повреждений, минуя медицинский центр, на вертолёте Сенна был доставлен в госпиталь и подключен к аппарату искусственного дыхания.

После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс смертельную травму.

По некоторым данным, смерть была вызвана переломом основания черепа в результате огромной перегрузки в момент удара. Однако в документальном фильме «Сенна» говорится, что на его теле не было ни одной сломанной кости и даже ни одного синяка, то есть если бы роковой кусок подвески прошёл на пару дюймов выше, Сенна бы просто вылез из машины и пошёл в боксы. Однозначно то, что если бы в то время использовали современные средства пассивной безопасности, (тросы, крепящие ступицу колеса к корпусу на случай если при аварии сломаются все рычаги подвески, а также система HANS, ограничивающая перемещение головы относительно плеч и система HALO), то, исход аварии был бы иным.

После того как Сенну увезли в больницу, гонка была возобновлена; в ней победил Михаэль Шумахер. На подиуме обошлось без шампанского Некоторые медики и гонщики считают, что Сенна умер сразу же после аварии и его транспортировка в больницу была бессмысленной — организаторы гонки якобы пошли на это потому, что, объявив о смерти гонщика немедленно, было бы неэтично возобновлять гонку, и её организаторы, включая FIA, понесли бы серьёзные убытки. Эта точка зрения опровергается официальными представителями FIA и организаторами гонки. На самом деле по итальянским законам в случае гибели гонщика необходимо немедленно прекратить соревнования и закрыть автодром. Возможно, в этом и кроется истинная причина сокрытия времени смерти.

Среди экспертов до сих пор нет единства по поводу причин аварии. Высказывались самые различные версии: от недостаточного прогрева шин вследствие нескольких кругов за машиной безопасности до мгновенной потери сознания пилотом из-за высоких перегрузок (и его привычки задерживать дыхание). Наиболее распространённой версией, которая была признана достоверной итальянским судом, проводившим разбирательство, является неисправность рулевого управления: рулевая колонка в болиде Сенны была искусственно удлинена посредством трубчатой вставки (рулевой вал в колонке был разрезан, и в место разреза была вставлена стальная трубка, которую обварили по краю); после аварии эта вставка оказалась сломанной по месту сварки, но произошло ли это непосредственно перед аварией (что привело к вылету болида с трассы) или она сломалась от удара — эксперты так и не сумели определить.

Существует ещё одна версия. Из видеозаписи последних кругов перед аварией видно, как из-под днища перед поворотом Тамбурелло вылетают искры, а также перед самим моментом столкновения. Это может свидетельствовать о контакте днища с полотном. Если днище болида касается полотна, то часть веса машины оно берёт на себя, при этом сила сцепления покрышек резко снижается. Так как до этого покрышки типа слик успели остыть за время езды за машиной безопасности, то они не смогли обеспечить нужный уровень сцепных свойств для скорости более 300 км/ч, на которой сорвало с трассы машину Сенны.

Причину аварий Ратценбергера и Сенны можно усмотреть в самой конфигурации трассы: и "Вильнев вираж", и "Тамбурелло" проходились на скорости свыше 300 км/ч, и при этом не имели широких зон безопасности на случай вылета. В 1995 г. оба поворота были перестроены в S-образные шиканы с обширными гравийными "ловушками".

В рукаве комбинезона Сенны был найден испачканный кровью австрийский флаг. По всей видимости, Сенна собирался посвятить свою победу погибшему за день до этого Ратценбергеру, хотя никому не сказал об этом. Остатки машины после судебного разбирательства были возвращены команде «Уильямс» и, согласно её заявлению, уничтожены.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Одним из тех, кто нёс его гроб, был давний соперник Сенны Ален Прост. Сенну похоронили на кладбище Морумби близ Сан-Паулу. Во время красных флагов команда Larrousse случайно выпустила Эрика Кома из боксов, и его остановили лишь в повороте Tamburello. Во время второго рестарта Хайнц-Харальд Френтцен заглох и был вынужден стартовать с пит-лейн.

После рестарта лидерство захватил Бергер, но Шумахер (который столкнулся с Хиллом, заставив того ехать на пит-стоп за новым передним крылом) всё ещё был впереди по сумме двух гоночных сессий; за ним шли Бергер, Хаккинен, Ларини, Вендлингер и Катаяма. На 12-м круге Шумахер обошёл Бергера, но сразу за этим отправился на пит-стоп. Когда Бергер остановился на 15-м круге, в лидеры вышел Хаккинен. Бергер сошёл на 17-м круге из-за проблем с подвеской, а чуть позже Хаккинен заехал на пит-стоп, вернувшись на трассу четвёртым. На 21-м круге Шумахер (хотя он и шёл по трассе позади Ларини) лидировал в гонке; Фиттипальди шёл третьим (он остановился на 23-м круге), Хаккинен четвёртым, Френтцен пятым (он тоже вскоре остановился на пит-стоп), и замыкал шестёрку Вендлингер. С 45-го до 55-го круга Хилл, Катаяма и Фиттипальди сражались за места с пятого по седьмое. Сначала Фиттипальди, а потом Хилл прошли Катаяму, а Хилл на 49-м круге прошёл также Фиттипальди, но двумя кругами спустя они снова поменялись местами. Фиттипальди сошёл на 55-м круге из-за проблем с тормозами. Хилл шёл пятым, но всего за два круга до финиша снова пропустил вперёд Катаяму и финишировал шестым, набрав лишь одно очко.

Ещё один инцидент произошёл с Микеле Альборето, когда на выезде с пит-лейн его Minardi потеряла переднее правое колесо. Альборето успел набрать большую скорость, и колесо нанесло серьёзную травму механику Ferrari. Это происшествие привело к появлению двух новых правил в Формуле-1:

1.Скорость на пит-лейн ограничена 120 км/ч во время гонки, и 80 км/ч во время практики и квалификации.

2.Механики должны находиться в своём гараже, и выходить из него только на время пит-стопа.

Оба правила вступили в силу уже на следующей гонке в Монако; ограничение в 80 км/ч действует и поныне.

Шумахер выиграл гонку; за ним финишировали Ларини, Хаккинен, Вендлингер, Катаяма и Хилл. Однако все разговоры были вокруг Сенны и Ратценбергера.

Монако

Алези вернулся в строй после травмы. Во время первой практики Вендлингер на большой скорости разбил свой болид в повороте Nouvelle. Быстро оказанная помощь спасла ему жизнь, но три недели он находился в коме, и выбыл из борьбы до конца сезона. В знак уважения Sauber сняла с соревнования машину Френтцена. Шумахер завоевал свой первый поул; следом за ним шли Хаккинен, Бергер, Хилл, Алези и Фиттипальди.

В пятницу утром Ники Лауда объявил о реформировании GPDA (Grand Prix Drivers Association, Ассоциации пилотов Гран-при). Представителями были выбраны Лауда, Шумахер, Бергер и Фиттипальди. После трагических событий этого сезона GPDA потребовала от FIA увеличения безопасности Формулы-1. FIA отреагировала введением следующих правил:

Со следующей гонки, Гран-при Испании, размер диффузоров должен быть уменьшен, торцевые пластины переднего антикрыла должны быть подняты выше, размер переднего антикрыла должен быть уменьшен. Всё вместе это уменьшило прижимную силу примерно на 15%.

С Гран-при Канады, защита головы гонщика с боков должна быть усилена путём увеличения боковин кокпита, минимальный вес машины Формулы-1 увеличен на 25 кг (к началу канадского Гран-при эта цифра была уменьшена до 15 кг), передние рычаги подвески должны быть усилены, чтобы уменьшить вероятность отрыва колеса, кокпит должен стать длиннее, чтобы уменьшить вероятность удара в голову пилота спереди, в правилах, касающихся топлива, будет подробно описано использование топливного насоса, воздухозаборники на двигателе будут полностью убраны, чтобы ограничить доступ воздуха и тем самым уменьшить мощность мотора.

Первые два места стартовой решётки были оставлены незанятыми; они были покрашены в цвета бразильского и австрийского флагов, в знак памяти Сенны и Ратценбергера. На старте Хилл обошёл Бергера и к первому повороту стал атаковать Хаккинена. Произошёл контакт, обоих развернуло, и они сошли. Шумахер шёл впереди Бергера, Алези, Фиттипальди, Брандла и Катаямы. Шумахер начал отрываться, в то время как Брандл, остановившись на пит-стоп раньше всех, сумел пройти Фиттипальди и Алези.

Катаяма сошёл на 39-м круге из-за проблем с коробкой передач, и на шестое место переместился его напарник Бланделл. Однако двумя кругами спустя у Бланделла сгорел двигатель; при этом на трассу вылилось много масла. Шумахер поскользнулся и чуть не врезался в стену, в то время как Бергер вылетел с трассы и вернулся позади Брандла. Фиттипальди сошёл на 48-м круге из-за проблем с коробкой передач. Во время второй волны пит-стопов де Чезарис смог пройти измученного Алези, который страдал от болей в шее. Шумахер выиграл гонку; за ним финишировали Брандл, Бергер, де Чезарис, Алези и Альборето.

Между Монако и Испанией команда Williams объявила, что вторым пилотом станет Култхард; Найджел Мэнселл будет выступать в те уик-энды, когда он будет свободен от выступлений в IndyCar. В Lotus пришёл Дзанарди, который заменил Педро Лами, попавшего в сильную аварию на тестах в Сильверстоуне (Лами вывихнул обе ноги и сломал запястье, в результате чего пропустил почти весь сезон).

Испания

После отбытия своего наказания в Jordan вернулся Эдди Ирвайн. Айртона Сенну в Williams заменил Дэвид Култхард, а Роланда Ратценбергеа в Simtek заменял Андреа Монтермини. Sauber заявила на гонку только одну машину с Френтценом. В повороте Nissan была сооружена временная шикана из покрышек, чтобы уменьшить скорость перед шпилькой La Caixa.

Во время свободной практики в субботу утром Андреа Монтермини потерпел страшную аварию на выходе из последнего высокоскоростного поворота. В свете последних событий можно представить, какое облегчение испытал весь паддок, когда выяснилось, что Монтермини отделался сломанной лодыжкой и трещиной пяточной кости. Шумахер взял поул; далее расположились Хилл, Хаккинен, Ярвилехто, Баррикелло и Алези. Поскольку Simtek и Sauber выставили только по одной машине, обе машины Pacific смогли принять участие в гонке.

На старте Алези обошёл Баррикелло и Ярвилехто; Култхард тоже прошёл Баррикелло. Шумахер шёл первым, за ним Хилл, Хаккинен, Алези, Ярвилехто и Култхард. Шумахер отрывался, пока у него не начались проблемы с выбором передачи, и вскоре он окончательно застрял на пятой передаче. Во время пит-стопов Шумахеру удалось не заглохнуть на старте. Позади него Култхард заглох на пит-стопе, а у Алези начались проблемы, отбросившие его на четвёртое место. Шумахера вскоре прошёл Хилл. Во время второй волны пит-стопов, Баррикелло развернуло возле въезда на пит-лейн; Шумахер снова смог не заглохнуть на пит-стопе. Хаккинен подъехал близко к нему, но не успел атаковать, так как на 49-м круге у него сгорел мотор. Ярвилехто вышел на третье место, но и у него через несколько кругов отказал двигатель. Теперь на третье место вышел Брандл, однако за шесть кругов до финиша у него отказала трансмиссия. Хилл выиграл гонку, за ним финишировали Шумахер, Бланделл, Алези, Мартини и Ирвайн.

Канада

Новые правила, объявленные в Монако, вступили в силу. Одно из них привело к тому, что командам пришлось делать отверстия в кожухах двигателей. Для замедления машин перед последним изгибом трассы, выводящим на прямую старт-финиш, была сделана ещё одна временная шикана. Benetton представил обновлённое заднее крыло, а Ferrari — новые боковые понтоны. де Чезарис снова выступал, на этот раз за Sauber, и отметил свой 200-й старт в Гран-при.

Шумахер квалифицировался на поуле, впереди Алези, Бергера, Хилла, Култхарда и Баррикелло. На старте Култхард прошёл Хилла, а Хаккинен опередил Баррикелло. Шумахер шёл первым; за ним Алези, Бергер, Култхард, Хилл и Хаккинен. Хилл прошёл Култхарда на 4-м круге, но Култхард сразу же обогнал Хилла обратно. На 9-м круге Култхард пропустил вперёд Хилла, и тот бросился в погоню за Бергером, догнав и обогнав того на 15-м круге.

Во время пит-стопов Хилл опередил Алези, а Хаккинен Култхарда. Хаккинен догнал Бергера, но никак не мог его пройти. Хотя на 40-м круге пошёл дождь, первая шестёрка оставалась без изменений. На 62-м круге у Хаккинена сгорел двигатель. На последнем круге Баррикелло и Бланделл столкнулись в борьбе за шестое место; Бланделл застрял в гравийной ловушке, а Баррикелло оказался позади Фиттипальди и Ярвилехто. Однако Фиттипальди был дисквалифицирован за недовес, и шестое место досталось Ярвилехто. Шумахер выиграл гонку; за ним финишировали Хилл, Алези, Бергер, Култхард и Ярвилехто.

Канадский Гран-при стал последним этапом 1994-го года, на котором болид команды Pacific был допущен к гонке. Бертран Гашо сошёл на 47-м куге из-за падения давления масла. В остальных гонках сезона эти ужасно медленные машины не смогли даже пробиться на стартовую решётку.

Франция

На этапе во Франции Мэнселл смог сесть за руль Williams, так как это уик-энд был свободен от гонок серии CART. Benetton понизил Ярвилехто до статуса третьего пилота; место во втором кокпите получил Ферстаппен. В Simtek напарником Дэвида Брэбема стал француз Жан-Марк Гунон. Гонщики Williams завоевали первый ряд стартового поля; Хилл был впереди, за ним — Мэнселл, Шумахер, Алези, Бергер и Ирвайн. На старте Шумахер смог проскользнуть между гонщиками Williams и вышел на первое место, в то время как Баррикелло обошёл Ирвайна. Шумахер возглавлял гонку; за ним шли Хилл, Мэнселл, Алези, Бергер и Баррикелло.

Шумахер, как обычно, начал отрываться; Хилл не мог держать его темп. Во время пит-стопов Алези обошёл Мэнселла, а Бергер — Баррикелло. Затем Бергер на 24-м круге прошёл Мэнселла. Некоторое время гонщики шли в следующем порядке: Шумахер, Хилл, Алези, Бергер, Мэнселл и Баррикелло. Алези вскоре заехал на пит-стоп и вернулся пятым. На 42-м круге его развернуло, и в него врезался выезжавший с пит-лейн Баррикелло; оба сошли.

Мэнселл был на стратегии с двумя пит-стопами, и после пит-стопа Бергера вышел на третье место, но на 46-м круге он сошёл из-за отказа трансмиссии. Хаккинен, шедший теперь четвёртым, сошёл двумя кругами позже из-за взрыва мотора. После третьей волны пит-стопов перестановок не произошло; только Катаяма на 54-м круге потерял пятое место из-за разворота. Шумахер снова одержал победу; за ним финишировали Хилл, Бергер, Френтцен, Мартини и де Чезарис.

Великобритания

На глазах своих поклонников Хилл занял поул; позади него оказались Шумахер, Бергер, Алези, Хаккинен и Баррикелло. На круге прогрева Шумахер обогнал Хилла, что запрещено правилами; после этого он пропустил его обратно. Первый старт был отложен из-за того, что заглохла машина у Култхарда (который снова пилотировал за Williams); в результате ему пришлось стартовать с последнего места. На втором прогревочном круге из-за отказа двигателя сошёл Ирвайн, а Шумахер снова обогнал Хилла. Во время второго старта двигатель Брандла сгорел, создав при этом огромный огненный шар. Лучше всего стартовал Баррикелло, который прошёл Алези и Хаккинена. Хилл возглавлял пелетон; за ним шли Шумахер, Бергер, Баррикелло, Алези и Хаккинен.

Хилл и Шумахер держались в двух секундах друг от друга до 14-го круга, когда Шумахеру объявили о пятисекундном штрафе "стоп-энд-гоу" за обгон Хилла на прогревочном круге. Однако команда подумала, что штраф будет прибавилен к итоговому времени. В течение полагающихся трёх кругов Шумахер не отбыл наложенный на него штраф, после чего ему был показан чёрный флаг, означавший, что они исключён из гонки и должен немедленно вернуться в боксы. Однако команда Benetton отправила одного из сотрудников вести переговоры, оспаривая этот штраф. Шумахер заехал на пит-стоп на 26-м круге, но только для того, чтобы отбыть пятисекундный "стоп-энд-гоу"; он вернулся третьим позади Бергера и Хилла.

На 33-м круге Бергер сошёл из-за проблем с двигателем. Хилл выиграл гонку, а вторым стал Шумахер; однако вскоре результат Шумахера аннулировали за игнорирование чёрного флага, и его дисквалифицировали на две гонки. Таким образом, Шумахер получил четыре наказания за одно нарушение. (Стоит также отметить, что в следующем году это правило было отменено, и Мика Хаккинен не получил за то же самое никакого наказания.) Теперь Хилл оказался впереди Алези, Хаккинена, Баррикелло, Култхарда и Катаямы. Хаккинен и Баррикелло получили отложенную дисквалификацию на одну гонку за столкновение на последнем круге.

В этот момент, на середине чемпионата, Шумахер был впереди с 66 очками. Хилл сильно отставал от него с 39 очками, Алези шёл третьим с 19 очками, Бергер — четвёртым с 17 очками, Баррикелло — пятым с 10 очками, Хаккинен — шестым с 8 очками, Брандл — седьмым с 6 очками и Ларини — восьмым с 6 очками. В Кубке конструкторов Benetton уверенно лидировала с 67 очками, против 43 очков у Williams. Ferrari была третьей с 42 очками, а McLaren — четвёртой с 14 очками.

Команда Benetton подала апелляцию на дисквалификацию Шумахера; до окончания её рассмотрения ему было разрешено участвовать в гонках.

Германия

Вторая половина сезона началась гонкой в Германии. Однако фанаты Шумахера были разочарованы, так как весь первый ряд стартового поля заняли Ferrari. Поул занял Бергер, за ним расположились Алези, Хилл, Шумахер, Катаяма и Култхард. На старте Катаяма обошёл Хилла и Шумахера, а Шумахер прошёл Хилла. Позади них Хаккинен ударил машину Брандла, его развернуло и он вынес Френтцена, Баррикелло и Ирвайна; кроме того, у Култхарда оказалось повреждено переднее антикрыло. Брандл попробовал затормозить, чтобы не попасть в завал, но его сзади ударил Херберт; Херберт сошёл. Ещё дальше произошло столкновение Мартини и Дзанарди, из-за чего помимо них выбыли также де Чезарис и Альборето. К первому повороту сошло 10 машин. Как ни странно, гонка не была остановлена.

На пути к первой шикане Алези замедлился и сошёл из-за электрических проблем, заблокировав при этом Катаяму и позволив тем самым атаковать его Шумахеру и Хиллу. Шумахер успешно прошёл Катаяму, а вот Хилл столкнулся с ним, повредив переднее антикрыло. Култхарду пришлось ехать ещё один круг с повреждённым крылом, пока механики меняли крыло на машине Хилла. Брандл и Култхард вернулись в гонку после починки в боксах. Бергер шёл впереди, за ним Шумахер, Катаяма, Панис, Бернард и Фиттипальди. Катаяма сошёл на 7-м круге из-за проблем с дросселем, а Ферстаппен прошёл Фиттипальди. Настало время пит-стопов, во время которых Ферстаппен сошёл после сильного пожара, возникшего из-за того, что топливо пролилось на корпус машины. Гонщик практически не пострадал, но от машины остались лишь обугленные обломки. Это происшествие привлекло внимание к опасностям дозаправки, и послужило причиной для ужесточения правил безопасности. Шумахер сошёл на 20-м круге из-за отказа мотора.

Поскольку основные претенденты сошли или оказались далеко позади, победу одержал Бергер, который посвятил её своему другу Сенне. В результате этой гонки на выживание первая шестёрка оказалась весьма неожиданной. Оба гонщика Ligier, Панис и Бернард, оказались на подиуме, Фиттипальди и Морбиделли набрали столь важные для Footwork очки, а последнее очко за шестое место взял Кома из Larrousse.

Венгрия

Перед началом этапа было объявлено, что Хаккинен пропустит его в качестве наказания за создание завала в Германии; его заменил Филипп Альо. Шумахер занял поул; за ним шли Хилл, Култхард, Бергер, Катаяма и Брандл. На старте Ирвайн и Баррикелло прошли Брандла и Катаяму, но столкнулись во втором повороте, вынеся заодно и Катаяму. Шумахер лидировал; за ним шли Хилл, Култхард, Бергер, Брандл и Панис. Вскоре Алези прошёл Паниса в борьбе за шестое место. После этого долгое время не было никаких перестановок; пит-стопы также не изменили расположение гонщиков. Наконец, во время второй волны пит-стопов заглох Бергер, и его прошли Брандл, Алези и Ферстаппен.

Затем из-за отказа двигателя сошли обе Ferrari — Алези на 59-м круге, а Бергер на 73-м. Машина Алези при сходе вылила много масла на трассу, и на нём поскользнулся Култхард, которого вынесло и ударило о стену. На последнем круге Брандл остановился из-за проблем с электрооборудованием. Шумахер победил; далее пришли Хилл, Ферстаппен, Брандл, Бланделл и Панис.

После пожара Ферстаппена в боксах Benetton 10 октября представителей команды вызвали в специальный совет ФИА (World Motorsport council), чтобы они объяснили, почему из заправочного оборудования был убран топливный фильтр. Если бы их признали виновными, всю команду могли дисквалифицировать; однако совет оправдал их. Также были вызваны представители McLaren для разъяснений по поводу устройства, автоматически увеличивающего передачу; они также были оправданы.

Бельгия

Главным изменением перед этой гонкой стало превращение знаменитого поворота Eau Rouge в медленную шикану по соображениям безопасности после аварий Сенны и Ратценбергера. Для этого на треке просто нарисовали краской новые границы; в 1995-м году была восстановлена прежняя конфигурация трассы.

Хаккинен вернулся после отбытия наказания; в Lotus Филипп Адамс заменил Дзанарди, а Филипп Альо заменил Беретту в Larrousse. Из-за дождя в квалификации поул занял Баррикелло; за ним расположились Шумахер, Хилл, Ирвайн, Алези и Ферстаппен. Алези стартовал очень хорошо, обойдя Ирвайна и Хилла. Шумахер лидировал; за ним шли Алези, Баррикелло, Хилл, Ферстаппен и Ирвайн.

Хилл прошёл Баррикелло в борьбе за третье место и приблизился к Алези, когда у того на следующем круге сгорел мотор. Вскоре Хаккинен прошёл Ирвайна, но Култхарду это сделать не удалось, и он откатился назад. Ферстаппен прошёл Баррикелло, и вскоре бразилец оказался под атакой Хаккинена. Баррикелло не выдержал давления; на 20-м круге его развернуло, и он врезался в стену. На следующем круге Шумахера развернуло на 360 градусов в Pouhon, и когда он вернулся в гонку, его преимущество сильно уменьшилось. После пит-стопов, во время которых Хаккинен опередил Ферстаппена, Шумахер был впереди на 5 секунд.

На 35-м круге Култхард прошёл Ирвайна, который затем сошёл на 41-м круге из-за проблем с генератором. Шумахер пришёл первым, но позже был дисквалифицирован, поскольку деревянная планка на дне его болида была изношена более чем на 10%. Таким образом, первым был классифицирован Хилл, за ним Хаккинен, Ферстаппен, Култхард, Бланделл и Морбиделли.

Вскоре было объявлено, что дисквалификация Шумахера на две гонки остаётся в силе, и он пропустит Италию и Португалию. Его заменил Ярвилехто.

Италия

Перестановки гонщиков продолжались: в Монце Дзанарди вновь пилотировал Lotus вместо Адамса, а в Формулу после почти четырёхлетнего отсутствия вернулся Янник Дальма, ставший партнёром Кома по Larrousse. Можно представить радость итальянских тиффози, когда гонщики Ferrari вновь завоевали первый ряд стартового поля; поул взял Алези, а за ним шли Бергер и Хилл. На новой машине Lotus 109 Херберт завоевал весьма высокую для себя четвёртую стартовую позицию; следом шли Култхард и Панис. На старте Херберт и Ирвайн обошли оба Williams'а, но Ирвайн задел Херберта, и того развернуло, что привело к многочисленным столкновениям и красному флагу. Во время второго старта Култхард прошёл Херберта, а Хаккинен обогнал Паниса. Впереди шёл Алези, за ним Бергер, Хилл, Култхард, Херберт и Хаккинен.

Пока гонщики Ferrari отрывались от остальных (а Алези при этом отрывался ещё и от Бергера), Хаккинен прошёл Херберта (который пилотировал старый запасной болид); на 13-м круге Херберт сошёл из-за отказа генератора. Алези заехал в боксы, но на выезде у него заклинило коробку передач, и ему пришлось сойти. Во время выезда Бергера с пит-стопа его блокировала другая машина, которая только заезжала на пит-стоп. Из-за этого Бергер случайно заглушил свой двигатель и потерял почти 10 секунд, что отбросило его на третье место. Во время пит-стопа Култхард прошёл Хилла, но на 29-м круге Хилл обогнал Култхарда и вернул себе лидерство.

Бергер догонял их обоих, но пилоты Williams успешно оборонялись. Казалось, ничто не сможет помешать им взять дубль, но на последнем круге у Култхарда кончилось топливо, и он остановился. Хилл выиграл гонку; за ним финишировали Бергер, Хаккинен, Баррикелло, Брандл и классифицированный шестым Култхард.

За свои действия в первом повороте Эдди Ирвайн получил отложенный (на три гонки) штраф в виде пропуска одной гонки.

По окончании третьей четверти сезона Шумахер, которому ещё следовало пропустить одну гонку, шёл впереди с 76 очками, но вторым был Хилл, отстававший от него всего на 11 очков. Дальше шли Бергер (33), Алези (19), Хаккинен (18), Баррикелло (13), Брандл (11) и Ферстаппен (8). В Кубке конструкторов лидировала команда Benetton с 85 очками, но Williams с 73 очками была уже совсем рядом. Ferrari была на третьем месте с 58 очками, а McLaren — на четвёртом с 29 очками.

Португалия

Во время Гран-при Португалии Шумахер всё ещё отбывал своё наказание. Филипп Адамс вновь выступал за Lotus. В квалификации поул занял Бергер, за ним расположились Хилл, Култхард, Хаккинен, Алези и Катаяма. На старте Култхард прошёл Хилла, а Алези обогнал Хаккинена. Бергер лидировал, за ним шли Култхард, Хилл, Алези, Хаккинен и Катаяма. Однако на 8-м круге у Бергера сломалась коробка передач; Баррикелло стал шестым. На 27-м круге, незадолго до пит-стопов, у Катаямы тоже сломалась коробка передач.

Пит-стопы не изменили порядок гонщиков на трассе: впереди шёл Култхард, за ним Хилл, Алези, Хаккинен, Баррикелло и Брандл. При обгоне кругового на 33-м круге Култхард зашёл слишком широко, и Хилл протиснулся вперёд. На 39-м круге Алези опережал отставшего на круг Дэвида Брэбема; они столкнулись и оба сошли. Вскоре после этого Ферстаппен прошёл Брандла и стал пятым. Вторая волна пит-стопов также ничего не изменила. Хилл выиграл; за ним финишировал Култхард, принеся Williams дубль и лидирование в Кубке конструкторов; Хаккинен, Баррикелло, Ферстаппен и Брандл.

Европа

В качестве замены несостоявшегося Гран-при ЮАР, в чемпионат был включен Гран-при Европы на испанской трассе Херес, впервые принявшей этап чемпионата мира с 1990 года. Шумахер наконец отбыл своё наказание и вернулся в бой; кроме того, поскольку сезон серии CART закончился, Мэнселл заменил Култхарда до конца сезона, чтобы помочь Williams в борьбе за Кубок конструкторов. Херберт перешёл из Lotus в Ligier и заменил там Бернарда, а тот проделал обратный путь и стал напарником Дзанарди. В конце стартовой решётки появились два новичка: Хидэки Нода присоединился к Larrousse, а Доменико Скиаттарелла заменил Жан-Марка Гунона в Simtek. Шумахер завоевал поул; за ним расположились Хилл, Мэнселл, Френтцен, Бергер и Баррикелло. На старте Хилл обогнал Шумахера, а Мэнселл провалил старт, потеряв три позиции; Баррикелло прошёл Бергер. Хилл лидировал; за ним шли Шумахер, Френтцен, Баррикелло, Бергер и Мэнселл.

Мэнселл быстро прошёл Бергера, а затем и Баррикелло, и вышел на четвёртое место. Во время пит-стопа у Хилла произошла заминка, и команда, опасаясь, что он потеряет лидерство, отправила его обратно на трассу, недолив ему топливо. Однако Шумахер был уже впереди, а Хиллу пришлось вновь останавливаться на дозаправку. Вернувшись в гонку, он оказался в 20 секундах позади. Мэнселл замедлился, и его прошёл Баррикелло. Мэнселл попытался вернуть себе позицию, но между ними произошёл контакт. Оба заехали в боксы; Мэнселл откатился на седьмую позицию, а Баррикелло вернулся ещё дальше.

То же самое произошло, когда Бергер атаковал Френтцена. Они вернулись на трассу шестым и седьмым соответственно, позади Хаккинена, Ирвайна и Мэнселла. Мэнселла, идущего пятым и догоняющего Ирвайна, развернуло на 48-м круге, и он сошёл. Победу одержал Шумахер, следом за ним финишировали Хилл, Хаккинен, Ирвайн, Бергер и Френтцен.

За две гонки до конца сезона обострилась борьба за чемпионский титул. Шумахер всё ещё лидировал с 86 очками, но Хилл с 81 очками был уже совсем рядом. За ними шли Бергер (35), Хаккинен (26), Алези (19), Баррикелло (16), Култхард (14) и Брандл (12). В Кубке конструкторов разрыв был ещё меньше — Benetton лидировал с 97 очками, а Williams отставала всего на 2 очка. Ferrari шла третьей с 60 очками, а McLaren четвёртой с 38 очками.

Япония

Перед Гран-при Японии вновь последовали перестановки. В Benetton подписали Херберта из Ligier, чтобы он помог им в борьбе за Кубок конструкторов. В результате Ферстаппен на две последние гонки оказался без места. Ярвилехто перешёл в Sauber на место Андреа де Чезариса, который закончил карьеру. Финн Мика Сало присоединился к Lotus до конца сезона, тест-пилот Ligier Франк Лагорс стал основным гонщиком и напарником Паниса, а японский гонщик Таки Инуе заменил Доменико Скиаттареллу на домашней для себя трассе. Mercedes-Benz покончила с многочисленными слухами, объявив о возвращении в Формулу-1 в качестве моториста McLaren. Эдди Джордан тут же подписал контракт с Peugeot на двигатели для своей команды на 1995-й год.

Шумахер завоевал поул; за ним шли Хилл, Френтцен, Мэнселл, Херберт и Ирвайн. Старт прошёл на мокрой трассе и в сильный дождь. Мэнселл снова откатился назад, а Алези прошёл Ирвайна. Шумахер лидировал впереди Хилла, Френтцена, Херберта, Алези и Ирвайна. На 4-м круге Херберта развернуло и он сошёл, а Мэнселл вскоре прошёл Ирвайна.

На 14-м круге Морбиделли разбил свой болид, а вскоре в том же месте потерпел аварию и Брандл, в то время как маршалы всё ещё убирали машину Морбиделли. Хотя болид никого не сбил, одного из маршалов задело обломками, и он сломал ногу; гонка была остановлена. Через некоторое время был дан второй старт за пейс-каром; Френтцен слишком широко вошёл в первый поворот и потерял три позиции. Шумахер, который на трассе был рядом с остальными, но по сумме двух гоночных сессий шёл с 6-секундным отрывом, заехал в боксы рано, на 19-м круге. Ему поставили новые шины, но топлива у него было недостаточно до конца гонки. Он вернулся в 17 секундах (по сумме) позади Хилла, но попал в трафик, и вскоре разрыв составлял уже 30 секунд. В результате на 25-м круге Хилл вернулся на трассу на 7 секунд впереди Шумахера; кроме того, ему залили топлива до конца гонки, но из-за заклинившей гайки ему поменяли только три колеса. Это, а также более тяжёлая машина, привели к тому, что Шумахер начал его догонять.

На 36-м круге Шумахер вышел в лидеры по сумме, хотя и оставался вторым на трассе. Он быстро отрывался, но его, в отличие от Хилла, ещё ждал один пит-стоп. На 40-м круге Шумахер сделал второй пит-стоп, вернувшись в 15 секундах позади Хилла (по сумме). Имея свежую резину, Шумахер начал догонять Хилла, привозя ему по секунде на круге, но ему не хватило времени. Хилл выиграл с отрывом в 3.3 секунды, уменьшив своё отставание в чемпионате до 1 очка, в то время как Williams теперь лидировал в Кубке конструкторов с перевесом в 5 очков. Следом за Хиллом финишировали Шумахер, Алези, Мэнселл, Ирвайн и Френтцен.

Австралия

На последней гонке сезона Жан-Дени Делетра заменил Кома в Larrousse, а Скиаттарелла вернулся в Simtek. Петер Заубер подтвердил контракт с Ford на поставку двигателей на 1995-й год.

Гонка в Австралии стала решающей в обоих чемпионатах. Первое место на стартовой решётке завоевал Мэнселл, за ним расположились Шумахер, Хилл, Хаккинен, Баррикелло и Ирвайн. На старте Мэнселл, как обычно, откатился назад, а Ирвайн прошёл Баррикелло. Впереди шли Шумахер, Хилл, Хаккинен, Ирвайн, Мэнселл и Баррикелло. Шумахер и Хилл, между которыми была всего секунда, начали с огромной скоростью отрываться от остального пелетона.

На 10-м круге Мэнселл обогнал Ирвайна и стал четвёртым, а шестью кругами спустя Ирвайн вылетел в стену и сошёл. Вскоре Мэнселл прошёл Хаккинена, но даже он шёл на секунду медленнее Шумахера и Хилла. После пит-стопа Шумахер и Хилл вновь оказались менее чем в секунде друг от друга; позади Бергер прошёл Алези, и оба они прошли Баррикелло. Вскоре Бергер прошёл Хаккинена, а через три круга то же самое сделал и Алези.

На 35-м круге Шумахер широко вошёл в поворот East Terrace и задел стену. Он потерял время, но в тот момент было непонятно, повреждена его машина или нет. Хилл оказался прямо позади него и тут же бросился в атаку, заняв в следующем повороте внутренний радиус. Когда Williams Хилла проходил мимо Benetton'а, Шумахер слишком сильно повернул внутрь поворота, и машины двух соперников столкнулись. Benetton взлетел в воздух и при приземлении был сильно повреждён, что означало сход Шумахера. Машина Хилла на первый взгляд не пострадала, но вскоре выяснилось, что на ней сломан передний левый рычаг подвески. Хилл медленно вернулся в боксы, и, после отчаянных попыток исправить поломку, вынужден был сойти. Была ли эта авария намеренно вызвана Шумахером — особенно если он знал, что его машина была повреждена после контакта со стеной в повороте East Terrace — до сих пор является предметом споров; однако в результате Михаэль Шумахер завоевал свой первый чемпионский титул Формулы-1.

Мэнселл и две Ferrari боролись за лидерство, но во время второго пит-стопа у Алези сначала не могли закрепить колесо, а затем его машина заглохла на выезде; он отстал на целый круг и вернулся в гонку восьмым. Брандл тем временем прошёл Баррикелло. На 77-м круге у Хаккинена отказали тормоза. Мэнселл одержал свою 31-ю победу в карьере; за ним финишировали Бергер, Брандл, Баррикелло, Панис и Алези.

По итогам сезона Шумахер набрал 92 очка и обошёл Хилла всего на одно очко. Несмотря на противоречивое столкновение в последней гонке, никаких санкций от FIA не последовало; команда Williams тоже не стала подавать протест. Бергер закончил сезон третьим с 41 очком, Хаккинен — четвёртым с 26 очками, Алези — пятым с 24 очками, Баррикелло — шестым с 19 очками, Брандл — седьмым с 16 очками, а Култхард — восьмым с 14 очками. В Кубке конструкторов Williams завоевала 118 очков и обошла Benetton с 103 очками. Ferrari заняла третье место с 71 очком, а McLaren — четвёртое с 42 очками.

Пишите про что мне написать ещё и оставляйте своё мнение о манёвре Шумахера в Австралии. Также подписывайтесь на блог, здесь здесь мы разбираем новости о автоспорте, если у вас есть какие нибудь идеи для статей пишите внизу.