15 мин.

Льюис Хэмилтон и все-все-все

Максимально эгоистичный (прим. автора: потому крайне редко, для себя и абсолютно субъективно) блог о максимально опасном для жизни виде спорта (см. ниже) продолжает свою работу.

Главный герой

Можно сказать, буквально только что закончился чемпионат 2020 года. Чемпионат получил своего чемпиона. Пять недель назад де-юре, и примерно в первой половине сентября де-факто. Если вдруг есть те, кто все еще не знает фамилию лучшего спортсмена мира нынешнего года, я специально вынес ее в название поста. И нет, там не Роберт Левандовски на острие атак своей "Баварии" и даже не Патрик Махоумс с его феноменальным перфомансом в Супербоуле и рекордным контрактом. Объяснение этой позиции ищете ближе к концу текста.

Вообще, если задумываться о великих, то во многих видах спорта есть знаковые личности. Давайте договоримся называть их иконами или легендами. При этом, конечно, в истории любого спорта, если покопаться, можно найти немало фактурных чемпионов, только вот не все получают статус легенды. И тут перед нами встает вопрос: где же та тонкая грань между просто великим спортсменом и иконой. Осмелюсь предложить свой вариант. Легенда - спортсмен, имя которого знают во всем мире даже люди, далекие от спорта. Другими словами, необходимое и одновременно достаточное условие для того, чтобы знать легенду (хотя бы по имени, не в лицо) - наличие телевизора и/или интернета. Давайте попробуем повспоминать. Футболист Пеле, хоккеист Уэйн Гретцки, баскетболист Майкл Джордан, гольфист Тайгер Вудс, боксер Мохаммед Али, теннисистка Серена Уильямс, биатлонист Уле Эйнар Бьйорндален, пловец Майкл Фелпс и т.д. В мире Формулы-1 тоже есть такая икона - Михаэль Шумахер. Легендарный семикратный (запомните количество, это важно) чемпион мира, как его называли, Красный барон, обладатель всевозможных рекордов (спойлер: уже нет). Не сомневаюсь, есть болельщики Ф1 со стажем, кто помнит Алена Проста, Айртона Сенну и Найджела Мэнселла. Кто-то, обнимая сейчас внуков, назовет Ники Лауду и Нельсона Пике. Припомнить можно даже Хуана Мануэля Фанхио (на фото), но едва ли это прочтет хоть кто-то хоть один свидетель его триумфов в 1950-х.

Имена выше заслуживают большого внимания, но для меня, человека, который полюбил Ф1 в самом начале нового тысячелетия, мир Королевы автоспорта долгое время оставался биполярным: Михаэль Шумахер и все остальные. Наберусь храбрости заявить, что многие фанаты Формулы, пристрастившиеся к ней в 90-ые и начале 2000-х, со мной солидарны. Далее короткая иллюстрация величия Михаэля. Безусловно, в первую очередь, все гонщики борются за победу на Гран-при. Кроме того, есть еще 2 важных показателя в рамках уик-энда, которые вкупе с победой в гонке составляют так называемый "Большой шлем": поул-позиция (победа в квалификации) и лучший круг. Михаэль Шумахер закончил карьеру 25 ноября 2012. На 25 ноября 2012 рекорды по количеству побед, количеству поул-позиций и количеству поставленных лучших кругов за всю историю Формулы-1 принадлежали... Михаэлю Шумахеру. И венец легендарности Красного барона - семь уже упомянутых выше чемпионских титулов. К концу 2012 завершились 63 чемпионата Ф1. Семь из них выиграл один человек. Достижение, которое казалось недостижимым... Где-то в мире сейчас смеется один Льюис Хэмилтон, оформивший седьмой титул на Гран-при Турции месяц назад. (На фото Михаэль и Льюис face-to-face.) Надо сказать, завоевал Льюис его, что называется, "в одну калитку". Тотальная доминация "Мерседеса" и самого Хэмилтона сделали свое дело. Из 17 гонок британец выиграл 11, не оставив никому шансов. Наверное, это стоит отдельного поста в блоге, но Льюиса и без того много, поэтому немного поговорим о другом и о других.

Актеры второго плана

11 гонок выиграл чемпион. Остается еще 6. По 2 победы одержали напарник Льюиса по "Мерседесу" Валттери Боттас и летучий голландец из "Ред Булл" Макс Ферстаппен. От них, конечно, ждали. Макс на второй машине чемпионата (прим.автора: но катастрофически уступающей первой - "Мерседесу") весь сезон бился как лев и вырвал все, что реально мог, доведя общий счет своих побед в Ф1 до 10, а ему всего-то 23 года. Боттас порождает совсем иные эмоции (фото ниже старое - эмоции те же). Сказать, что он выступает слабее своего партнера - ничего не сказать. 2 победы против 11 на том же шасси. Квалификационный счет тоже сильно в пользу Льюиса. Порой казалось, Валттери забыл, что на трассе Ф1 нет камер, отслеживающих нарушения ПДД, и не придется платить огромные штрафы за превышение скорости в отличие от дорог родной Финляндии. Это могло бы стоить ему места в команде на следующий сезон, но пока нет. Впрочем, об этом ниже.

Наконец, по одной победе сумели добыть Серхио Перес и Пьер Гасли. На явно средних машинах мексиканец и француз явили миру автоспорта нечто сродни чуду. Фавориты есть всегда, чаще всего они и побеждают. На то они и фавориты. Середняки могут преподнести сюрприз, но в сегодняшней Ф1 с ее фантастической надежностью, профессионализмом механиков и жесткими регламентами сделать это - почти подвиг. Безупречный пилотаж, грамотная тактика, немного везения, и мы с вами получили двух победителей, которых никто не ждал от слова "совсем". Что дальше? С Гасли все ясно: он остается в "Альфа Таури", продолжит "расшатывать" кокпиты пилотов материнского "Ред Булла" своими результатами в надежде вернуться себе место в основной команде. С Пересом все гораздо сложнее. Он выдал гениальную концовку сезона, не только одержав победу в Бахрейне, но и заехав на подиум в Турции, что в итоге позволило ему стать четвертым в общем зачете, то есть лучшим из "остальных". Но что Вы думаете?... У Серхио до 18 декабря не было контракта на следующий сезон. Уникальная ситуация. Этот "ликвидный актив" выбросили из "Рейсинг Поинта", заменив его на провалившего сезон четырехкратного чемпиона и, судя по всему, быстро стареющего Себастьяна Феттеля, а другие команды, менявшие составы, предпочли молодежь из Формулы-2 (например, "Хаас", где поедет наш Никита Мазепин и сын легендарного Шумахера Мик) или героев прошлого (например, "Рено", куда возвращается двухкратный чемпион Фернандо Алонсо). И долгое время было свободно одно место в "Ред Булле", где не продлили контракт с тайцем Албоном. Последний, в свою очередь, решил брать пример не с того пилота "Мерседеса" и весь сезон проехал на уровне Валттери Боттаса. Просматривая инстаграм Ф1 и видя регулярные согласования контрактов в других командах, так и хотелось крикнуть: "Мистер Хорнер, не тупи, подпиши Переса..." Сильной машины при одном Ферстаппене мало, чтобы бороться за Кубок конструкторов с "Мерседесом". Нужны два сильных пилота. (На фото они еще в разных комбинезонах, но это уже история.) Наконец, миссия "Будущее Переса в Формуле-1" успешно завершена. Оказалась выполнимой. Ждем алаверды от Серхио Хорнеру в следующем году.

Много разговоров о том, что сезон вышел скучным из-за доминирования "Мерседеса" и Льюиса. Безусловно, глупо отрицать, что борьбы ни в личном зачете, ни в Кубке конструкторов не получилось. Вообще, конечно, доминирование "Серебряных стрел" уже подзатянулось. Последний раз не "Мерседес" (прим.автора: а "Ред Булл") оформлял победу в кубке конструкторов 27 октября... 2013 года. Чтобы эта дата ярче отозвалась в Вашем сознании, отмечу, что на тот момент курс доллара был 31.68, Барака Обаму недавно переизбрали на второй президентский срок, а до первого официально подтвержденного диагноза COVID-19 оставалось 2212 дней. Время летит быстро. И этот самый (не)обычный сезон XXI века не испортило отсутствие ни борьбы за титул, ни привычно переполненных трибун. Много знаковых событий, по иронии судьбы, произошло именно в этот год. Во-первых, конечно же, 70-летний юбилей самой Ф1. Во-вторых, побитые рекорды по количеству побед за всю историю (Льюис Хэмилтон будто на трассе расправился с достижением Шумахера: планомерно догонял, поравнялся и, наконец, обогнал даже безо всякого DRS, доведя к концу сезона свой счет триумфов до 93) и по количеству километров, пройденных за рулем болида Формулы-1 (Кими Райкконен к 40 годам более двух раз "объехал" в болиде Землю по экватору). В третьих, тысячный Гран-при Скудерии Феррари, команды, которая выступала в Ф1 с момента появления серии, еще и на абсолютно домашней трассе в Муджелло, который, правда, с учетом исторического величия самой Скудерии, прошел для них довольно провально - 8 и 10 места. Но отдельно хочется отметить кое-что другое.

В последние годы мы привыкли к тому, что есть 3 сильнейшие команды - "Мерседес", "Ред Булл" и "Феррари". Всем остальным оставалось бороться за маленькие очки в конце первой десятки, и никакой речи о подиумах, когда в пелотоне есть 6 гонщиков на заведомо лучших машинах, не шло. В этом сезоне все было иначе. "Мерседес" сохранил и преумножил. Ферстаппен с "Ред Буллом", как минимум, сохранили. Для второго пилота австрийской конюшни Алекса Албона сезон вышел, мягко говоря, невзрачным, ровно как и моя ремарка про него. Ну а "Феррари"... Они напоминали ФК "Зенит" в Лиге Чемпионов. Сильная команда на бумаге, но полный провал на деле. И если "Зенит" не мог пасть ниже 4 места по объективным причинам, то вот "Феррари" провалились аж до шестого. Таким образом, в каждой гонке у нас было 3 главных фаворита на 3 места на подиуме - Хэмилтон, Боттас и Ферстаппен. Проблема у любого из них, и на подиум автоматически заезжает кто-то из середняков или даже андердогов. Чувствуете градус? Благодаря этой ситуации мы с Вами получили 13 (!!!) победителей и призеров Гран-при в этом ковидном сезоне. 13 из 23 вообще выходивших на старт. И фантастическую борьбу за места в общем зачете, начиная с четвертого. Да, через год этого никто не вспомнит. Да, никому не интересно даже второе место, а уж тем более четвертое. Да, в истории останется только чемпионство Хэмилтона с огромным преимуществом. Но разве это отменяет тот накал страстей и эмоции, которые мы переживали последние 20+ недель?

Лучшие спецэффекты и лучший сценарий

И еще 2 эпизода и 2 персоналии, о которых нельзя не сказать. Гран-при Бахрейна проходил довольно буднично до первого круга гонки. А там... Роман Грожан на "Хаасе" после контакта с болидом нашего Дани Квята почти под прямым углом влетает в отбойник на скорости 224 км/ч. Машину разрывает на 2 части. Через 27 секунд после столкновения пилот самостоятельно вылезает из полыхающего болида. Только ожоги и испуг после столкновения на скорости, почти в 4 раза превышающей привычную для нашего с Вами передвижения по городу. Мыслимо ли? В таких ситуациях у нас принято говорить "слава богу". Друзья, давайте будем объективными. Слава людям, отвечающим за безопасность болидов. Слава умам, придумавшим огнестойкий комбинезон. Слава стюардам на трассе, которые бросились тушить пожар и помогать гонщику. И, пожалуйста, пристегивайтесь, когда садитесь в машину. Это спасает жизни не только на трассе Ф1.

Наконец, самый, на мой взгляд, яркий момент сезона. COVID-19 - страшная катастрофа наших дней. Количество жертв по всему миру приобретает военные масштабы, а экономики целых государств трещат по швам из-за локдаунов. Но у любого кризиса есть свои бенефициары, пусть иногда и поневоле. Таким бенефициаром смело можно считать Джорджа Рассела. Хотя, как известно, жизнь всегда всё возвращает "в положение равновесия", что и случилось в итоге. Но давайте по порядку. Все тот же Льюис Хэмилтон, уже оформив седьмой титул, сдал положительный тест на коронавирус. Соответственно, обязан был пропустить Гран-при Сахира, и чемпионский кокпит оказался свободным. "Мерседес" дал шанс пилоту из продолжающего пребывать на дне "Уильямса" Расселу. Не просто шанс. ШАНСИЩЕ! Давайте попытаемся понять эмоции самого Рассела. Этот британский паренек (ему всего 22) начал гонять в 8 лет. К 11 уже дважды брал титулы в своем возрасте в картинге, дальше еще 2 в серии покруче, дальше еще несколько чемпионских званий, и к 2014 году он дорос до "Формул". Используя советский сленг, "пятилетку от Ф4 до Ф2" он выполнил за 4 года, конечно же, регулярно увеличивая счет своих гоночных побед и завоевывая титулы. Наконец, в 2018 году он выиграл чемпионат "Формулы-2" с огромным преимуществом над вторым местом и, логично, на следующий сезон оказался в "Формуле-1". Без сомнения, уже само место боевого пилота в команде Ф1 - пик карьеры для любого гонщика, достигают которого единицы. Но после всех своих триумфов на протяжении десяти с лишним лет этот юнец оказывается за рулем слабейшей машины чемпионата, где ему не светит не то что борьба за места на подиуме, но даже попадание в очковую зону или хотя бы выходы во второй сегмент квалификации. Попытайтесь представить его чувства. Почти 2 полных сезона он регулярно в хвосте пелотона. Не по своей вине. Просто машина не позволяет ехать лучше. Ни одного очка за 36 Гран-при.

И вот Льюис сдает положительный тест на ковид. Рассел попадает в чемпионский болид "Мерседеса". Первые очки в Ф1? Первый подиум? Может, даже первая победа??? Он блестяще проводит квалификацию: второе место на стартовой решетке. Гаснут огни стартового светофора, и... из первого поворота Рассел уже выходит лидером, а дальше постепенно наращивает отрыв. Тут невольно в голову начинает лезть история про Золушку. На 61 круге из 87 два "Мерседеса" привычно возглавляют гонку. Рассел комфортно едет первым, за ним плетется Валттери Боттас, но в хвосте случается авария, и на трассе появляется автомобиль безопасности. Отличная возможность для пит-стопа, и "Мерседес" решается на двойной. Обычная ситуация для этой команды. На протяжении многих лет механики доказывали свой профессионализм в боевых условиях, идеально проводя такое упражнение. Но в этот раз... было ощущение, что их подменили на мужиков из шиномонтажа на МКАДе. Машину Расселла обслужили достаточно быстро, а пит-стоп Боттаса продолжался 27 секунд — никак не удавалось найти шины из нужного комплекта. Оказалось, что передние шины Боттаса поставили на машину Расселла. В итоге Валттери одели старые шины, он вернулся на трассу пятым. Через несколько секунд Расселла вновь позвали на пит-стоп, чтобы поставить уже его шины, иначе дисквалификация. Он выезжает на трассу в середине очковой зоны, но не сдается и начинает активно возвращать себе свое. На 73 круге Расселл выходит на второе место и бросается в погоню за лидирующим на тот момент Серхио Пересом на "Рейсинг Поинте". "Мерседес" быстрее, Рассел стремительно догоняет мексиканца, остается около 10 кругов, и все в предвкушении сражения за победу. Что может пойти не так? На 78 круге инженер сообщает Расселлу о проколе заднего левого колеса. И все повторяется. Пит-стоп, смена резины... но автомобиль безопасности "собрал" весь пелотон, отрывы растаяли, и Джордж выезжает на трассу лишь на 14 месте. После этого Рассел, конечно, совершил несколько обгонов и финишировал 9-м, набрав первые очки в карьере в Формуле-1. Но давайте еще раз попробуем проникнутся его эмоциями: для сильного пилота после 2 лет мучений за рулем "Уильямса" реальнейший шанс на победу, утекший как песок сквозь пальцы из-за череды нелепых случайностей, от него самого не зависящих, включая детскую ошибку механиков, которые на протяжении 6 лет до этого были почти безупречны. Итог - 9 место. Да зачем пытаться это почувствовать. Фото после финиша ниже.

Вместо заключения

Хочу задать вопрос. Нужны ли скобки в названии этого поста? И еще одну вещь хочу отметить. В начале этого повествования я сказал, что Михаэль Шумахер велик и легендарен. Никто не подвергнет этот факт сомнению. Но Льюис Хэмилтон уже побил большинство главных его рекордов. Остался один - количество чемпионских титулов. Сейчас у них обоих их по 7. Большое количество скептиков все еще утверждают, что есть настоящий чемпион Шумахер и выскочка Хэмилтон, которому и с машиной доминирующей повезло, и с бесхребетным партнером по "Мерседесу", и много еще с чем. Да и вообще... "сравняться с Красным бароном" отнюдь не тождественно "превзойти Красного барона". Спорить с этим не стану, все субъективно. Но в следующем году машины сильно не изменятся (прим.автора: глобальные изменения запрещены "сверху", да и с 2022 года в силу вступит кардинально новый технический регламент, и все уже вовсю готовятся к этому, а предстоящий сезон доедут "по инерции"). Плюс Льюис останется в "Мерседесе". Так что скажут скептики, когда Хэмилтон станет восьмикратным чемпионом, побив и этот рекорд Михаэля? Тут уже придется спорить не с субъективными мнениями других экспертов, а с арифметикой. Реально ли это - нет. Реален ли восьмой титул Льюиса Хэмилтона - абсолютно. Неизбежен ли он - скорее всего. С одной оговоркой. Может, боссу "Мерседеса" прагматичному Тото Вольффу стоит немного рискнуть и посадить во второй кокпит своей команды сверхмотивированного Рассела вместо податливого тихохода Боттаса?