Хэмилтон выбыл из «Ф-1» из-за короны. «Мерседес» заменил чемпиона юниором, громящим напарников 36:0 в квалификациях
Новый оператор черного космовоза.
Пусть в «Формуле-1» уже не осталось чемпионских интриг – и «Мерседес», и Льюис Хэмилтон забрали седьмые титулы – концовка сезона внезапно потеряла вид пустой формальности для завершения отчетного года. Теперь как минимум ближайшая гонка (она запланирована на 6 декабря, подключайтесь!) обещает стать одной из самых дразнящих и необычных за последние 7 лет!
Благодарить за перчинку на Гран-при Сахира (так называется вторая гонка на трассе в Бахрейне) нужно коронавирус: чертова зараза скосила на сей раз именно Хэмилтона. Утром 1 декабря медийное пространство автоспорта взорвала новость о его положительном тесте – и неминуемом пропуске ближайшего заезда.
Не беспокойтесь, жизни Льюиса ничего не угрожает – по крайней мере, сам №44 рассказал исключительно о легких симптомах.
«Моя команда и я предпринимали все возможные меры предосторожности и везде следовали предписаниям, чтобы оставаться в безопасности, – написал семикратный чемпион в инстаграме. – К сожалению, несмотря на три отрицательных теста на коронавирус на прошлой неделе, вчера [в понедельник] я проснулся и почувствовал легкие симптомы, после чего запросил еще один тест, который дал положительный результат. Я сразу же самоизолировался на десять дней.
Я подавлен из-за того, что не смогу выступать, но мой приоритет – следовать протоколу, чтобы защитить других. Мне очень повезло, что я чувствую себя нормально – симптомы умеренные, и я сделаю все возможное для того, чтобы оставаться в форме».
Льюис стал уже третьим пилотом «Ф-1», вынужденным пропустить гонки из-за болезни – до него пострадали оба парня из «Рейсинг Пойнт». И если Лансу Строллу повезло с изоляцией на один Гран-при, то Хэмилтону запросто грозит повторение ситуации Серхио Переса – из-за строгих правил Бахрейна и ОАЭ по десятидневной самоизоляции. Судя по всему, семикратный чемпион выйдет на свободу только 11 декабря – то есть в день первой пятничной практики на Гран-при Абу-Даби (а перемещаться в карантине нельзя, как вы понимаете).
Именно поэтому новость о болезни №44 вызвала бурю: «Мерседесу» предстояло заполнить доминирующий болид (11 побед и 9 поулов, не считая успехов Боттаса) на всю концовку чемпионата. Следовательно, любой счастливчик получал невероятный шанс как минимум подняться на подиум и здорово поправить личную статистику – так что телефон босса чемпионов Тото Вольффа точно разрывался от звонков и сообщений.
«Мерседес» нашел замену через день – это суперюниор из молодежной программы с мегарезультатом в квалификациях
Поиски сменщика Хэмилтона вряд ли заняли бы много времени: все-таки у немецкой организации в штате сразу двое свободных резервистов (бывший пилот «Макларена» Стоффель Вандорн и гонявший за «Заубер» и «Хаас» Эстебан Гутьеррес), а также Эстебан Окон и Джордж Расселл в молодежной программе. Правда, на Окона уже почти не рассчитывают (он в двухлетней неотзываемой аренде в «Рено»), а Вандорн с Гутьерресом годами не садились за актуальный болид «Ф-1» – самым реальным кандидатом сразу же оказался Расселл.
Джордж считается одним из главных гоночных молодых талантов: к 22 годам он выиграл британскую «Ф-4», GP3 и «Ф-2» (все – в дебютный же сезон, причем в «Ф-2» сильно опередил соперников по победам). «Мерседес» поддерживал британца с 2017-го и помог попасть в «Уильямс» в прошлом году – там №63 сходу вынес Роберта Кубицу (одного из сильнейших пилотов «Ф-1» в начале 2010-х!) в квалификациях со счетом 21:0. Невероятная результативная серия продолжилась и в 2020-м с новым напарником – вице-чемпионом «Ф-2» Николасом Латифи: только теперь счетчик побед по субботам пока замер на показателе 15:0.
Суммарный результат за два сезона – 36:0 – поставил его на третье место в истории «Ф-1» по квалификационным дуэлям. Более крутые серии побед над напарниками подряд только у Михаэля Шумахера (56 раз в 1992-1995 годах) и у Айртона Сенны (44 раза в 1985-1988 годах).
Перспективу Расселла в «Мерседесе» трудно предсказать: Джордж очень быстр, но пилотирует совсем другую машину. Его рост создаст проблемы
Да, главная сила Расселла – именно скорость на одном круге, а также смелость при обгонах. Но на длинной дистанции Джордж тоже совсем неплох: благодаря мощной физической подготовке (британец явно сильнее других недавних дебютантов Норриса и Албона), легкости (70 кг при росте в 185 см), целеустремленности и невероятной способности к концентрации №63 нередко выжимал все возможное из худшего болида пелотона. Как итог – 11-е место на Гран-при Тосканы (до конца прессинговал Феттеля на «Феррари»), 12-е в Бахрейне (опередил-таки Феттеля и вообще всех конкурентов по нижней части таблицы) и 12-е в Великобритании.
С другой стороны, пока Расселлу явно не хватает опыта и хладнокровия в важнейших фазах гонки – к примеру, на Гран-при в Имоле он ворвался в топ-10, но при прогреве шин допустил очень глупую ошибку и разбил болид за автомобилем безопасности.
Также невысокий уровень «Уильямса» мешает составить четкое представление о пилотажном стиле Джорджа и его сильнейших сторонах с технической точки зрения. Бело-голубая машина сильно ограничивает потенциал парня, и «Мерседес» явно позволит ему больше – но спрогнозировать заранее результат пока трудно как раз из-за разной эффективности аэрообвеса и шасси. Ясно лишь одно: №63 здорово научился работать с повышенной мощностью нового мотора (лучшего в пелотоне!), так что у него не должно возникнуть с проблем с разгонами на выходах из любого типа виражей.
Вообще Расселл неплохо знаком с нынешней чемпионской техникой: Джордж тестировал немецкий болид в апреле и декабре 2019-го – и завершал их на первых местах. В 2020-м никаких испытаний и обкаток (за исключением предсезонной) пока не было, так что №63 еще не садился за руль актуальной машины – но она отличается от прошлогодней только в лучшую сторону (по признаниям Хэмилтона) и не должна поставить парня в тупик.
Единственный сложный момент для «Мерседеса» и Джорджа – рост британского пилота. 185 см – это на 12 сантиметров выше и Хэмилтона, и Боттаса, а инженеры немецкой команды из-за отсутствия тестов пока не подгоняли сиденье и посадку болида под юниора. Для Расселла потребуется изготовить новый ложемент, педали, руль и практически всю «начинку» кокпита – и все равно №63 может столкнуться с серьезным дискомфортом. В «Формуле-1» это серьезный ограничивающий фактор: к примеру, когда год назад сам Расселл пожаловался на плохое самочувствие перед Гран-при Абу-Даби, до Сергея Сироткина на подгонку сиденья «Уильямс» позвал Окона – и отказался от его услуг. Француз оказался слишком высоким для английского болида, хотя его рост – всего на 2 см больше, чем у Джорджа. Да, инженерам «Мерседеса» придется быстро решить непростую задачу.
Конечно, Тото Вольфф вряд ли согласился бы на экспериментальный трансфер в случае неразрешимости проблемы, так что трудности с подгонкой сиденья и педалей совсем необязательно сдержат №63. Он в любом случае получил главный шанс всей жизни на подиум и даже победу – в случае успеха даже новый депрессивный сезон в «Уильямсе» (а Расселла там уже официально объявили на 2021-й) не снимет его с доски самых горячих талантов чемпионата.
Момент истины для Валттери Боттаса: при поражении от Расселла его репутации придет конец
Если же вчерашний дебютант и юниор при переходе в чемпионскую команду рискует только фантастической квалификационной серией и немного самооценкой, то у многолетнего второго пилота «Мерседеса» сложилась более сложная ситуация.
Валттери Боттас много лет подряд перед стартом сезона анонсирует прогресс в физике, гоночной технике и ментальности, обещает биться за титул и побеждать Хэмилтона – а потом тихо сливается, лишь временами матеря критиков при редких первых местах.
Конечно, «Мерседес» ситуация полностью устраивает: Льюису никто не мешает заколачивать титулы, а финн не разлагает ситуацию в команде, поскольку полностью полагается на свои силы. По сути, №77 держат даже не за скорость, а за готовность принимать правила игры и поддерживать нужный микроклимат даже несмотря на поражения, неудачи и откровенно неравное отношение.
Однако без Хэмилтона «Мерседесу» нужен другой полноценный первый номер – который не завалит старт (традиционная проблема Валттери в 2020-м практически на всех Гран-при), не проиграет Ферстаппену в квалификации (случилось трижды – хоть и немного, но все-таки), а доведет гонку для победы. Боттас из конца сезона с вечными проблемами и провалами не выглядит лидером – и с учетом фантастической скорости Расселла по субботам запросто может уступить недавнему дебютанту. Затем достаточно будет повторить стандартный уик-энд «провал на старте-потеря позиций-прорыв-столкновение-развороты-жалобы на повреждения», чтобы его репутации пришел конец.
До продления контракта с «Мерседесом» пресса всерьез предлагала Валттери выйти за пределы чемпионской команды и рассмотреть должность первого пилота, например, в «Рено» – и, по слухам, менеджер финна даже начинал соответствующие переговоры. Однако после возможного поражения от дебютанта ни одна команда с амбициями больше не поверит в смелые обещания Боттаса и не предложит ему хороший контракт первого пилота на солидный гонорар. Валттери навсегда останется гонщиком одной роли – «второго номера» – и после завершения карьеры в «Мерседесе» уже не сможет найти достойную опцию для борьбы хотя бы за подиумы.
«Уильямс» тоже уже нашел замену Расселлу. Но легендарная команда, похоже, потеряла шанс уйти с последнего места в Кубке конструкторов
Судя по всему, Джорджа объявили бы еще быстрее, если бы он уже не выступал в «Формуле-1» за другую команду. Но занятость №63 вынудила чемпионов преодолевать сопротивление «Уильямса» – англичанам как минимум не хотелось терять главную звезду и шанс на очки.
Дело в характере автодрома для грядущего Гран-при: он пройдет по невиданной ранее «овальной» конфигурации трека в Бахрейне – с максимальным количеством скоростных отрезков, быстрых виражей и прямых участков. Подавляющее преимущество там получат болиды с лучшими моторами и способностью настроить низкое лобовое сопротивление – «Мерседес» и все его клиенты, «Рено» и с некоторыми оговорками «Макларен» и «Альфа Таури».
«Уильямс» – как раз клиент немецкого производителя, и весь прогресс бело-голубого болида относительно 2019-го (примерно 2-2,5 секунды с круга) связывают в первую очередь с улучшенной силовой устанокой и нужными настройками под извлечение максимальной скорости на прямых. Однако некогда легендарная команда все равно сейчас занимает последнее место в Кубке конструкторов и проигрывает «Хаасу» 3 очка. Главный шанс на реванш как раз и заключался в сильном выступлении Расселла на Гран-при Сахира – восьмое или девятое место №63 значительно поправило бы положение «Уильямса», и лучшего шанса на такой прорыв в сезоне больше не будет.
Но, видимо, сделка с «Мерседесом» по аренде юниора довольно жесткая – и у ребят из Гроува не вышло долго сопротивляться чемпионскому напору. Бело-голубые быстро нашли замену – в их составе дебютирует бывший юниор «Рено» Джек Эйткен (чемпион еврокубка «Формулы-Рено 2.0» и вице-чемпион GP3 2017-го, 4 победы за 3 года в «Ф-2»). В нынешнем сезоне парень здорово сдал: после 5 места в общем зачете 2019-го он лишь дважды заехал на подиум в 2020-м и оказался 14-м.
С ним и дебютантом-рентачом Николасом Латифи «Уильямс» вряд ли выступит так же хорошо, как с Расселлом – шансы выжать максимум возможного и спасти сезон в гонке без сюрпризов стремятся к нулю. Но, вероятно, в Гроуве больше обрадуются возвращению Джорджа с титулом победителя Гран-при – с ним придет и внимание публики со спонсорами.
По крайней мере, фанаты «Формулы-1» всегда хотели проверить известную цитату любого пилота – «на «Мерседесе» гонки выигрывали бы 90 процентов пелотона». Лучшего шанса испытать ее в реальности не будет.
Фото: globallookpress.com/Dppi/Florent Gooden, HOCH ZWEI, HOCH ZWEI/Pool/REUTERS/Maxim She; Gettyimages.ru/Clive Mason