14 мин.

Самый суровый, трудный и беспощадный ралли-рейд в мире

Байки, звездный состав «Тойоты» и сибирская тайга.

Лето – звездный час гонок: «24 часа Ле-Мана», легендарные Гран-при «Формулы-1» и ключевые этапы десятка серий от «Ф-2» до WTCR и «Формулы Е». Есть чем порадовать и фанатов гонок по бездорожью: в мире ралли-рейдов 6 июля стартует грандиозный и жесткий ивент – «Шелковый путь».

Россия будет не просто наблюдать: заезд начнется в Иркутске и прокатится мимо Байкала на 700 километров по Восточной Сибири и Бурятии. Затем эстафету впервые в истории ралли примет Монголия с бескрайними степями, каменистыми плато, опасными холмами и пересохшими руслами рек. После гонщиков ждет Китай с дюнами пустыни Гоби, перепадом высот Алашаня, предгорными регионами и каменистыми ущельями. Участники проедут по пяти климатическим зонам и финишируют 16 июля в Дуньхуан.

Новый самый суровый рейд мира

С 1978 года главным событием в ралли оставался «Дакар». Именно на этом марафоне постоянно выпадали дикие и умопомрачительные маршруты: помимо стандартной поездки из Парижа в столицу Сенегала участникам, например, предлагали попутешествовать через всю Африку в Кейптаун, объездить всю Сахару и все страны Магриба вдоль и поперек. Позже марафон вовсе перенесли в Южную Америку – маршруты стали еще адовее, к рейду даже приклеилась пословица «За 14 дней проезжаешь по всем климатическим зонам и видишь все четыре поры года».

Однако со временем пилоты решили, что рейд стал даже слишком сложным: он требовал огромных финансовых затрат на пребывание сразу в нескольких странах, обслуживание машины и саму дорогу, а шанс хотя бы добраться до клетчатого флага в более-менее здоровом состоянии стремительно падал.

В 2019-м участники получили сильно сокращенный и упрощенный маршрут из 10 этапов. На 70 процентов путь состоял из дюн и всевозможных песков – создатели хотели привлечь больше любительских экипажей и нарастить массовость. По той же причине весь рейд перенесли на территорию Перу — фактически в одну пустынную местность между океаном и горами.

Резкий разворот моментально снизил конкуренцию: после лидирования на 9 из 10 этапов закономерно победил «Эмир пустыни» из Катара Нассер Аль-Аттия — один из лучших гонщиков по пескам в истории. Лучше всего по теме высказался двукратный чемпион мира по ралли и победитель «Дакара» в 2010-м и 2018-м Карлос Сайнс: «Нассер здесь как у себя на заднем дворе».

В 2020-м «Дакар» станет еще проще: ралли официально переехало из Южной Америки в Саудовскую Аравию. Теперь из маршрута однозначно выпадают километровые перепады высоты, заезды по жестким дорогам ущелий и перевалов, а также по грязи. Больше не будет кардинальных изменений климатических зон в процессе заезда — теперь легендарный рейд станет однообразным.

Однако мир не останется без интересного многодневного марафона – «Шелковый путь» как раз такой. Теперь он должен перехватить знамя самого сурового, трудного и беспощадного в мире.

Больше интриги и конкуренции

Естественный рост значимости «Шелкового пути» привел к дополнительному наплыву участников: если в 2017-м (2018-й нельзя сравнивать из-за разбивки ралли на два больших блока с месячным перерывом) 41 внедорожник, 21 грузовик и 30 машин чемпионата Китая по Ралли, то в 2019-м мы увидим уже 58 внедорожников, 16 грузовиков и 38 мотоциклов и квадроциклов. Общее число участников достигло 290 – до «Дакара» осталось совсем чуть-чуть.

Также в новом издании российско-китайского ралли впервые появятся байки – причем класс представят не какие-то любители, а вся фаворитская основа. Просто Международная мотоциклетная федерация оценила ситуацию по достоинству и включила рейд в календарь чемпионата мира, назначив за него двойные очки – и все заводские коллективы сразу же подали заявки. «КТМ», «Хускварна», «Хонда», и «Ямаха» привезут в Иркутск победителя «Дакара»-2017 Сэма Сандерленда, чемпиона Аргентины и пилота из современных топ-10 по ралли-рейдам Лусиано Бенавидеса, лучшую в мире женщину-гонщицу Лайю Санс, победителя двух этапов «Дакара» Адриена ван Беверена и главного неудачника южноамериканского рейда Хуана Барреду, выигравшего 22 этапа без единой общей победы. Россию в мотоциклах представит Анастасия Нифонтова – первая женщина, осилившая «Дакар» в общем зачете без помощи механиков.

Сэм Сандерленд

Анастасия Нифонтова

«Тойота» выставила не менее звездный состав во внедорожниках: за первое место схлестнутся Аль-Аттия, победитель прошлого «Шелкового Пути» Язид Аль-Раджи, весь цвет чемпионата Китая в лицах Фен Чена, Хуаня Вейджи и Ляня Вубин и опытнейший японец Акира Миура.

Язед Аль-Раджи

Нассер Аль-Аттия

В грузовиках поедут четыре экипажа «КАМАЗ-мастер» под управлением победителя прошлого «Шелкового Пути» Андрея Каргинова, двукратного вице-чемпиона рейда Антона Шибалова, победителя «Дакара»-2015 Айрата Мардеева и Сергея Куприянова. Конкуренцию им составят три «МАЗа» (второе место на «Дакаре»-2018 и третье – на «ШП»-2013), а также «Рено» Мартена ван ден Бринка.

Андрей Каргинов

Битва за победу будет высшего уровня.

Маршрут бьет по сложности последний «Дакар»

Давайте проясним: абсолютно любое ралли или рейд — очень трудные сами по себе. Гнать в тесной машине по пыльной дороге свыше 100 км/ч под пустынным солнцем и температурой в районе 40-45 градусов — испытание для самых-самых стойких и крепких вне зависимости от конфигурации пути. Просто доехать до финиша — уже нереальное достижение.

Но все-таки даже в безжалостных рейдах есть свои градации: одно дело — ехать десять дней подряд по примерно одинаковому песку, и совсем другое — после песчаного этапа на бивуаке вместо сна менять настройки машины и давление в шинах под степной отрезок с жестким и пружинящим грунтом. А именно последнее и ждет участников «Шелкового пути»: смена покрытия и условий на каждом этапе и полное отсутствие предсказуемости. Российско-монгольско-китайский марафон и в прошлые годы уже мог потягаться с «Дакаром» по сложности, но теперь, пожалуй, даже превосходит легендарный рейд по многообразию рельефа, дорог и климата. 

Заезд начнется в сибирской тайге — первые километры пройдут по жестким лесным дорогам между деревьев, долинам рек и сопкам. Они не прощают ошибок: малейшее неловкое движение рулем грозит обернуться тесным знакомством с иркутской елью или сосной, окончив рейд еще до преодоления первого этапа. На пустынных этапах такого не бывает: открытые пространства лояльны к мелким ошибкам и «стоят» на них всего лишь потерю одной-двух секунд.

Второй и третий этапы станут гонкой на выживание по многочисленным каменистым холмам. Они таят множество подвохов: из-за жесткого характера большей части дистанции появится желание проехать эти 500 км с максимальной скоростью, чтобы выиграть время на случай непредвиденных ситуаций на других спецучастках, но здесь буквально каждая кочка, выбоина или острый камень могут прикончить шину, подвеску либо днище машины. Гонщикам придется изо всех сил сдерживать себя и балансировать на грани максимально возможной атаки и осторожностью — а это психологически очень выматывает, из-за чего к концу первой сотни километров от первоначальной концентрации остается только половина. А если кто-то зазевается — то рискует попасть в коварный внезапный овраг, коих полно на втором и третьем этапах. Причем здесь не выйдет просто перевернуть машину и поехать дальше с временным штрафом, как на пустынных этапах: здесь любой кульбит означает мощный контакт с каменистой почвой — машина вряд ли такое переживет.

Монгольские степные этапы станут передышкой: более мягкая почва позволит разгоняться побыстрее. Главной сложностью станет уже жара и пылевая завеса от соперников: мотоциклы и даже внедорожники легко могут очутиться под колесами грузовика просто из-за сниженной видимости. Штурманов запутает огромное количество однотипных пейзажей и параллельных дорог: ориентироваться на подобных равнинах непросто, и все выигранное гонщиком раньше не раз и не два сливалось из-за навигационных ошибок. В качестве скрытой угрозы выступят небольшие соленые озерца — вода и грязь из них хорошо разъедают резину покрышек, так что неаккуратный пилот рискует закончить заезд из-за внезапного разрыва шины.

Лишь по приезду в Китай и пустыню Гоби гонщики встретятся с привычными по «Дакару» песками. Там же участников ждут и самые грандиозные перепады высот и температур за весь рейд: если длительная гонка ослабит мотор, то он вполне рискует «задохнуться» и больше не завестись буквально за сотню километров до финиша.

А на финальном этапе участников ждут сперва предгорья и повторение гонок по жесткому покрытию, а затем самые высокие стоячие дюны на планете. Благодаря «фундаменту» из растений они обычно оказываются намного жестче, чем выглядят со стороны — неопытный или неосторожный гонщик теоретически может поплатиться. 

«Шелковый путь» – самое красивое ралли

Помимо неоспоримых сложностей преодоления, маршрут российско-монгольско-китайского рейда поразит еще и визуальным разнообразием. Взгляните сами на иркутскую тайгу, где начнется гонка.

О Байкале и его красоте слышал, наверное, каждый человек на Земле.

Пусть из тайги в степи тоже может быть очень красивым.

По руслам ручейков тоже придется поездить.

Монгольские степи могут быть совсем разными: от выжженной солнцем ровной поверхности…

...до бескрайнего луга с кустарниковой растительностью.

И величественными опасными скалами.

Кажется, что это где-то на Марсе? Нет, это всего лишь первые километры по Монголии.

Пыльные предгорные дороги Алашаня словно сбежали из Большого Каньона.

Пустыня Гоби бесподобна – впрочем, как и всегда.

Ее барханы не зря прозвали «поющими песками» – ветер, пересыпающий песчинки, создает едва различимый звон. Путешественники и караванщики на старом Шелковом пути считали его голосами призраков.

Но глинистые китайские пустыни ничуть не хуже песчаных.

И, конечно же, грандиозные стоячие дюны.

Безусловно, у «Дакара» есть собственный колорит, но разве эти пейзажи не прекрасны? Саудовской Аравии придется очень постараться, чтобы переплюнуть природу, по которой пролегает «Шелковый путь». У него есть все, чтобы стать флагманским рейдом мира уже в 2019-м— осталось только как следует отгреметь и удивить зрителей.

Фото: Toyota; instagram.com/silkwayrally; silkwayrally.com; Gettyimages.ru/Dan Istitene, Dean Mouhtaropoulos; globallookpress.com/Flavien Duhamel/Red Bull Content Pool; instagram.com/nifontova13; РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Toyota на ралли "Шелковый путь"
32 комментария
вы тайгу от обычного лиственного леса отличаете?)
а вообще, можно было их просто по дорогам России пустить - тоже за каждым поворотом можно угодить в овраг или острый камень может окончить путь)
+89
-4
+85
> Взгляните сами на иркутскую тайгу
Ахахаха. И показывают фото берёзового леса.
+41
0
+41
вы тайгу от обычного лиственного леса отличаете?) а вообще, можно было их просто по дорогам России пустить - тоже за каждым поворотом можно угодить в овраг или острый камень может окончить путь)
Москва - Джубга по "альтернативной" М4 дороге
+12
0
+12
Комментарий удален
Давайте уже хлеба, устали от зрелищ!
+9
-2
+7
16 грузовиков - негусто
+9
-2
+7
Пусть проедут по М5 от Самары до Челябинска, даже по асфальту не все доедут до финиша!
+6
-1
+5
А где можно будет смотреть эти гонки? Матч тв покажет? Или Евроспорт?
+5
0
+5
Никогда дакар не смотрел,а вот это годно.главное природу чтобы не затронули.а то начнут леса валить.типа для ралли,а сами в китай лес.и на остановках не засерали бы еще
+7
-3
+4
Ну так себе состав, конечно. Николаева нет, Ивеко в полном составе нет, чехов нет. Во внедорожниках французов из Пежо нет (а пару лет назад были!), как уже и самой Пежо. X-Raid? Тоже, кажется, нет.
Ну и кто же тут бьёт Дакар?
Да, маршрут конечно может и интереснее, но ведь гонка (даже ралли-рейд) это не только один маршрут...
Грустно без торжественного старта в Москве, это всегда было прикольное и яркое шоу, но конечно понятно, что и другим регионам хочется на такое событие посмотреть. В общем, я бы подождал бросаться такими громкими заголовками. Один из топовых эвентов среди ралли-рейдов? Да. "Самый суровый, трудный и беспощадный в мире"? Посмотрим...
+5
-1
+4
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий