Как Хаккинен стал «Летающим финном» и съемка Феттеля с табличками в Канаде. Главный фотограф Гран-при – о закулисье гонок
От редакции: вы в новом блоге «Формула 1 Главная Трибуна». Поддержите автора подписками и плюсами!
Сегодня в моем блоге интервью с человеком из закулисья «Формулы-1» – одним из самых известных фотографов Марком Саттоном. Он с1992 года видит каждый Гран-при королевских гонок через объектив своей фотокамеры.
Старший брат Марка – Кит – фотографировал Сенну. И даже предлагал Айртона командам «Ф-1»
Мой брат стал профессионалом в 1980 году, а Айртона Сенну он встретил в 81-м. Кит тогда начал работать на журналы по всему миру. У него были контракты с бразильскими журналами, их интересовали бразильские гонщики, которые приехали в Европу. Такие люди, как Чеко Серра, их было немного. Конечно, Нельсон Пике был самым известным, он уже тогда гонял в «Формуле-1». Еще молодые пилоты, которые приезжают в Европу гоняться. И мой брат просто посмотрел список и увидел имя – Айртон Сенна да Силва.
Мой брат сделал фотографии Айртона Сенны на его первой гонке в «Формуле-3» и отправил в Бразилию. Потом Сенна пришел к нему на следующей гонке и сказал: «Я видел, ты меня фотографировал, ты профессиональный фотограф?». Брат ответил: «Да». Он сказал: «А ты можешь работать на меня, ты можешь меня фотографировать?». И брат согласился.
Еще Кит разработал бланк... Он разместил на нем лого Cенны, а внизу страницы – наш домашний адрес. Когда он все это сделал, то предложил Сенне выпускать пресс-релизы. Они уже существовали в то время. Мой брат предложил ему представить себя не только журналам, но также и командам «Формулы-1».
Они договорились. И мы начали рассылать пресс-релизы в команды «Ф-1». В них рассказывали про прогресс Сенны, «Формулу-Форд», «Формулу-Форд-2000», «Формулу-3». И он все везде выигрывал. И команды начали звонить к нам домой.
Моя мама ответила на звонок Берни Экклстоуна! Она не знала, кто это был, и прокричала, чтобы Кит услышал на втором этаже: «Звонит какой-то парень, Берни Экклстоун, хочет с тобой поговорить». И Кит прибежал вниз и начал говорить с Берни. Экклостун тогда владел «Брэбемом» и хотел, чтобы Сенна приехал на тесты. Потом нам звонил Фрэнк Уильямс, преддагал тесты на его машине, потом Колин Чепмен, владелец команды «Лотус». В общем, было много звонков почти от всех команд «Формулы-1» – звали Сенну на тесты на их машинах. А также был звонок из «Макларена», они только что выиграли чемпионат. И Сенна тестировал «Макларен».
О начале карьеры фотографа и самых известных фотографиях: столкновение Сенны и Брандла, Летающий Финн Хаккинен
1983 год. Мне было 18, я был еще в школе. Кит тогда сказал: «Давай, поехали, сделаешь фотки. Тебе 18, я достану тебе пропуск, и у тебя будет опыт».
Я снимал старт. гонки «Формулы-3». Болиды проехали через достаточно крутой поворот, и на следующем круге Сенна зашел внутрь, и я сфотографировал две машины бок о бок, Сенну и Брандла, Мартина Брандла. Через секунду Сенна приземлился на машину Брандла, они столкнулись. Но у меня не было серийной съемки, и я просто сделал один кадр.
А потом я снял, как они ходят вокруг машины. Гонку не остановили, просто отодвинули машины. Эти фотографии опубликовали везде, во всем мире! И до сих пор публикуются, потому что они – из большого сражения между Сенной и Брандлом.
Моя самая известная фотография – Летающий Финн, Мика Хаккинен на поребрике, когда он подлетел в воздух.
Нас было примерно десять человек фотографов, стояли в ряд. Я просто услышал скрип тормозов, поднял голову, навел камеру, и машина подлетела на поребрике очень-очень быстро, буквально за секунду. И у меня получилось четыре кадра. Болид приземлился и уехал в боксы. Я даже не был уверен, что все снял.
В тот же вечер мы проявили пленки в местной лаборатории. На следующее утро смотрели снимки в лайтбоксе – это такая белая коробка, где смотришь на свои пленки с лупой одну за одной. И мой брат закричал: «Посмотрите на это»! Это был Летающий Финн, в воздухе, полностью в фокусе, с выдержкой 1,25 секунды. Невероятно! Когда я показал Мике фотографию, он сказал:«Это невероятно! Дай мне ручку». И подписал «Мика Хаккинен. Летающий финн. 1993». И после этого все начали его называть «Летающий Финн».
Как снимали «Формулу-1» до появления цифровой фотографии
Мы носили с собой 20 или 30 пленок в среднем, каждый день. Как-то за одну гонку мы отсняли примерно 500 пленок. 500 пленок! Но проблема в том, что ты потом должен отсмотреть все фотографии! В цифре ты смотришь на фото, выбираешь снимок и отправляешь. Все. Но в те времена это было не так.
Самая сложная для работы фотографа трасса
Мне кажется, самые сложные для нас треки – те, которые построил Герман Тильке. Они все сделаны максимально безопасными. На них ты очень далеко от машин, там заборы, гравийные ловушки. Наверное, я бы сказал, Китай – самый плохой автодром: он весь выстрое вокруг безопасности, и ты далеко находишься от трассы. Это очень плоский трек, очень скучный.
Моя любимая трасса – в Монако. Потому что там все наоборот: в Монако можно потрогать машины. Ты на самом деле можешь снимать очень близко.
Как известный эпизод на Гран-при Канады 2019 года превратился в гифку
Это серия фотографий Себастьяна Феттеля, когда он меняет таблички в Канаде. Он пошел, взял табличку с номером 2 и поменял ее местами с номером 1. Я просто держал палец на кнопке, снял 72 кадра и сделал из них гифку. Сейчас это довольно известный эпизод в сети. «Формуле-1» не понравилось, что я это выложил, потому что там есть ограничения на съемки видео. Но это не видео, это просто кадры.
«Фотография года» – благотворительный проект Марка Саттона
Я начал делать такую штуку для благотворительности: последние три года я выбираю фотографию года и прошу гонщика подписать ее.
Три года назад в Канаде я снял золотой момент. Льюис Хэмилтон шел с кубком с подиума, я продолжал снимать сверху, с башни управления. Когда он уходил, на кубок попало солнце – на одну секунду или на одну микросекунду, и я сделал фотографию. Я сразу не понял, что получилось, посмотрел уже позже, прямо на камере: «Черт, это великолепно!».
А на следующий год у нас была такая фотка «беллей флоп» – Даниэль Риккардо в бассейне в Монако. Он не прыгал, просто остановился на краю и упал. Я сделал фотографию, отличную фотографию, он прямо на воде. Еще не в воде, брызги только поднялись. Это волшебная фотография.
Переходим к прошлому году. Я не знал, что выбрать, просмотрел весь сезон и не нашел фотографии, которая была бы мне интересна. Но потом, в Германии, я был на квалификации в первом повороте, и Макс высек кучу искр на быстром круге. Пилоты сперва проезжают прогревочный круг, а потом, в первом повороте, машина задевает днищем асфальт. Я скинул скорость шаттера, прицелился в это конкретное место и сделал эту фотографию в одной двадцатой секунды. Была куча искр на этом круге.
Получилась крутая фотография! А потом Макс выиграл гонку. И я сфотографировал его на финише, когда Макс выехал на стартовую прямую, под развевающийся клетчатый флаг. И как только он оказался передо мной, у него была поднята рука, фейерверк вспыхнул на фоне – я не видел этого в кадре, просто держал палец на кнопке и ничего не менял. А потом смотрел снимки на фотоаппарате и увидел, что это отличная фотография!
Сказал себе, что это и будет фотография года, но какую выбрать? С искрами или с фейерверком? Я выбрал обе, и Макс подписал их.
В прошлом году я много сделал для благотворительности. Мне это нравится.
Больше подробностей о работе фотографа, процессе съемок наших любимых Гран-при и еще пара историй от постоянного обиталтеля паддока – в видео с эксклюзивным интервью.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; suttonimages.wordpress.com