Откровенно про «Формулу-1»: Феттель переоценен, Квят работяга, в «Хаасе» работают дебилы
Один Кими как пил, так и пьет дальше.
Меня пригласили написать пост про любимый спортивный канал на ютубе. Вышло странно, потому что им оказался канал не про футбол, а про «Формулу-1» - ну вот не могу ничего посоветовать про футбол, правда. WTF1 - реально клевый формат, какой-то по-своему домашний и в то же время популярный и уважаемый в сообществе «Ф-1». Ну я и написал.
И во время написания я решил – а почему бы не разложить по полочкам про современную «Формулу»? Про нее много чего интересного написать можно. Это уже другая эпоха, где все изменилось.
Начал смотреть на РЕН-ТВ, орал от Гран-при Великобритании 2008
Но сначала немного истории. Рубенс Баррикелло.
Впервые я заценил гонки в районе 2004 года. Не смотрел я их целиком, телевизор был вечно занят фильмами да телепередачами. Только изредка удавалось упросить переключить на вторую кнопку, а там уже без разбора просто наблюдать за сверхскоростями красивых по форме машинок. Фамилия Шумахер уже тогда стала нарицательной, и это был единственный гонщик, которого я знал. Но в одной трансляции я увидел фамилию «Barrichello». Он тоже гонял на красной «Феррари». Что ж, вот как выглядит любовь с первого взгляда. Из-за фамилии.
Оглядываясь назад, я немного удивлен своим выбором. Уже тогда Рубенс был полнейшим «баррикеллой», которого за Австрию-2002 много кто не любил. Затем была печальная «Хонда», где бразилец редко заезжал в очки, внезапный «Браун» лишь с одной победой за сезон и докатывание в «Уильямсе». То есть Рубенс – это прежде всего недосказанность. И это совсем не топ-уровень. Это как сейчас выбрать любимчиком Кубицу или Хюлькенберга. Нет, неправильно. Все же разные пилоты. Рубенс был такой один.
Еще один странный фанатизм. Прямо как вышло с «Москвой».
Многие из вас постигали «Формулу» через комментарии Алексея Попова. Да и сейчас, пожалуй, без него сложно смотреть гонки (можно, и об этом будет ниже). Но в этом моменте я вновь выделяюсь от остальных. Мои первые ассоциации с трансляциями «Формулы-1» - это комментарии Александра Кабановского на «Рен-ТВ».
Как раз тогда и стал смотреть за «Ф-1» гораздо чаще. Болел я за «Хонду» - потому что пара Баррикелло – Баттон. Вновь не из-за скиллов. Этот промежуток времени на «Рен-ТВ» смотрел только из-за них. В сезоне 2006 года «Хонда» еще ехала (4 место в Кубке Конструкторов), но затем полнейший провал. И мне было все равно, тем более в отсутствие успехов воспринимаешь попадание в очки за манну небесную. А какие ливреи были у команды – ой какая красота!
Я совершенно не помню того, что в 2006 году на том же канале реально комментировал и Попов тоже. Весь сезон причем, как выдают поисковики. При этом в голове четко есть картинки ликующего в Венгрии Баттона, сход Шуми в Японии и орущего Алонсо. Но комментарии Попова как-то из головы вылетели. Странно.
Следующие два сезона комментировал уже Кабановский, который привнес в картинку «Формулы» какую-то… сложно сказать, спортивность? Раньше «Ф-1» виделась мне чем-то элитарным, а сейчас с массовой доступностью она превратилась в что-то уровня ралли или «Ле-Мана». Сейчас Кабановский как раз такое и комментирует где-то на «Евроспорте», к слову. И нет, «Формула» в качестве не теряла, а только приобретала. На «РЕН-ТВ» в 2007 году не показывали прогулки по стартовой решетке, зато крутили клевые получасовые сюжеты (наверняка купленные у британцев), и только под самое начало уже включали гонку. Что-то в этом было. Для меня 2007 год – это успех школьника Хэмилтона, сильнейший скандал с «Маклареном» (суть которого тогда я вообще не понял), полный провал «Хонды», лидерство Винкельхока и появление Кубицы. Даже тройной спор за чемпионство как-то до последней гонки несильно интересовал. Хотя развязка была огонь.
В 2008 году на «Рен-ТВ» перед гонками стали появляться прямые трансляции из студии, в пабы стали отправлять корреспондентов для интервью, все было прямо-таки профессионально. Целый час до гонки можно было провести очень полезно.
В том году я смотрел практически все гонки. Соображал мало, но топил за «Хонду» и как-то не стремился поддерживать ни Массу, ни Хэмилтона. Пускай сами там кусаются, думал я. Кубица был поинтересней, но ему не везло. Вот у него-то еще все только впереди. «БМВ» был классным тогда. Надо было подождать еще чуть-чуть.
2008 год – это для меня величайшая гонка на Сильверстоуне. Тот день я особо помню. В моем городе тоже тогда сильно поливало, а затем на середине гонки выплыло такое необычное солнце после дождя, все стало оранжевым и залило квартиру. Как будто был закат, но время было лишь четыре часа дня. И это летом. В этот момент в Англии творился полнейший хаос, в котором Баррикелло устроил такой карнавал для всех, по 20 секунд после пит-стопа отыгрывая у каждого на круге. Я даже не сидел – я стоял у телевизора, наблюдая за этим. Меня трясло от возбуждения. «Хонда» в том сезоне не была еще так хороша. А количество разворотов и вылетов зашкаливало до предела. Впрочем, я так и не понял, почему Рубенс, ехавший вторым, в итоге стал третьим. И не знал до недавнего повтора Гран-При на ютуб-канале «Формулы». Залили мало топлива.
2008 год – это внезапный Ковалайнен в «Макларене», сын Пике в «Рено» вместе с Алонсо, неплохой Глок и премьера Сингапура. Впоследствии я еще пытался за «Хонду» прокатать весь сезон в моде 2008 года на игру «F1 Challenge 99-02». И куда же без драмы на Интерлагосе. Не скажу, что Льюис не заслужил тот титул. Они с Массой оба его заслужили. Но развязка была драматичной.
Это был последний сезон перед большим перерывом. Я не смотрел «Формулу» на «Спорте», лишь периодически узнавая о чемпионстве Баттона, подиуме Петрова и легендарном «Leave me alone, I know what I’m doing» от Кими.
В 2013 году я узнал о том, что в команде «Торо Россо» в следующем сезоне будет выступать русский парень по имени Даниил Квят. Какая странная интересная фамилия. И с Интерлагоса понеслось. Даже если точнее – с грустного Уэббера, снявшего свой шлем на своем последнем круге в карьере. Это точно означало – дальше нас ждет новая эпоха.
Последние шесть сезонов были сероваты, но одна маленькая надежда – и «Формулу» уже можно было смотреть
Отыскивая интересный тебе сюжет в той или иной гонке, можно легко смотреть за той серостью, что творится сейчас в «Формуле», как считают некоторые. Они правы, мы живем в темное для «Ф-1» время тотального доминирования одной команды и большинства обгонов с помощью DRS, однако придумав себе мотивацию, все становится куда легче. Вот через такие мотивации я и расскажу о сюжете последних сезонов по отдельности.
В большинстве сезонов главной мотивацией будет, конечно, Даниил Квят. Но это лишь вершина.
2014 год. Первую половину сезона я смотрел фоном. На хайпе я посмотрел Австралию, а затем экзамены, поступление и включал лишь от случая к случаю. С лета – примерно с Великобритании – стал смотреть уже на полную, две победы Риккардо подряд и относительно неплохие выступления Квята заставили смотреть чаще. К тому же, одногруппник внезапно оказался ярым поклонником «Ф-1» (и сектантом «Феррари»), с которым было весело на следующий день после заезда вспоминать лучшие моменты. Тут уже просто ради общения надо было смотреть.
«Мерседес» доминировал, за Хэмилтона было сдержанно радостно. Уж слишком они с Росбергом легкую победу среди конюшен завезли. Феттель внезапно провалился и побежал затем в «Феррари». Сама «скудерия» выглядела блекло, уступив третье место очень классному «Уильямсу». Дебют Сочи вышел бледным, как и почти все последующие гонки на «Сочи Автодроме». «Квят в «Ред Булле», ля-ля-ля» стал классикой мемов тех лет. Уже вовсю пиарят тестера «Торо Россо» Макса Ферстаппена, его батя Йос выдает такие перлы, что его сынок едва ли не уже восьмикратный чемпион мира. И ведь помогает – в следующем сезоне будет в пелотоне. Но главное, увы – это смерть Бьянки, который еще в Монако взял два очка на полном ведре под именем «Маруся». Ну… Сезон был насыщенный хотя бы.
2015 год. Для нейтральных зрителей сезон был просто ужасный, стоит смело сказать, что это худший сезон из последних шести. Ноль борьбы за первое место в обеих командных номинациях, ноль борьбы в первой тройке, минимум сенсаций. Но ребят – как можно пропустить первый сезон Квята в «Ред Булле», Алонсо в «Макларене», Мальдонадо в чем угодно, Ферстаппена в «Торо Россо»? Тот сезон был просмотрен практически полностью, кроме некоторых летних заездов – уезжал на Мальту, хотя полностью посмотрел в записи гонку в Венгрии, первый подиум Квята пропускать нельзя было как-никак. Подписался на самый смешной контент по «Формуле» тех лет – твиттер «RaceControl», где активно поддерживались шутки про школьника Ферстаппена и уснувшего Массу. И прикупил себе мерч «Ред Булла» - надо было чем-то голову на солнышке закрывать. Особенно клево было нацепить ее почему-то после пятого места Квята в России.
По сезону – начинаем недолюбливать «Мерседес» за самовозность, Феттель пытался, но не получилось, потому что у кого-то космическая машина, очередной великолепный болид «Уильямса», Мальдонадо – великий крашер, школьник Ферстаппен всех бесит своим свинством, но первый сезон провел неплохо, смешной подиум «Макларена» в Бразилии с великими гонщиками на борту… И отсутствие Сутиля, которому я симпатизировал – иногда в прошлом сезоне он был очень неплох. Любопытный Остин (до тех пор, пока гений на Эрикссоне не начал ставить лучшие сектора на сликах), та самая Венгрия и почти подиум Квята в Мексике – это из гонок. А как же еще легендарное «GP2 ENGINE!!!» от Фернандо Алонсо?! Разумеется!
Отдельно по «Ред Буллу». Очень плохой болид того сезона – главная проблема. Три подиума – катастрофически мало. Не в Квяте или Риккардо дело. Просто вот такая слабая машина. Едва доезжавшая до очков и приспособленная только для трасс типа Венгрии, Сингапура, Монако. Кстати про Монако – уважение Дэну за пропуск Даниила на четвертое место. Кто из них же был сильнее в том сезоне? Мне кажется, что равны. Машина не давала показывать максимум. Хотя отдельные гонки у Даниила в первый сезон были огонь – Венгрия, Россия, Бельгия, Мексика. Но победа Квята на три очка скорее номинальна.
2016 год. На Австралию с Бахрейном я не попадаю, а вот с Китая начинается лютое залипалово. Сезон реально интересный, от него не оторваться, в нем так много всего. Залипалово такое, что на одной из вписок с одногруппниками мы полчетвертого ночи смотрим первую практику Японии (которую из-за дождя выиграл Сайнс, кстати).
Ссора Феттеля с Квятом – раз. Обратное торпедирование в Сочи – два. Комнаты неловкого молчания – три. Перевод Макса в «Ред Булл» - четыре. Фееричный вылет «Мерседесов» в Испании (отчего ликовал, наверное, весь мир) – пять. Победа в этой же гонке дебютанта «Ред Булла» Ферстаппена – шесть. Вечные штрафы Квята ни за что и проблемы с техникой – семь. Драма в квалификации Шпильберга – восемь. Там же внезапное очко Верляйна на «Маноре» - девять. Терпеж Насра в Бразилии, тем самым уничтожив этот успех «МРТ» - десять. То, что Макса выгнали с подиума в Мексике – одиннадцать. То, что он выдал великолепный обгон на Росберге в Бразилии – двенадцать. Ложное прощание Массы – тринадцать. Восход «Форс Индии» - четырнадцать. Борьба за чемпионство между Хэмилтоном и Росбергом – пятнадцать. Победа Росберга – шестнадцать. Уход Нико сразу после чемпионства – бесценно.
2017 год. Что будет дальше с «Мерсами» и как поведет себя Квят? Да и поговаривают, что «Феррари» очнулись. Феттель решил на третий свой сезон (не поздновато ли?) все же побороться за пятый титул.
Что мы в итоге увидели? Себ реально старался, но все испортил феноменальный старт в Сингапуре. Эпичней старт был, наверное, только в Бельгии-1998. Боттас, вовремя сбежавший в «Мерседес», ехал себе и ехал, до звания «боттикеллы» оставался еще год. Азербайджан и Сингапур вышли шикарными гонками. В том году Ферстаппен вышел проблемным гонщиком, разогнавшись лишь во второй части чемпионата, тогда как Риккардо штамповал подиумы. «Уильямс» начал скатываться, но новичок-рентач Стролл в драг-рейсинге Азербайджана уступил второе место Боттасу. Алонсо в Сочи стал лучшим гонщиком дня, после прогревочного круга заехав в питы и оттуда больше не появившись. Зато Боттас там выиграл первую гонку. Связка Магнуссен – Грожан в «Хаасе» к концу сезона у меня вызвала такое злобное непонимание происходящего, что до сих пор я не понимаю, за что американцы их держат в команде. Веселый дебют Джовинацци в квалификации Китая и выступления Баттона с ди Рестой тоже не забудем.
Самое печальное – это даже не Палмер, которого выгнали из «Рено» через пару гонок после классного Сингапура. А конечно же Квят. Неуверенность в себе, которую только увеличивала плохая машина, едущий напарник и вечные штрафы - все выливалось в посредственные результаты, за которыми грустно было наблюдать. Но начало было неплохим – девятые места в Австралии и Испании, близко к очкам в России и Бахрейне. Но потом какие-то аварии, сходы, штрафы. Сингапур все и решил – на равных боровшись с Ферстаппеном за 6-8 места, самым глупейшим образом вылетел с трассы. Мгновенная замена на Гасли даже с возвратом в болид к США уже все давала понять – это слив. Как оказалось на следующий год – зря.
2018 год. Приход Сергея Сироткина в «Уильямс» был не так воодушевляем, как Квята в 2014 году. Я пропустил первые две гонки из-за потери интереса к «Ф-1». Лишь в Китае у меня появилась новая мотивация смотреть сезон. Дело в том, что я стал смотреть гонки с обычными стримерами. Это было в разы веселее смотреть с чатом, к тому же эти стримеры (не последние люди в интернете, кстати – один из них «Герой Рунета – 2009») оказались на удивление знающими многое про «Формулу» - у одного из них любимая гонка была в Монако, где победил Оливье Панис. Они клево разбирают тактику во время гонки, высказывают куда более эмоциональное мнение относительно происходящего, но при этом нейтральны. С ними смотришь гонку как с соседями по лестничной клетке. Так я смотрел последние два сезона, пока на них не наехал «Матч ТВ» (даже несмотря на то, что трансляцию они брали с официального сайта самой «Формулы-1»).
Если по сезону, то «Феррари» все проиграло само. Питлейн «скудерии» - это главный мем последних двух лет. Это просто что-то с чем-то. То шины поздно поставят, то вообще запнутся на пит-стопе, то накосячит сам Феттель, летевший на лучшей машине к победе, а в итоге смешно вылетевший в Германии и не справившийся с нервами. А «Мерседес» этим пользуется, причем Боттас, в этом году занявший место «правой руки» Хэмилтона, активно делает то, за что его ненавидят и сейчас – делает все, чтобы Льюис взял титул и превзошел Шумахера по титулам. На это смотреть, конечно, мерзко. «Командная тактика», аж трясет. Причем эта история относится и к «Феррари», потому что Кими в кои-то веки выдал хороший сезон, и можно было бы ему дать попробовать взять личный титул, а в итоге его тоже загоняют командной тактикой подальше. Райкконен, будь на месте Феттеля, уж точно бы не отдал титул в том году. Понятно, что США ему отдали только потому, что смирились с проигрышем Себа во всем сезоне. А могло быть все иначе. Таких сезонов у Кими больше не будет. Он реально ехал в темпе Феттеля.
«Ред Булл» стал стабильно третьей командой. Четыре победы, одна из которых на поломанном болиде (Монако Риккардо) – большего и не достичь. Макс обрастает опытом, все чаще приезжает на подиум, стабильно берет которую уже Мексику и до конца борется за третье место в личном зачете. Дэн все понял – «командная тактика» как новый тренд всей серии, так что он уходит по окончании сезона в «Рено».
Остальные? Это первый сезон, где «второй дивизион» очень далеко от лидеров. Лишь однажды на подиум заезжает кто-то не из большой тройки – это Перес во вновь огненном Азербайджане. Серхио вновь высоко в личном зачете (уступает только бывшему партнеру Хюлькенбергу), но запоминается тем, что он «дебил», лишая нашего Сережу потенциальных очков в Сингапуре. Ну за мексиканцем уже ходит такая «свинская» слава – их битвы с Оконом иногда выливаются в откровенный слив таких важных для бедной команды очков (которых еще и лишают за первую часть). А как он еще Квята таранил… Алонсо внезапно выдал шикарный старт на «Макларене», но затем вновь откат во вторую половину пелотона и вообще ушел. Навсегда. Леклер уж слишком хорошо на «Заубере» ехал, но у того была внезапно хорошая машина – Эрикссон мог бы тоже заезжать в очки почаще. «Торо Россо», тестящие «Хонду», были низки, хотя Гасли приезжал в хорошие очки. Ну а над Хартли мы только смеялись. Неудивительно, что Квята решили вернуть обратно из тестеров «Феррари».
Наконец Сироткин. Ну ему попалась слабая машина, на которой он максимум дважды мог заехать в очки (один раз получилось). «Уильямс» был плох до ужаса. На такой машине даже правильно, что не стал ехать в следующем году. Он делал все, что мог. Стал легендой мемов, в конце концов.
2019 год. Хаос в «Феррари» здорово аукнулся на итоговых результатах, где Леклера с Феттелем, открыто заявляющих о том, чтобы их не притесняли, обыграл Ферстаппен. Боттас 2.0 был таковым лишь в первых пяти-шести гонках, дальше Льюис как обычно взял трофей. «Ред Булл» устраивал махинации с позицией второго пилота команды, а в итоге у него аж три равных претендента на эту позицию. Такой молодой «Макларен» мне нравится больше, чем со стареющими Алонсо и Баттоном, и у команды есть будущее. «Рено» не взлетело даже с Риккардо, есть вопросы к сезону с новым регламентом. «Альфа Ромео» не хуже прошлогоднего «Заубера». «Хаас» по-прежнему иронизирует с таким составом сам над собой. «Рейсинг Поинт» теперь пытается выжить за счет денег папы Стролла, хотя сам Лэнс едет очень плохо. «Уильямсу» даже с молодежью мало что светит, пока они не сделают машину лучше. И «Торо Россо», где имеют машину четвертой-пятой команды в пелотоне, но то что-то выйдет из строя, то накосячат тактики. Если по гонкам – без вариантов Германия и Бразилия лучшие, да и в целом сезон было интересно смотреть.
Про команды: «Феррари» меметичны, «Мерседес» до жути надоел, «Макларен» восстает из пепла (за счет чего?)
Здесь коротко про каждую команду на сезон-2020. Ну такое общее содержание, что думаю за последние годы и их перспектива.
«Уильямс». Как Клэр умудрилась все проиграть после таких классных сезонов с Массой и Боттасом – просто фантастика. Машина была прекрасна, на прямых обгоняла всех. Но не обновлялась, поэтому дожив на старых настройках до откровенно случайного подиума Стролла, дальше пошел грустный регресс. Я читал, что «Уильямс» как корпорация содержится на каких-то государственных дотациях, поставляя детали для военных машин или типа того, какая-то сложная непонятная схема. И то, что команда ни при каких условиях не уйдет из «Формулы» даже при худших результатах. То есть деньги есть, а вклада в перспективу нет. Не завидую молодежи, катающейся в худшей команде на несколько лет вперед. Если только «Уильямс» не выстрелит с новым регламентом как «Браун», то будет еще несколько лет забвения.
«Хаас». Вот у американской команды ведь все прекрасно – кроме пилотов. Мое мнение не изменило даже пятое место в 2018 году. Грожан и Магнуссен – это просто нечто. Такую парочку надо было найти, конечно. Француз уже всё года четыре точно, и только благодаря машине иногда заезжал в хорошие очки. Но крашер из него – боже упаси. Последний сезон все показал наглядно – Грожан как путь в никуда. Магнуссен хотя бы что-то пытается делать, он действительно талантлив и может показывать результат. Но его чрезмерная агрессия на треке тоже его приводит к нестабильности и вылетам. Нет, я не совсем против таких пилотов, в современной чрезмерно безопасной «Формуле» это хорошо. Но Кевин иногда лезет туда, где вообще нет шансов пройти соперника, совершенно не думая о последствиях. Датчанин больше заслуживает места в «Хаасе», но Гюнтер Штайнер заслуживает большего. Болид неплохой был всегда. Им распоряжались плохо.
«Альфа Ромео». Расскажем в разрезе «Заубера» прошлых лет. Все было плохо и малосмотрибельно начиная с 2016 года. Честно сказать, даже удивлен сейчас тем, что в 2015 году «Заубер» даже какие-то большие очки брал за счет Фелипе Насра, обогнав «Макларен» с Баттоном и Алонсо. Просто не помнится выступлений тех лет. Затем да, провал на два сезона, хотя то девятое место, выгрызанное тем же Насром в Бразилии-2016, помнится хорошо. И Верляйн приезжал в очки, что тогда казалось каким-то чудом. Но все это так или иначе воспринимается как что-то сверхъестественное, в голове «Заубер» все равно был дном. С приходом «Альфа Ромео» стало лучше. А может, просто мотор «Феррари» стал лучше движка «Мерседеса» - «Хаас» ведь тоже в 2018 году приехал высоко. Поэтому так можно объяснить очень высокие результаты Леклера. Последний сезон был однозначно лучшим за многие годы – если бы Кими имел мотивацию, то с легкостью стал бы девятым в зачете (набрать еще 13 очков он мог везде), а вот Джовинацци скорее разочаровывает. Причем непонятно, чего ему не хватает. Возможно, он просто медленный сам по себе. Где-то ему не хватает смелых решений. Он выглядит скорее трусливым, нежели неопытным. Новый сезон должен все показать – ведь и Кими наверняка уже пьет больше, чем сидит за болидом, и самому Антонио уже 26. Если не выстрелит (а болид позволяет), то нет смысла говорить даже о месте в «Альфе Ромео». Какое ему еще «Феррари». Только сумасшедшие говорят о Джовинацци как о пилоте «Феррари».
«Рейсинг Поинт». Мне кажется, им с их перспективами светит место в районе «Уильямса». Вы скажете – но как же махинации Строллов? Разве там денег не будет так много, что можно разработать реально хорошую машину? Непонятно, что даст сделка с «Астоном Мартином» (а так будет называться команда с 2022 года). На данный момент команда только теряет – если Чеко еще может давать результат, то вот Лэнс в прошлом сезоне был крайне плох. Сомнительная команда. Сомнительное будущее.
«Альфа Таури». Если сезон 2018 года был дан им для того, чтобы перетерпеть «Хонду», то тогда все было сделано правильно. 2019 год показал, что «Торо Россо» может бороться за четвертое место при отсутствии технических и тактических проблем. Особенно это касалось Квята, который является едва ли не лучшим в пелотоне по бережливости машины. Когда надо – затерпит, когда надо – будет обгонять или выдавать лучшие отрезки на трассе в определенный период. У него всегда был запас, который он тратил исключительно расчетливо. Ему бы еще квалификации и старты подтянуть… Албон и Гасли были во многих случаях хуже в гонке, но за счет качественных квалификаций оставались выше Квята. И приносили очки «Торо Россо». Теперь главное – чтобы не промахивались с тактикой и поломками, потому что темп у команды есть, и он позволяет заезжать в очки – не побоюсь этого – двумя пилотами. Франц Тост выжимает максимум. А надо еще больше.
«Рено». Эти парни подписали Риккардо с целью быть в четверке лидеров в сезонах с новым регламентом. И скачок должен был быть уже в прошлом году – ведь два года назад «Рено» заслуженно были четвертыми (но не в лидерах – почти 300 очков от «Ред Булла»). Но на деле выдали лишь одну великолепную гонку в Италии. Все какие-то поломки, вылеты, непонятные истории, дисквалификации – что-то перевернулось в прошлом сезоне. Теперь пошли разговоры о переходе Дэна в «Ферарри», и это куда перспективней тумана вокруг французов сезона-2022. То, что ушел Хюлькенберг – это грустно, но правильно, потому что Окон ну просто на будущее лучше. Хочется на Эстебана посмотреть, конечно. А также на прогресс мотористов «Рено». Потому что прошлый сезон – шаг назад, если заводскую команду обогнали клиенты.
«Макларен». Вот здесь все идет просто великолепно. Избавившись от Алонсо (который, скажем прямо, был в команде ни себе, ни людям) и взяв парней на перспективу, весь сезон ехали просто великолепно. Хотя перед началом так не казалось – и результаты были на уровне «GP2 engine», и доверия к Сайнсу с Норрисом было мало. А они вон как раскатились с середины сезона – стабильно в очках весь сезон, уверенное четвертое место. Карлос вообще доехал до подиума в буйном Интерлагосе и стал шестым (!) в общем зачете. Сейчас у них появится уверенность в результатах, и Ландо должен подтянуться выше, а там можно попробовать и почаще на подиумы появляться. Все для этого есть. Такой «Макларен» импонирует больше. Молодой, свежий, которому есть что доказывать.
«Ред Булл». Все делается ради Макса. Так что несогласные могут выйти. Так сделал Риккардо. И сейчас это кажется немного необдуманным решением, так как Дэн чуточку сильнее Гасли, Квята и Албона. Где-то даже и не чуточку. Скорей всего, в «Ред Булле» оставили попытки выиграть Кубок Конструкторов, раз решили экспериментировать со вторым номером команды. Вопрос – почему Албон и Гасли ехали стабильно хуже Макса? Стабильно хуже всех лидеров. Неопытность – да. Но может ли вторая машина быть элементарно хуже первой? Вопрос на размышление. В любом случае очевидно то, что «Ред Булл» берет опыт «Мерседеса» и будет играть в командную тактику ради успехов Ферстаппена. Потому что ни Албон, ни Гасли не видятся мне равными Максу. Квят, к слову, тоже, но в отличие от молодежи, Даниил может выступить в роли Уэббера для голландца, надежно борясь за высокие места именно в «Ред Булле». Куда реалистичней видеть камбэк «быков» в составе Ферстаппен – Квят, нежели Ферстаппен – Албон/Гасли. Эти игры герра Марко с одной стороны понятны – попытка сделать голландца чемпионом во вред всему остальному. А с другой команда так и не станет тем надежным звеном, каким был в 2009-2013 годах. За «Ред Буллом» будет также интересно смотреть, как за «Маклареном». Их истории будут даже красочней фаворитов.
«Феррари». Ох… Я настаиваю, что переход Феттеля был ошибкой. Сам немец буквально сбежал из австрийской конюшни в поисках лучшей машины и мотивации побеждать. Но первые звоночки были уже тогда. Убежал он в кризисную «Феррари», максимум которой – третье место в личном зачете. Тут он правда ничего не мог сделать. А тогда, когда итальянцы сделали боеспособную машину, Себ слился на психологии. Это было в 2017 году, когда они с «Мерсом» были на равных, это произошло и в 2018 году, когда машина была лучшей. Это больно, но это правда. Два года назад «Феррари» вообще доверились не тому пилоту, потому что Кими ехал на равных с Феттелем, но его «попросили» помочь Себу с чемпионством, а не вредить ему. Эта история тянется еще с Монако-2017. Феттеля убила Германия-2018, авария в которой была такой глупой, что просто непонятно, как претендент на чемпионство вообще позволяет такое. Не помогала и команда, которая тактически вела себя неадекватно. Да и «Мерседес» со своими намеренными перестановками вставляли палки в колеса. После немец начал психовать, лезть в ненужные аварии, терять позиции, разворачиваться, что и вышло в итоге пятым чемпионством Льюиса. Ему почти ничего не надо было делать.
В прошлом сезоне Шарль прочухал, что Феттель выгорел, и попытался давить через тренерский мостик, чтоб клоунаду не устраивали. Где-то даже логично. Но нынешняя «Феррари» делает слишком опрометчивые поступки. В итоге дав посоревноваться обоим пилотам в течение сезона, мы увидели комедию в Бразилии, которая как бы рассказывала о всем, что происходило в том году в «Феррари»
Вся комедия заключалась в том, что многие кричали о силе «Феррари», а в итоге их размазали за 5-6 первых гонок. Надежды на Себа также не оправдались. Командный мостик творил неописуемые вещи. Работа с шинами была ужасной. Победу в Канаде откровенно украли. Леклер тоже по неопытности выдавал всякое. К Бинотто больше претензий, чем к Арривабене. Тяжелый сезон, тяжелый…
Что будет в новом сезоне – неизвестно. Главная надежда – что в «Феррари» сделают ставку на Леклера, потому что Феттель может только «пончики» крутить. Он не оправдал зарплату в 40 миллионов евро. Лучше было бы оставить в свое время Алонсо. Шарль выглядит куда лучше и боеспособней. Его сражения с Ферстаппеном в Австрии и Великобритании были шикарны. И быстрее. Этот парень точно не сдастся. А вот Себ может докатывать и уходить. Или пусть превозмогает себя и дает результат.
«Мерседес». Скажем так, недолюбливают их многие, в том числе и я. Причем даже не результатами – а методом их получения. Быстрые вы, и ладно. Но чтобы так явно использовать одного гонщика для победы другого – извольте побеситься от этого.
Командная тактика в «Мерседесах» была еще при Росберге. Нико как-то жаловался, что его настройки передают Льюису, поэтому они и поменялись механиками. А в Венгрии-2016 Хэмилтон не послушался приказа отдать позицию немцу. Игры Тото Вольффа с его вечно приложенным пальцем к кнопке «tactics» уже просто противны. Особенно они стали таковыми, разумеется, после 2018 года.
Лишние заезды на пит-стоп Вальтери, уступки прямо посреди трассы, излишне сердобольные сдерживания финна других ради того, чтоб Хэмилтон уехал подальше или наоборот приблизился – неудивительно, что Льюис после встряски 2016 года называет Боттаса «идеальным напарником». Причем такое происходит даже тогда, когда Вальтери утверждает, что борется за титул и даже не думает уступать Хэмилтону. Или чего хуже – так происходит на трассе, когда финн лидирует. К чему такие заявления, когда тебе из паддока частенько названивает Джеймс?
Иногда в Боттасе просыпается тот Вальтери времен «Уильямса» - обычно это происходит, когда мы кличем его «Боттас 2.0», «Боттас 3.0» и так далее. Так было в прошлом сезоне, когда на старте «Мерседес» просто уничтожал всех. Но затем выходят интервью Тото Вольффа, где он говорит про Вальтери как про человека, только помогающего Хэмилтону выигрывать.
Лицемерие – еще одна темная сторона «Мерседеса». Говоря одно, мы видим абсолютно другое. Стенания Льюиса о том, как безбожно уходят шины, ставя на них лучшие круги – это ли не отвратительно? Или о том, как плоха машина в течение сезона, да так плоха, что в течение всего сезона она делает дублей на половину гонок – это ли не противно? Выбегания на ложный пит-стоп из той же серии. Да, это такие игры «Мерседеса» ради привлечения внимания, причем весьма очевидные, на которые клюнуть легко. Рождается спортивная злость. Они, наверное, этим занимаются чисто из веселья для издевки над «Феррари». Но плюется от этого большая часть фан-сообщества «Формулы».
Если говорить про машину, то в последние три года «Мерседес» действительно уже не выглядит таким космовозом, как кажется. Точнее не так – с «Мерседесом» может бороться «Феррари» и немного Ферстаппен. Поэтому и взяли Боттаса, готового выполнить любые приказы поголовно. Хоть им и пользуются, как хотят, но задачу стабильно приезжать в призах он выполняет. Хотя для этого, конечно, многого не требуется – у финна большой опыт на моторе «Мерседеса» еще с «Уильямса».
В общем, тяжело высказываться про «Мерседес» без различных непонятных историй. Что Льюис, что Вальтери прекрасные гонщики, и показывай они себя в командах пониже, то добивались бы высоких результатов (хотя…). Но один из них гонится в самой лучшей машине без особой борьбы за рекордом Шумахера, а другой через указания команды ему потакает, и всех всё устраивает. Что должно произойти, чтобы Хэмилтон не стал восьмикратным? Чудо, наверное. Тащить его будут за уши. Как бы я не хотел обелить «Мерседес», этого сделать никак не получается. Хотя в душе и понимаю, что их чересчур недолюбливают. Но есть откровенно неприятные вещи, которые и отталкивают от «серебряных стрел».
2020 год: пускай гоняют как можно больше, но в пелотоне будет минимум изменений
Напоследок о перспективах проведения гонок в этом году. Я любитель порассуждать об изменениях в момент нарушения всех регламентов из-за какой-либо естественной причины.
Я не хочу проведения гонок с пустыми трибунами. Да, «Формула-1» для зрителей, и без нее эти покатушки будут казаться чем-то тренировочным. Это не будет отличаться от пятничных заездов. Если мы будем сидеть дома, то картинка будет бедная, унылая и похожа на гонки уровня картинга. А уж выявлять в такой ситуации чемпиона. А если еще и будет сокращенный сезон… Кому это надо?
Тогда мы приходим к тому, что нужно дожидаться окончания пандемии. Чтобы стопроцентно пускать на трассы зрителей, нужно ждать как минимум до августа. Все еще много зараженных, не во всех странах прошел пик, а из стран, где проходят гонки, только Китай близок к восстановлению, и то ему на это пришлось потратить три с лишним месяца. Ну допустим август, и что дальше предлагаешь?
Сейчас «Ф-1» идет по такому пути, что некоторые Гран-При переносит, а некоторые убирает совсем (Монако, Франция). Если допустить, что гонки возобновятся в августе, то с перенесенными получается 20 Гран-При – при одной гонке в неделю до Нового года не управятся. Поэтому тут два варианта – или ехать меньше, сократив до максимум 16-17 гонок (а то и меньше – не каждый проголосует за одну гонку в неделю), либо убирать сезон вообще и просто начать заново в 2021 году. Это те варианты, которые больше всего реалистичны.
Я как зритель голосую за максимальное количество гонок, но в то же время понимаю, что ценность такого чемпионства весьма специфическая. Сезон перед изменением регламента сам по себе имеет для команд меньшую стоимость, потому что машины не будут сильно обновляться, и все затраты пойдут на разработку нового болида. Но в чем загвоздка – машины на этот сезон готовы и ждут своего выхода. Их так или иначе надо обкатать. Можно, конечно, их дорабатывать до 2021 года, но тогда нужно и подтверждение отмены сезона. А нет – так давайте же гоняться как было. Сложно в этом плане все.
Можно помечтать и о сезоне 2020/21, где просто стартуют с условной Бельгии, только осенний этап будет дважды за сезон, то есть и гонок будет около 40. Можно отменить сезон и просто вернуть старт нового регламента на 2021 год, потому что это решение кажется опрометчивым. Можно просто отменить 2020 год. Можно его не отменять, а скатать какое-то количество Гран-При без выявления официального чемпиона. Можно сделать что угодно, правда.
Я бы остановился на последнем варианте – чтобы «Формула» устроила максимально большое количество гонок, но зачет был неофициальным. Либо официальным, но чтоб было проведено хотя бы 15 Гран-При. Скорей всего, так и произойдет. И это будет идеально.
Если говорить про результаты, то ожидать великих изменений нет смысла. В двух сезонах (2007 и 2008) перед изменением регламента коренным образом ничего не менялось, лишь «БМВ-Заубер» стал ближе к парочке «Феррари» и «Макларена», да «Хонда» только ниже провалилась. В остальном было все один в один. Поэтому в самой хорошей перспективе – это присоединение к борьбе за чемпионство Ферстаппена и еще большее уплотнение «второго дивизиона» с приближением по времени к лидерам. Возможно, взыграет совесть у Боттаса и ему дадут побороться с Льюисом за чемпионство и будет некое подобие 2016 года. Да и Леклеру тоже надо уже дать пространство для возможностей (что в нынешнем «Феррари» далеко не факт), потому что Феттель для борьбы за первое место должен теперь сделать что-то феноменальное.
Как будет вести себя Албон? Подтянутся ли «Макларен» и «Рено» к лидерам? Поедет ли высоко Квят? Как поедет «Уильямс»? Самый необычный сезон «Формулы-1» только впереди. Быстрей бы он уже начался!
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Владимир Астапкович; Gettyimages.ru/Charles Coates, Mark Thompson, Red Bull Content Pool; REUTERS/Toby Melville; LAT Images/Zak Mauger; DPPI Images/Florent Gooden; cr-images.de
WTF1 – лучший ютуб-канал про «Формулу-1». Его стоит смотреть хотя бы ради топового ведущего
Спасибо,давно так не ржал
Человек,который имеет 1 поул за сезон (меньше в большой шестёрке только у ферстаппена),половину сезона не выигрывающий в квалификации у напарника, чаще конкурентов сливающий старт,просто не обгоняющий прямых конкурентов,прямо взял бы титул у Хэма.Я просто напомню,что в гонках,где Феттель откатывался в конец(или просто назад по своей вине),Райкконен приехал впереди Хэмилтона лишь раз-в Остине.
В остальных гонках: Монца,Япония,Франция,Баку,Хоккенхайм,он был ниже.
Результаты команд прекрасно коррелируется с их бюджетом.
лайк). Советую. Можно поугарать -
https://www.youtube.com/channel/UC5gI7dfkxX77iSacD9v0uEQ