Великий путь Вьетнама в «Ф-1»: взял этап за $600 млн за 10 лет, арестовал организатора за коррупцию, вылетел из календаря
Проведено 0 гонок за 2 сезона.
10 ноября «Формула-1» опубликовала календарь на 2021-й – и спровоцировала шквал удивления среди фанатов: судя по расписанию, Гран-при Вьетнама не состоится второй год подряд. Вместо него зияет интригующее TBC (To Be Confirmed – ожидается подтверждение), а из Ханоя до сих пор нет не слышно никаких официальных заявлений на счет будущего местной гонки.
Самое веселое – не в самом факте отмены заезда в Индокитае (все-таки в безумном 2020-м чего только не случалось – и сам календарь еще запросто может быть пересмотрен под новыми ударами пандемии), а в короткой истории. Сделку с Вьетнамом заключили совсем недавно – в 2018-м (зато сразу на 10 лет), в проект уже вложено не менее четверти миллиарда долларов – а в итоге вместо дебютной гонки в 2019-м мы увидели две отмены подряд. Но если в первый раз планы Ханоя поломал коронавирус, то теперь в дело вмешался коррупционный скандал – и он рискует похоронить идею Гран-при во Вьетнаме с концами.
В грандиозный проект «Формулы-1» в Ханое вложили не менее $250 миллионов – построили крутейший трек
Столичный Гран-при в самой успешной социалистической стране в регионе подавали с огромнейшей помпой: у соседней Малайзии как раз закончился контракт на собственный этап, а Таиланд удовольствовался лишь государственной программой повышения узнаваемости Алекса Албона из «Ред Булл». Вьетнам на их фоне выглядел настоящим автоспортивным флагманом региона и гордо объявил о десятилетнем контракте стоимостью 60 миллионов долларов за сезон – причем, по уверениям местных властей, весь платеж «Ф-1» за право проведения гонки покрыла частная компания VinGroup. Она, кстати, надеялась на ночной формат заезда, но правительство страны страстно желало показать миру красоты Ханоя и завлечь в него как можно больше туристов со всего мира – так что идею копии Гран-при Сингапура решили отложить.
В остальном же за дело взялись с серьезным размахом: наняли постоянного дизайнера треков для «Формулы-1» Германа Тильке, собрали вместе с ним из улиц города абсолютно невероятную конфигурацию с тремя длиннющими прямыми (вплоть до 1,5 километра) и техничными медленными секторами и скопировали множество самых известных поворотов из лучших треков планеты.
Не менее грандиозным вышло и строительство здания боксов, медиацентра и другой инфраструктуры: несмотря на временный и городской характер трека, вьетнамцы решили возвести капитальные постоянные архитектурные гиганты с максимумом местного колорита.
Вслед за строениями пошла и грандиозная перекладка асфальта по всему городу – более масштабных приготовлений мир еще не видел.
Огроменная прямая в 1,5 км и грандиозное здание боксов – все достопримечательности трека в Ханое
Сколько же вьетнамцы потратили на трековую инфраструктуру? Судя по всему, что-то среднее между $50 миллионами (примерная сумма при организации временного городского трека) и $250 миллионами (примерная стоимость возведения стационарного автодрома – все-таки здания боксов и прочие сооружения вписываются скорее именно сюда). И последняя сумма звучит вполне реалистично – судя по размаху работ в Ханое, заблокировавших движение в центре на добрые полгода.
Однако затраты коммунистов не останавливали: имиджевый проект специально задумывался для максимального привлечения внимания мировой аудитории. Расходы планировали окупить косвенными доходами уже в ближайшие годы – но прежде всего привлечь миллионы новых посетителей.
«Гонка станет демонстрацией способностей Вьетнама как одной из самых быстрорастущих экономик мира проводить мировые события и привлекать туристов», – заявил мэр города, вдохновитель проекта и по совместительству глава компании-организатора Нгуен Дюк Тюнг.
Дебют в 2020-м накрылся из-за коронавируса
На самом деле, расчет Ханоя изначально не выглялел глупо: в 2018-м и 2019-м туристическая индустрия переживала пик развития. Расходы на перелеты и путешествия росли по всему миру, а посетители из самых богатых стран искали новые экзотичные направления – потому Вьетнам и решил вернуть себя на мировую карту, избавившись от ярлыка «о, да это та страна, где США в джунглях воевала с гуками на деревьях, которые повсюду, Джонни!»
Коронавирус и пандемию никто не мог предусмотреть, и на самом деле еще в начале марта (за 10 дней до первой гонки) казалось, будто старт сезона в Австралии, Бахрейне и Вьетнаме еще возможен. Тогда во Вьетнаме число зараженных насчитывало лишь несколько десятков человек, а жесткие локдауны в граничащих с Китаем областях сработали идеально.
Однако 13 марта в паддоке в Мельубрне зарегистрировали случай заражения коронавирусом, гонку отменили, а старт сезона перенесли аж на июль. И во Вьетнаме, к их чести, до последнего отказывались признать поражение: официальное заявление о смещении дебюта на следующий сезон местные власти сделали только 16 октября (7 месяцев спустя).
Гран-при Вьетнама выкинули из календаря-2021 в последний момент из-за ареста организатора гонки за коррупцию
Однако спустя меньше месяца выяснилось, что и в новом году гонка вновь не состоится – причем информация о снятии заезда в Ханое появилась лишь за день до официальной публикации календаря. Судя по всему, «Формула-1» пыталась до последнего понять статус и будущее этапа – но из Вьетнама никакой конкретики так и не дождались.
Причина в коррупции: мэра Ханоя Нгуена арестовали в августе и посадили под стражу на четыре месяца, а во всех его офисах и квартирах развернули масштабные обыски. Поскольку именно он вел все переговоры о гонке, то без главного действующего лица образовался вакуум и неразбериха – и конкретных планов от Вьетнама по гонке никто так изложить не смог. Более того, у правительства так и не появилось стратегии насчет проведения гонки – по инсайдам из страны, «Формула-1» получила ответ в стиле «сейчас у другие приоритеты – пандемия, выборы и восстановление после тайфуна».
Но за что же арестовали Нгуена? Вьетнамская пресса здесь весьма однозначна: махинации мэра не имеют отношений к Гран-при и гонкам – но все равно масштаб его проступков поражает. Прежде всего, следствие вскрыло неправомерную закупку препарата Redoxy-3C для очистки сотни ханойских озер – якобы ее провели в ненадлежащем порядке с подлогом документов и в итоге отдали одному монополисту. Ущерб от действий мэра столицы по этому делу оценили почти в $1,8 миллионов. Главная претензия заключается даже не в самом факте контракта (к выполнению работ претензий нет), а к сделке через компанию-прокладку – через нее в итоге и вывели деньги.
Еще одним примером злоупотребления должностными обязанностями стало дело о разглашении гостайны и передачи соответствующих документов местному частному техническому гиганту Nhat Cuong Technical Services Trading Co. Ltd. Нгуена обвинили в злоупотреблении городским общественным имуществом, повлекшим растрату, в пособничестве в отмывании денег и прикрытии преступлений. Прежде всего мэр Ханоя помог скрыть контрабанду 260 тысяч смартфонов и другой техники, благодаря чему компания незаконно обогатилась на $10 миллионов. От государства скрыли налогов на $1,3 миллионов, а ущерб от действий конкретно Нгуена оценили в $860 тысяч. Всего по делу арестованы 28 человек – включая водителя мэра, главу контролирующего органа муниципалитета и офицера антикоррупционного подразделения полиции.
Скорее всего, Ханой в «Формулу-1» уже не вернется
Поскольку именно мэр столицы Вьетнама являлся вдохновителем идеи гонки в центре города, то без него проект получил огромный политический удар – источники агенства AFP из муниципалитета даже откровенно говорят: «без него будущее гонки очень туманно».
Политические проблемы Гран-при логичны и ожидаемы: после двух недавних случаев коррупции со стороны чиновника теперь все его начинания проведут через подробнейший анализ и аудит для предотвращения дальнейших денежных утечек. И в крупнейшем Ханое – городе с населением в 8 миллионов человек, между прочим – провернуть такое быстро на фоне все той же пандемии и последствий урагана будет затруднительно. Пауза в вопросе проведения гонки для предотвращения управленческого хаоса выглядит логично.
К тому же, коронавирус нанес мощнейший удар самой идее Гран-при в Ханое: вся планета охвачена инфекцией, туристические потоки резко просели, а ограничения, судя по всему, сохранятся как минимум до середины или даже конца 2021-го (момента широкой вакцинации). Потому тратить 60 миллионов долларов в 2021-м и даже в 2022-м, вероятно, просто не будет смысла – эффект от вложений и затрат на разворачивание городской трассы (еще примерно 50 миллионов) и близко не окупит себя.
Сохранится ли импульс к проведению гонки к 2023-му – большой вопрос. Вероятно, контракт города с «Формулой-1» предусматривает и пункты досрочного расторжения в случае невыполнения его условий, и немалые неустойки в случае срыва этапа. В 2020-м Ханою вряд ли пришлось платить 60 миллионов из-за форс-мажора, но в 2021-м проблемы уже явно возникли на их стороне – плюс в строительство инфраструктуры уже вложены огромные суммы. Однако если туристическая отрасль не начнет быстрое восстановление в ближайшие годы – правительство Вьетнама запросто может решить больше не выбрасывать деньги впустую и выйти из проекта. Все-таки лучше один раз потерять 300 миллионов и прекратить дело, чем потерять 300 миллионов, а затем еще фиксировать по 10-15 миллионов убытков каждый год.
Именно поэтому арест мэра-вдохновителя стал ключевым. Иначе Нгуен в стиле любого коммунистического или пост-социалистического градоначальника мог продолжать имиджевый проект даже с огромными затратами чисто по политическим причинам – чтобы не выставлять себя неудачником. Конечно, у проекта все еще остается другой влиятельный идеолог – Фам Ньят Вуонг, богатейший бизнесмен Вьетнама и основатель корпорации VinGroup. Именно его деньгами Ханой предполагал платить взнос за Гран-при – но, судя по всему, частная компания так пока и не понесла расходов (за исключением маркетинговых – не больше 5 миллионов). Захочет ли местный олигарх ввязываться в организацию заезда без всеобъемлющей политической поддержки с туманными экономическими перспективами – сложный вопрос. Пока его желание не особенно видно – иначе в календаре на 2021-й не оказалось бы дыры с многообещающим ТВС.
Важнейший драйвер Вьетнама в «Ф-1» потерян – так что не похоже, чтобы Ханой мог быстро вернуться в календарь.
«Ф-1» едет в страну, где убивают журналистов, практикуют пытки и публичные казни. Все из-за $660 млн
Россия в «Ф-1»: собственный Гран-при, 4 подиума, команда-аутсайдер. Когда же будут победы?
Фото: Gettyimages.ru/Linh Pham; formula1.com; globallookpress.com/Xinhua
Пфф.. Позорник. Всего 1,8.. В России, у любого полковника ФСБ дома паллет с деньгами стоит.
Странная Республика. Мэра и всех его подельников посадили - деньги в казну вернули. Что с ними не так ?
Вот у нас трасса "Сочи" и "Игора" на честно заработанные возведена.
автор, а что с Китаем стало? перестал был социалистическим или самым успешным?