Столкновение Феттеля и Леклера: почему такой легкий контакт привел к катастрофе
Казалось, что гонщики едва соприкоснулись. Феррари Феттеля бок о бок с Феррари Леклера на прямой, ведущей к 4 повороту, колеса соприкасаются, поднимается едва заметное облако дыма. В этот момент все думают о безобидном контакте между шинами, но спустя мгновение становится понятно, что последствия очень серьёзные.
У SF90 Шарля Леклера разрушается корд правой передней шины вплоть до колесного диска. Удар колесного диска о подвеску немедленно её разрушает. Для Леклера гонка закончена, и он тут же сходит. Неожиданно Феррари Феттеля получает прокол левой задней шины, которая тут же разлетается на куски. Боксы слишком далеко и немец вынужден тоже припарковаться за пределами трассы и сойти.
Как такое, казалось бы, легкое касание, вызвало подобные разрушения.
Инженер Федерико Альбано предлагает разобраться почему же это произошло, используя данные телеметрии и 3D моделирование.
Столкновения, которые мы привыкли видеть.
На протяжении всего сезона между шинами происходит очень много контактов, почти все они остаются без последствий, хотя внешне - выглядят куда серьёзнее. Например, как контакт между Ферстаппеном и Хэмилтоном на последнем круге в Монако. Причина, по которой эти контакты колесо в колесо почти всегда не приносят вреда, заключается в том, что происходят они сугубо боком, на очень близких скоростях.
Незначительные различия в скорости минимизируют продольные нагрузки, возникающие в результате контакта. В этот момент остаются только боковые нагрузки. Но структуры, которые их поглощают (главным образом, подвески) имеют способность достаточно хорошо поглощать компрессию (в определённых пределах, конечно). Наконец, сама форма шин, со слегка выступающими плечами, имеет тенденцию дополнительно смягчать эти боковые удары, тем самым оставляя машины без повреждений.
3D реконструкция инцидента Феттель-Леклер.
Мы воссоздали контакт между Феттелем и Леклером в виртуальной реальности и смогли более подробно проанализировать момент касания левой задней шины немца и передней правой шины монегаска. Нам удалось рассмотреть момент касания под разными углами и сделать некоторые выводы.
Продольное воздействие.
Первое, что бросается в глаза, контакт в этом случае происходит не в поперечном направлении, а в продольном. Шина Феттеля фактически цепляется, хотя и на несколько сантиметров, за заднюю часть шины Леклера. Две шины сталкиваются не боком, что, вероятно защитило бы обоих пилотов, а в продольном направлении. Это само по себе ставит под удар как структуру шины, так и всю подвеску, не рассчитанную на то, чтобы выдержать нагрузки в продольном направлении.
Разрушительный удар: причина – разница в скорости.
Если уже тот факт, что удар был продольным, стал огромной проблемой, то воздействие удара, которое казалось минимальным, было на самом деле значительным. Фронтальное изображение, сильно искаженное объективами телевизионных камер, не позволяет оценить разницу в скорости между двумя SF90. Но онборд Леклера демонстрирует, что Феттель очень быстро проносится рядом с ним.
По данным телеметрии в момент контакта Феттель (у которого была открыта DRS) следовал со скоростью 329 км\ч, а Леклер - 315 км\ч. Разница в скорости 14 км\ч – очень большое значение, которое вместе с воздействием продольного удара, на самом деле, не оставляет шансов для шин обеих Феррари.
В результате нашего моделирования выяснилось, что два гонщика соприкоснулись шинами с нахлестом всего 4 см. Очевидно, мы не претендуем на абсолютную точность этого числа, но создается впечатление, что для того, чтобы избежать контакта, достаточно было небольшого дополнительного пространства. Очень жаль, что для команды гонка закончилась обоюдным сходом гонщиков, которые бросили друг другу вызов.
Может, подвеска все таки..