На самом деле «Феррари» не сливала титул Ирвайна неудачным пит-стопом. Эдди все проиграл на трассе сам
От редакции: вы в новом блоге «Один на Один с «Формулой-1». Автор дебютировал с отличного текста про знаменитый Гран-при Европы-1999 – поддержите его плюсами и подписками!
В квалификации на подсыхающей трассе быстрее всех был Френтцен, сразу за ним расположилась пара «Макларенов», а вот Ирвайну не повезло, он стартовал лишь девятым. Перед гонкой было много разговоров, позволит ли босс «Макларена» Рон Деннис бороться за чемпионат обоим своим пилотам, или прикажет отстающему в чемпионате Дэвиду Култхарду помогать Мике Хаккинену. Дэвид квалифицировался выше, но во многом за счет того, что выбрал на гонку более мягкую резину, чем напарник.
На старте произошла очень редкая ситуация: сразу несколько гонщиков совершили фальстарт. Дирекция гонки не стала никого наказывать (тем более, возможно, проблема была в некорректной работе стартовых огней), и процедуру пришлось повторить.
Со второй попыткой все справились лучше, Френтцен сохранил лидерство, Хаккинен поменялся местами с Култхардом, в первом повороте все обошлось без происшествий, но во втором случился завал. Машина Дэймона Хилла остановилась из-за проблем с электрикой, и уходивший от столкновения с Хиллом Алекс Вурц отправил в полет Педро Пауло Диница. На трассе появился пейс-кар.
После рестарта Френтцен, два «Макларена» и примкнувший к ним Ральф Шумахер начали отъезжать от остального пелетона, через который пытался прорваться Ирвайн. Чтобы добраться до пятого места, пилоту «Феррари» пришлось одолеть сопротивления Оливье Паниса и Джанкарло Физикеллы, что удалось только к 17-му кругу. При этом отставание Ирвайна было небольшим, и учитывая его выбор более жестких шин и, скорее всего, тактики одного пит-стопа, гонщик «Феррари» сохранял неплохие шансы как минимум на второе место. Но как раз в этот момент над трассой пошел дождь.
Как это часто бывает, мокрой была только часть трассы. На мокрых участках гонщики, остающиеся на псевдосликах, начали испытывать проблемы. В лидирующей группе сложнее всего пришлось Хаккинену: его резина была жестче чем у Френтцена, Ральфа и Култхарда, поэтому на частично влажной трассе его темп начал падать. Это привело к тому, что Култхард в него уперся, но обгонять не решался, чем воспользовался Ральф Шумахер, пройдя шотландца.
На следующем же круге Хаккинен поехал в боксы за дождевой резиной. Кругом ранее это сделали Панис, Зонта и Такаги. Кругом спустя за новой резиной отправился Ирвайн, но не стал ставить дождевую, а поставил свежий псевдослик. Именно этот неудачный пит-стоп с укатившимся колесом многие называют ключевым в исходе чемпионата. Но об этом чуть позже.
После возвращения на трассу Ирвайн обнаружил себя прямо рядом с главным конкурентом, но легко прошел его. И не только он! Его прошел даже Марк Жене на «Минарди», одной из слабейших машин чемпионата! Трасса оказалось недостаточно мокрой, псевдослики были быстрее на 7 секунд на круге. Обувать дождевую резину было ошибкой.
Через несколько кругов трасса окончательно подсохла, близилась середина дистанции, и лидерам пришла пора ехать в боксы на дозаправку и смену резины. Ральф сделал это чуть раньше, а Френтцен и Култхард – одновременно. Механики Джордана отработали прекрасно, сохранив пилоту лидерство, но уже на круге выезда из боксов немца подвела техника: его болид застыл во втором повороте, там же, где на старте гонки остановился его напарник Дэймон Хилл. Казалось, также из-за проблем с электрикой. Только спустя долгие годы стало известно, по какой причине сошел Френтцен. Шансов на титул были почти утрачены.
В лидеры вышел Дэвид Култхард, но уже через пару кругов опять пошел дождь. Куда более интенсивный, чем в первый раз. Херберт, Трулли и Бадоер поехали за дождевой резиной, Култхард, зная об ошибке Хаккинена с первым дождем, решил остаться на псевдослике, но вскоре об этом пожалел. Вылет и окончательное прощание с чемпионскими амбициями, как и у Френтцена.
Новый лидер – Ральф Шумахер, за ним Физикелла и стартовавший 14-м Джонни Херберт. Далее Ральф отправляется на второй плановый пит-стоп, гонку возглавляет Физикелла, но подобно Култхарду, итальянец также вылетает. Если в первый раз после вылета в шикане Видол Физикелле удается в зрелищном раллийном стиле поймать свою машину, то второй такой вылет заканчивается сходом.
На первую строчку возвращается Ральф Шумахер, но и ему не везет. Внезапный прокол, и на трех колесах Ральф добирается до боксов.
И за 17 кругов до финиша в гонке уже пятый лидер – Херберт! Благодаря удачной тактике Джонни возглавляет гонку с комфортным преимуществом над парой Трулли – Баррикелло. Сразу за Хербертом идет Мика Хаккинен, но он отстает уже на целый круг.
Тем временем в очковой зоне разгорается настоящая драма. Лука Бадоер, шедший на великолепном четвертом месте на «Минарди», у которой к тому моменту вообще не было очков в чемпионате, сходит из-за поломки коробки передач. Разочарование итальянца было настолько велико, что он не смог сдержать слез над своим болидом.
В глубине же пелетона происходят не самые важные события этой гонки, но ключевые для чемпионата: Мика Хаккинен за 5 кругов до финиша проходит Эдди Ирвайна, а за ним и Марка Жене. Ирландец выпадает из очковой зоны.
Последний круг. Джонни Херберт летит к своей третьей победе в карьере и в итоге финиширует первым. Ярно Трулли, последние несколько кругов отбивавший яростные атаки Барикелло – второй. Бразилец – третий. Ральф Шумахер после своего прокола – четвертый. Мика Хаккинен смог найти темп под конец Гран-при и финишировать пятым. Марк Жене на второй «Минарди» – на отличном шестом месте, замыкает очковую зону. Это победа стала последней в карьере Херберта, а также первой и последней в истории команды «Стюарт». К тому моменту Джеки Стюарт уже ее продал, в следующем году она была переименована в «Ягуар».
А теперь давайте разбираться, что произошло в этой гонке. Как так получилось, что фавориты провалились, а победил гонщик на пятой машине чемпионата, который вчистую проигрывал сезон напарнику и проваливал сезон? Перед стартом на Нюрбургринге у Херберта было всего 2 очка в чемпионате, он уступал Баррикелло 0-14 в квалификациях и вообще выступал неровно: у Рубенса было два подиума, несколько попаданий в очки, лидирование в Бразилии и поул во Франции, а у Херберта – только пятое место в Канаде. Победа Херберта в 99-м году – это все равно что победа Виталия Петрова на «Рено» в 2010-м, ну или победа Лэнса Стролла в 2019-м.
Да, Херберту очень помогли три схода впереди и прокол Ральфа, но в остальном он провел идеальную с точки зрения тактики гонку. Он делал под дождем все правильно и в самые правильные моменты.
Джонни не поверил в первый дождь имени Хаккинена и остался на псевдосликах. Зато поверил во второй дождь и поехал за дождевой. Но в то же время быстро избавился от этой резины, когда трасса подсохла. Да, Джонни повезло, у него, как и у двух гонщиков «Феррари», Баррикелло и Хаккинена, была более жесткая резина и полные баки, изначально он наверняка планировал одну остановку.
Некоторые говорят, что в «Феррари» не хотели, чтобы их первым за 20 лет чемпионом стал Ирвайн, а не лидер команды Михаэль Шумахер, и поэтому не прикрутили Ирвайну колесо на Нюрбургринге. Да, возможно неитальянская часть команды не слишком обрадовалась бы титулу Ирвайна, но сложно поверить, что они совершали такой откровенный и такой неприкрытый саботаж. Тем более, зачем тогда они попросили Мику Сало подарить Ирвайну победу в Хоккенхайме, а уже на следующем этапе в Малайзии – победу Ирвайну подарил и сам Михаэль Шумахер. Сам Сало, кстати, недавно признавался, как и зачем его нанимали в «Феррари».
Да и сам этот пит-стоп. В боксах ждали Ирвайна, но тут вылетел и сломал переднее антикрыло Мика Сало, шины Ирвайна убрали, принесли шины Сало, а когда Эдди все-таки подъехал, бегом начали возвращать на пит-лейн шины Ирвайна, и одна закатилась. При этом сам Эдди по радио то сухие шины просил поставить, то передумал и попросил мокрые, то наоборот. В общем, в такой неразберихе ошибиться было несложно.
Но даже с этим ужасным пит-стопом не все было потеряно для Ирвайна. Да, он потерял примерно 22 секунды, но выехал прямо за Хаккиненом, который тошнил на дождевой посуху, легко его прошел, и Мика еще потерял кучу времени, поехав на второй пит-стоп, чтобы избавиться от дождевой. То есть даже после этой коллизии Эдди все равно был впереди главного соперника на 30 секунд. И нельзя сказать что дальше команда начала топить Ирвайна. Он переобувался по плану Херберта (да, немного опоздав), делая пит-стопы на пару кругов позже, чем надо было бы. Но в целом ничего критичного.
Но что дальше? За пять кругов до финиша, после схода Жака Вильнева, Ирвайн идет шестым. То есть он должен был выходить в лидеры чемпионата. И тут он пропускает Хаккинена, у которого резине было 40 кругов, а такой же резине Ирвайна – 10. И он его пускает. Вообще без борьбы. В итоге Хаккинен еще и Жене успел проехать, и вместо плюс 1 от Хаккинена у Ирвайна стало минус 2. Не пусти тогда Ирвайн Мику, перед последним этапом у них было бы 71-64 в пользу Ирвайна, и в Японии его вполне устроило бы третье место, которое он в итоге и занял. И он стал бы чемпионом.
Поэтому титул Ирвайн проиграл не из-за своей коварной команды на пит-стопе на 21-м круге, а самостоятельно на трассе на 61-м. Более того, даже если не было темпа у ирландца, но уж «Минарди» Жене на своей «Феррари» надо было проходить. А он 10 кругов ехал за ним почти в том же темпе. Пройди Ирвайн Жене, и тогда в Японии ему хватило бы второго места, на котором ехал Шумахер, и который ему бы его подарил. Но что-то слишком многовато подарков было у Ирвайна в том сезоне – так чемпионами не становятся. Чемпионом стал Мика Хаккинен.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Michael Cooper, Andreas Rentz, Tobias Heyer
У Ирвайна все карты на руках были. Но он тоже начал настраивать команду против себя, более того, слишком рано сообщил что собирается уходить в Ягуар. Зачем красным было впахивать на уходящую на зеленую машину единичку?
Причина проста: Ирвайн просто плохо проехал несколько ГП. Особенно Монцу, где даже Мика Сало на такой же машине смотрелся значительно быстрее.
Думаю, отношение Феррари к Эдди было ничем не хуже, чем исторически отношение Уильямса к своим пилотам
Главное с обычного ника общаешься более адекватно, видимо, дорожишь репутацией:)
Эдди был очень крутым, харизматичным гонщиком и для меня, как болельщика команды Феррари, та пара Шумахер-Ирвайн до сих пор остаётся одной из самых любимых из всех, что я видел. Но - всё же он не дотянул в тот год до чемпионства сам. А команда действительно на него пыталась работать до какого-то момента.
PS вот предложение бы поправить "При этом сам Эдди по радио то сухие шины просил поставить, то передумал и попросил мокрые, то наоборот."