Добро пожаловать в мир мототриала!
Открывая блог, посвященный не самому популярному (очень незаслуженно!) виду спорта, я расскажу немного об истории, этапах становления и сегодняшнем состоянии мототриала.
Что же такое мототриал? Когда эра мотоциклетного спорта только вступала в свои права, производители и изобретатели соревновались в "испытаниях надежности" (слово "trial" и переводится с английского как "испытание"), тестируя возможности своих машин и доводя их до ума согласно стандартам безопасности и скорости того времени, пытаясь сделать макимально приспособленными для гонок по пересеченной местности. В наши дни надежность мотоциклов перестала быть главенствующей проблемой, и соответственно этому развился мотоспорт.
Мототриал - Mototrial (ранее "наблюдаемые испытания" - "observed trials") - в настоящее время является вершиной, взятой человеком при покорении любой, натуральной или искусственной, местности. Используя двух- или четырехколесную машину, спортсмен вновь и вновь доказывает, что любые препятствия могут быть завоеваны при идельных технике, чувстве равновесия, быстроте реакции, тренированности. Первой реакцией всех неискушенные зрителей, при виде препятствий, которые должны преодолеть спортсмены, обычно является "Это нереально!". Именно поэтому, а еще из-за возможности наблюдать за прохождением отрезка трассы буквально с нескольких метров, мототриал является одним из самых захватывающих и зрелищных видов спорта.
Соревнуются между собой несколько спортсменов, проходящих секции, содержащие множество самых различных, как природных, так и искусственных препятствий: валуны, бревна, русла рек, контейнеры, бочки, лестницы, склоны и прочее. Идеальным проезд по такому участку считается, если мотоциклист не коснулся какой-либо частью тела препятствий и уложился в определённый отрезок времени, за который полагается пройти секцию. За каждое нарушение полагаются штрафные баллы: за каждое касание один балл, если мотоцикл, предупреждая падение, хватает майндер (человек, который страхует триалиста во время прохождения участка, следит за временем, подсказывает) - пять баллов. Максимум за прохождение каждого участка можно получить пять баллов - в этом случае мотоциклист прекращает прохождение трассы и отправляется на следующий участок. Конечная цель - набрать как можно меньше баллов.
Различают два вида мототриала: аутдортриал и индортриал. Первый обозначает соревнования на открытом воздухе, второй - в помещении. Различаются, соответственно, и правила: если на открытом воздухе соревнования проводятся на пересеченной местности, на небольшом гористом или холмистом участке и трасса обозначается флажками, установленными на подъемах (на которых спортсмены прыгают по камням) и на склонах (где триалисты преодолевают различные канавки и ямы), то в закрытых помещениях сооружаются несколько препятствий (материал и форма могут быть практически любыми) и спортсмены проходят их по очереди одно за другим.
Существует достаточно разветвленная сеть турниров и соревнований по мототриалу: проводятся два чемпионата мира в году — по индортриалу (с января по март) и по аутдортриалу (с конца апреля по сентябрь). Чемпионат мира по индортриалу состоит из 9-12 этапов, по аутдортриалу — из 10-12. В первом участвуют шесть спортсменов, получивших это право по своему рейтингу, плюс один или два по приглашению организаторов. Во втором на одном этапе могут участвовать до двадцати пяти триалистов. Можно упомянуть о соревновании «Trial des nations» — «Триал наций», где борются между собой страны, а не отдельные пилоты. Здесь в индортриале участвуют Испания, Великобритания и Япония, а в аутдортриале помимо них есть сборные Франции, Италии, США, Польши, Чехии, Финляндии, Швеции и еще нескольких стран. Также разыгрываются национальные чемпионаты различных стран и чемпионаты мира среди юниоров, юношей и женский чемпионат мира.
Мототриал как вид спорта зародился в стране, подарившей нам футбол - Великобритании - в начале двадцатого века и расценивали его примерно также, как и гонки того времени - причуда богатеев, которые могут себе позволить иметь автомобиль или мотоцикл, и, что еще более важно, могут спокойно разбить их. Только во второй половине двадцатого века мототриал проник на континент, но уже в 1964-м году прошел первый чемпионат мира (аутдортриал). Победителем стал уроженец Великобритании Дон Смит (команда Greeves), получивший титул "International Trial Master". Он же становился чемпионом в 1967 и в 1969 годах, правда, в третий раз он уже представлял команду Montesa.
На сегодняшний день в мототриале безоговорочно доминируют испанцы, среди шестерки лучших мототриалистов мира четыре испанца, англичанин и японец. Все имена, достижения, победы и поражения обязательно последуют в последующих заметках. А пока -
Смотрите мототриал!