Стартует сверхстранный «Дакар»: у «КАМАЗа» и русского чемпиона на багги почти не осталось соперников еще до первого этапа
Новые категории, ужесточение правил в классе мотоциклов и россиянин-дебютант.
Главной новогодней спортивной традицией в России традиционно считается массовый просмотр МЧМ по хоккею – с ожиданием медалей и новой красочной победой над канадцами. Но вообще-то как раз в начале января наших болельщиков радует еще один мощный турнир – гоночный: с невероятным доминированием «КАМАЗов» (9 побед только за последнее десятилетие), сражением чемпиона рейда-2017 Сергея Карякина за победу в классе багги и участием Владимира Васильева в мощной зарубе за первое место с легендами вроде Леба, Сайнса и Аль-Аттии во внедорожниках.
2021-й не станет исключением: 43-й «Дакар» все-таки состоится – и во второй раз он целиком пройдет по территории Саудовской Аравии. Казалось, территория страны уже достаточно изучена участниками на предыдущем рейде – и сперва промоутеры планировали разделить гонку с двумя-тремя компаньонами, однако пандемия внесла коррективы. Организаторам пришлось постараться и как следует побродить по пустыням Аравийского полуострова – в итоге они составили абсолютно новый круговой маршрут-турне по стране со стартом 3 января и финишем 15-го на берегу Красного моря в Джидде.
Гонщиков ждет 12 спецучастков (с одним марафонским – без помощи «техничек»), половина из которых содержит под 500 км зачетных отрезков (в 2020-м таких было только два). Причем организаторы, по их словам, выбирали маршруты с прицелом на максимальное снижение зависимости итогового результата от мощности или ходовых свойств техники – то есть на первое место выйдет именно мастерство навигации.
Однако, даже несмотря на попытки уровнять шансы заводских команд и частных, «Дакар-2021» все равно ожидался наименее массовым за последние 25 лет. К середине ноября в участники заявились только 440 экипажей на 226 машинах – для сравнения, в 2020-м более доступный благодаря переносу локации из Южной Америки рейд собрал 563 человека на 342 авто. Ситуацию не спасли скидки на взносы и даже новая категория «Классика «Дакара», которую специально создали для желающих зарубиться на ретротехнике.
Количество экипажей на старте сократилось из-за новой волны ковида – и жесткой реакции властей Саудовской Аравии. 21 декабря нефтяное королевство закрыло авиасообщение со всеми странами на неделю, и 28-го продлило запрет на свободный въезд – участникам пришлось срочно вступать в переговоры с организаторами и принимающей стороной, менять билеты, искать согласованные чартеры и бронировать бизнес-джеты. Машины к тому моменту успели по большей части прибыть в Джидду, но гонщики и механики оказались в подвешенном состоянии – особенно из небольших частных команд и любительских организаций, и без того соревнующихся на чистом энтузиазме.
«Все, мягко говоря, офигели, – поделился впечатлениями гонщиков от новостей русский штурман одного из фаворитов Ясира Сейдана Алексей Кузьмич для телеграм-канала Cross-Country Rally. – Шухер начался просто адовый со всех сторон. Как участники прилетят на «Дакар» — непонятно».
В итоге власти Саудовской Аравии позволили всем зарегистрированным участникам въехать в страну – но к участию в «Дакаре» допустили только сдавших отрицательный тест по прилету. И уже медицинский фильтр отсеял еще несколько десятков механиков и штурманов, превратив организацию марафона для многих в настоящий хаос.
Фактически ситуация не коснулась лишь основных фаворитов во всех категориях: они все в строю и готовы к битве за золотого бедуина. «КАМАЗ» и Карякин тоже добрались относительно без приключений.
«КАМАЗ» прорвался сквозь трудности с бюджетом и выйдет на старт без пятикратного чемпиона. Но у них остался лишь один соперник
Пандемия и вызванный ею коронакризис ударил по всему миру – даже по гоночным гигантам вроде российского раллийного доминатора. Ситуация некоторое время даже походила на критическую: не собирался бюджет для поездки на «Дакар» четырьмя грузовиками, а о прошлогодних затратах в районе 11 миллионов евро (примерно десятая часть бюджета самой бедной команды «Формулы-1») не было и речи.
«Были задержки платежей, просьбы сократить контракты, – признался руководитель команды Владимир Чагин. – И мы сами затянули пояса потуже, отказались не только от модернизации спортивных автомобилей, но и от переоснащения производственного цеха. Все очень непросто было и с подготовкой экипажей. Но мы просто продолжали трудиться и делать свое дело.
Были опасения, что мы не сможем выехать четырьмя экипажами: может быть, только тремя или двумя, потому что финансовые трудности, с которыми столкнулись бизнес-структуры нашей страны и мира, не могли не коснуться спорта».
Тем не менее, без потерь не обошлось: пятикратный чемпион «Дакара» Эдуард Николаев по внутренней командной традиции пропускает рейд и концентрируется на менеджерской и логистической работе. Конечно, у «КАМАЗа» в любом случае остается сильный набор гонщиков, но все-таки без Николаева борьба будет иной: гонщик еще ни разу за последние 9 лет не пропускал заезд.
«КАМАЗ» едет на новый «Дакар» без пятикратного чемпиона. От него отказались из-за традиций команды
С другой стороны, и конкурентов у организации из Набережных Челнов теперь меньше: команда Жерара де Роя (побеждавшая в 2012-м и 2016-м) пропускает рейд полностью. Без нее у «Ивеко» вообще не остается экипажа с мощной поддержкой: самым грозным становится Марцин Мачик – с пятым местом на прошлогоднем рейде.
Не сильно лучше обстоят дела и у чехов: Алеш Лопрайс на «Праге» собственной доводки не поднимался выше седьмого места в прошлом году и явно не сумел сильно поправить машину из-за коронавируса. В 2020-м ему приходилось либо сбрасывать скорость и отставать от фаворитов, либо нагонять – и справляться с поломками. А «Татру» в составе мощной и опытной команды Buggura Racing представит новичок в гонках на грузовиках – чемпион «Дакара» в квадроциклах и участник в категории мотовездеходов Игнасио Касале. Он не очень-то умеет гоняться на габаритной технике – трансфер продавили его спонсоры – ждать прорыва тоже не стоит. Буквально за день до нового года чешской команде пришлось срочно менять всю бригаду механиков – вызывать из Чехии неопытный (в смысле работы в пустыне) персонал с базы и спешно заключать новые контракты.
При таких обстоятельствах «КАМАЗы» по сути будут гоняться сами с собой – и с беларуским «МАЗом», пригнавшим в Саудовскую Аравию теперь сразу два капотных грузовика. В 2019-м одна такая красная машина чуть не отобрала у «синей армады» победу на «Шелковом Пути» и бодро ехала на подиум на «Дакаре-2020» – теперь шансов на успех у минчан вдвое больше.
«Это очень сильный соперник, они построили уже второй капотный грузовик, – признал в «МАЗе» главного соперника и пилот «КАМАЗа» Дмитрий Сотников. – Вишневский показал в Астрахани очень приличную скорость. Он и до этого был быстр, но мешали технические проблемы. Думаю, дуэт Вишневского и Вязовича в этом году будет посильнее. Все будет зависеть от стабильности. Они ближе всех к нам по уровню, технически растут, следят за нами».
Но все равно главным соперником российской команды станет надежность – особенно если темп «МАЗов» и правда заставит «КАМАЗ» атаковать во всю мощь.
Карякин нашел деньги на «Дакар» в последний момент и приехал. Перешел в новый менее конкурентный класс
Чемпион 2017-го в классе квадроциклов Сергей Карякин третий сезон как сменил одноместную машину на двухместную с большей степенью безопасности – и все равно остался среди фаворитов. Причем в предыдущем сезоне его класс SSV оказался самым конкурентным: туда пришли и программа «Ред Булл» с пятикратным чемпионом Сирилем Депре, и все сильнейшие из квадроциклов, и главные (и самые богатые) команды мира, изготавливающие багги – Сan-Am, South Racing и Polaris. Теперь же категорию разбили на две: мотовездеходы массой до 900 кг и объемом мотора до 1000 кубических сантиметров, произведенные по «мотивам» серийных моделей, оставили под индексом SSV T4, а собранные командами самостоятельно выделили в «легковесные прототипы» T3.
Именно во второй и выступит Карякин – его можно назвать главным фаворитом класса. Хотя в соперниках у россиянина очень именитые дебютанты: победитель пяти ралли WRC Крис Мик (пропускал 2020-й после 6-го места в общем зачете чемпионата мира) и двукратный чемпион ДТМ и однократный – мирового ралли-кросса Маттиас Экстрем (в 2020-м вновь стал вторым в WRX). Также сюда перешла и программа «Ред Булл» с 18-летним новичком Сетом Кинтеро и победитель Ралли Андалусии Мичелл Гатри (выиграл два этапа на «Дакаре»-2020).
Любой результат для гонщика из Екатеринбурга будет успехом – Сергей фактически до самого дедлайна по подаче заявки не знал, отправится ли вообще в Саудовскую Аравию. Он тоже столкнулся с кризисом из-за коронавируса – спонсоров не было до последнего момента, спортсмену даже пришлось продавать личную машину.
Окончательно все решилось 30 октября – за два дня до дедлайна. Правда, на второй экипаж денег не хватило – команда Карякина отправится в рейд одной машиной, но и шансы на победу все равно высоки как никогда. В прошлом году Сергей в классе с максимальной конкуренцией занял второе место, отстав от победителя всего на 40 минут – а теперь большинство ребят из топ-10 остались в Т4.
UPD: Перед самым стартом пролога экипаж Карякина вернулся в T4 – как выяснилось, российская команда ошиблась при подаче заявки, и им пришлось срочно переоформлять все бумаги и перепроходить все проверки буквально за несколько часов до выезда. В итоге Сергей все-таки сразится в самом конкурентном классе c чемпионами Лопесом Кортадо и Варелой, и также очень быстрыми экипажами Арона Домжалы (1 победа на этапе рейда-2020) и Остина Джонса.
За Россию во внедорожниках – победитель Кубка мира по бахам, которого словили на читерстве в прошлом году. Против него все сильнейшие – Сайнс, Аль-Аттия и Петерансель
Традиционно самый престижный, представительный, сверхконкурентный и интригующий класс – с традиционными сражениями «Тойоты» против «Мини», четырехкратного (и действующего) чемпиона Карлоса Сайнса против трехкратного (и действующего вице-) чемпиона Нассера Аль-Аттии… А может, победит 13-кратный «мистер Дакар» Стефан Петерансель (3-е место в 2020-м)? 55-летний француз все еще в строю и никуда уходить не собирается!
Также в класс внедорожников вернулся и пятикратный чемпион Сириль Депре – причем на ранее заводской «Пежо» с огромной финансовой поддержкой госкоманды Абу-Даби и шейхом Халидом Аль-Кассими в роли напарника!
Вернулся на гонку и девятикратный чемпион мира по ралли Себастьян Леб – он все-таки хочет добавить победу на «Дакаре» после второго места в 2017-м и третьего в 2019-м. Правда, поедет он не в составе заводского коллектива, а в частной «Продрайв» с легким собственным багги – по оценкам Леба, их новая машина ничем не уступает заводской «Пежо» двухлетней давности.
Готовится к «Дакару» и двукратный чемпион Нани Рома, но его можно вычеркивать из числа фаворитов: традиционного штурмана каталонца скосил COVID, так что пришлось срочно искать нового.
В остальном же на месте и все, кто рейд пока не выиграл, но может выстрелить в любой момент: и Язид Аль-Раджи, и Орландо Терранова, и Ромен Дюма, и все остальные из топ-10 предыдущего рейда.
Кто же представит во внедорожниках Россию? Прежде всего – традиционный фаворит и лучший гонщик странны в данном классе Владимир Васильев. С одной стороны, он явно на подъеме: победил в Кубке мира по бахам-2020, опередив всех легенд «Дакара» из списка выше. С другой – Васильеву откровенно не дается почему-то главный рейд года (два схода из-за аварий на третьих этапах подряд), а в прошлом году его еще и единственным поймали на читерстве. Внимание к нему со стороны судей теперь будет максимальным.
Также Россию на рейде-2021 представит лучший новичок марафона-2019 Денис Кротов. Ему помогут членство в сильной команде MSK и заводской «Мини», но с другой стороны из-за пандемии ему спешно пришлось менять штурмана – сверхопытный Константин Жильцов получил положительный тест и не сможет помочь Кротову с прогрессом.
Еще один россиянин на новом «Дакаре» – дебютант Виктор Хорошавцев. На главном марафоне планеты он впервые, но вообще в мире рейдов он не новичок: гонял и Кубке мира по бахам, и на «Шелковом Пути» и на «Африка Эко Рэйс». С ним опытный штурман Антон Николаев, гоняющий по «Дакарам» с 2005-м (даже был заезд в топ-10 в 2015-м), поддержка еще одной сильной команды X-RAID и тоже заводской «Мини» (как и у Кротова).
А вот генеральный директор компании-промоутера Гран-при России Алексей Титов на старт в Джидде не попадет. Он собирался дебютировать на «Форде» F150 EVO от чешской частной команды Offroadsport, но, к сожалению, срезался из-за положительного теста на коронавирус буквально за день до Нового года.
В мотоциклах – уйма новых правил и все старые фавориты
«Дакар»-2020 омрачился гибелью сразу двух мотоциклистов: Паулу Гонсалвеша и Эдвина Ставера. Трагедии, общий накал противостояния лучших райдеров на двух колесах и постоянный риск на трассе и при попытках взять с собой как можно меньше запчастей и инструментов вызвал вал критики от зрителей и гонщиков – игнорировать запрос на повышение уровня безопасности больше не вышло бы. Организаторы взялись за дело и фундаментально (для класса мотоциклов) перекроили правила.
Теперь любые гонщики – и частники, и представители заводских команд – могут не волноваться насчет задних покрышек: каждого обеспечат минимумом в 6 «запасок». И логистику берет на себя промоутер – специально, чтобы отдельные смельчаки с минимальными бюджетами не рисковали собой и не гонялись с пробитыми колесами, сдутыми буквально до ободов.
Также обязательным сделали использование защитного жилета с воздушной подушкой, как в MotoGP – с его помощью надеются снизить жесткость травм, получаемых гонщиками при падениях. Правда, райдеры еще после «Дакара-2020» настаивали не на нем, а на ограничении максимальной скорости и введении жесткого «воротника» для защиты от перелома шеи – видимо, до настолько радикальных изменений организаторы самого сурового марафона в мире пока не дозрели.
Также количество аварий и риска попытались сократить запретами на ремонт байков на остановках для дозаправок. Теперь 15-минутные паузы для заливки бензина в мотоциклы можно использовать исключительно для отдыха – никаких замен колес, проверки мотора или других работ по контролю за состоянием техники. Организаторы предполагают, что из-за невозможности оперативно что-то исправить в байке гонщики начнут ехать аккуратнее (и потому медленнее) и перестанут изматываться от скоростных ремонтов. Теоретически райдеры должны возвращаться на трек отдохнувшими, не терять концентрацию и не упускать самые опасные зоны трека из роудбука.
Расширились и поводы для штрафов: теперь гонщиков накажут лишним временем за малейший повторный ремонт двигателя. Даже в случае второй замены поршня в моторе (при сохранении всей остальной конструкции) организаторы включат репрессии. Зачем так сурово? Чтобы хоть немного сократить преимущество заводских команд над частниками: если в других категориях энтузиасты-любители хоть иногда прорываются в топ, то в байках у одиночки ноль шансов на высокое место даже на одном-двух коротких этапах.
Так что по сути зрителей и гонщиков ждет совсем новый мотоциклетный «Дакар» – при этом все сильнейшие класса остались в строю! В Саудовскую Аравию приехал каждый финишировавший в топ-15 в 2020-м, все победители этапов на месте и готовы к схватке за корону лучшего – пандемия никого из топов не скосила, так что конкуренция выйдет максимальной.
А мы расскажем вам о самых ярких моментах и историях «Дакара» в разделе «Авто» – следите за его обновлениями почаще, там точно будет очень интересно.
Фото: globallookpress.com/Dppi/Florent Gooden, Panoramic/Keystone Press Agency, Dppi/Julien Delfosse; instagram.com/snagracing; vasilyevracing.ru
А вообще надоели конечно такие вот срыватели покровов.
И да, это уже не Дакар!! Дакар это когда старт с Елисейских полей, и до Гибралтара!!! А потом начинается суровое испытание Африкой!!!!